город Самара |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А72-7234/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Митиной Е.А., рассмотрев без вызова сторон дело по апелляционной жалобе Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2021 года в виде резолютивной части (.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-7234/2021 (судья Чернышова И.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Согласие", г. Ульяновск к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г. Ульяновск о взыскании 643 032 руб. 65 коп. - неосновательного обогащения, 10 922 руб. 75 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами; об обязании передать истцу документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта по многоквартирному дому N 5 по проезду Полтавский в г. Ульяновске в 10-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу; с участием третьего лица: Агентство государственного строительства и жилищного надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Согласие" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о взыскании 643 032 руб. 65 коп. - неосновательного обогащения, 10 922 руб. 75 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами; об обязании Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области передать ООО "УК Согласие" копию договора с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома; копии договоров займа и (или) кредитных договоров, погашение предоставленных в соответствии с которыми займов и (или) кредитов осуществлялось за счет средств, поступающих на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, и копии документов, подтверждающих погашение указанной задолженности; копии документов, содержащих информацию: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о суммах начисленных и уплаченных пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о каждом помещении в многоквартирном доме, включая сведения о его собственнике и общей площади такого помещения; о проведенном капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и о документах, подтверждающих оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (в случае проведения капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома); иную информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, предусмотренную законодательством Российской Федерации (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. При этом материалы дела в электронном виде были размещены в режиме ограниченного доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2 статьи 228 Кодекса).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2021 года в виде резолютивной части (мотивированное решение от 15 сентября 2021 года) ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено; исковые требования удовлетворены частично; на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "УК Согласие" копию договора с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома; копии договоров займа и (или) кредитных договоров, погашение предоставленных в соответствии с которыми займов и (или) кредитов осуществлялось за счет средств, поступающих на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, и копии документов, подтверждающих погашение указанной задолженности; копии документов, содержащих информацию: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о суммах начисленных и уплаченных пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о каждом помещении в многоквартирном доме, включая сведения о его собственнике и общей площади такого помещения; о проведенном капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и о документах, подтверждающих оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (в случае проведения капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома); в остальной части иска отказано; с Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Согласие" взыскано 643 032 руб. 65 коп. - неосновательное обогащение, 10 922 руб. 75 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 22 080 руб. - в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что выводы суда первой инстанции в части взыскания денежных средств не соответствует обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта первой инстанции, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, ООО "УК Согласие" является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом N 5 по проезду Полтавский в городе Ульяновске.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД N б/н от 19.11.2019 собственники помещений приняли решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - на специальном банковском счете; о выборе владельца специального банковского счета - ООО "УК Согласие", о выборе кредитной организации - АО "АЛЬФА-БАНК".
В связи с указанным решением ООО "УК Согласие" 29.11.2019 открыло специальный банковский счет N 40705810329280000331 в Филиале "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г. Нижний Новгород, для учета взносов на формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений МКД.
Установлено, что о принятых собственниками помещений МКД вышеуказанных решений ООО "УК Согласие" уведомило ответчика письмом 21.11.2019 (вх. от 22.11.2019).
Агентство государственного строительства и жилищного надзора Ульяновской области решение собственников не оспорило.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по перечислению на специальный банковский счет истца денежных средств фонда капитального ремонта, поступивших от собственников жилых помещений МКД.
При разрешении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 указанной статьи решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Решение собственников помещений МКД N б/н от 19.11.2019 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а именно, о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете управляющей компании вступило в силу 22.11.2020.
Однако, как установлено судом, у истца отсутствует информация о поступивших денежных средствах в фонд капитального ремонта, формируемого региональным оператором; денежные средства в течение пяти дней от ответчика на специальный банковский счет истца не поступили.
В ответе на претензию истца (исх. 12.04.2021) о перечислении денежных средств ответчик сослался на невозможность перечисления денежных средств в связи со сменой руководителя, что послужило основанием для обращения истца суд.
Принимая во внимание, что ответчик, получив решение собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - на специальном банковском счете, не перечислил истцу денежные средства, полученные от собственников в счет оплаты взносов за капитальный ремонт, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
На основании п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
На основании указанных положений закона, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика 643 032 руб. 65 коп. - неосновательного обогащения и 10 922 руб.75 коп. -процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2021 по 28.05.2021.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 173 ЖК РФ при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 578-П "Об утверждении Положения о порядке передачи владельцу специального счета и (или) региональному оператору документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме", в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте) Региональный оператор или владелец специального счёта в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня вступления в силу решений, указанных в пунктах 2 или 3 настоящего Положения, представляет владельцу специального счёта или региональному оператору следующие документы, содержащие сведения о формировании фонда капитального ремонта: 1) копию протокола общего собрания собственников помещений, содержащего решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора или специальном счёте и формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте или на счёте регионального оператора; 2) копию договора с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счёт для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома; 3) копии договоров займа и (или) кредитных договоров, погашение предоставленных в соответствии с которыми займов и (или) кредитов осуществлялось за счёт средств, поступающих на специальный счёт для формирования фонда капитального ремонта, и копии документов, подтверждающих погашение указанной задолженности; 4) копии документов, содержащих информацию: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о суммах начисленных и уплаченных пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о каждом помещении в многоквартирном доме, включая сведения о его собственнике и общей площади такого помещения; о проведённом капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и о документах, подтверждающих оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (в случае проведения капитального ремонта за счёт средств фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома); иную информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Поскольку доказательств передачи вышеуказанной документации ответчиком истцу не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика передать истцу документы: копии договора с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома; копии договоров займа и (или) кредитных договоров, погашение предоставленных в соответствии с которыми займов и (или) кредитов осуществлялось за счет средств, поступающих на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, и копий документов, подтверждающих погашение указанной задолженности; копии документов, содержащих информацию: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о суммах начисленных и уплаченных пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника помещения; о каждом помещении в многоквартирном доме, включая сведения о его собственнике и общей площади такого помещения; о проведенном капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и о документах, подтверждающих оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту (в случае проведения капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома).
Оценивая доводы заявителя жалобы о том, что истцом был нарушен порядок оформления протоколов общего собрания собственников помещений в МКД, установленный Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (подпункты а и ж пункта 20), суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Доказательства того, что в нарушение пункта 20 Требований уполномоченному органу истцом не были представлены реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества; письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, суду не представлены, на наличие таких обстоятельств ответчик в переписке с истцом не ссылался.
Из материалов дела также не следует, что ответчиком были возвращены документы истцу в связи с указанными нарушениями, либо в их принятии было отказано, а истцу сообщено о необходимости устранения недостатков направленных документов. В ответе на претензию истца Фонд обосновывал невозможность перечисления денежных средств сменой руководства.
При таких обстоятельствах оснований, позволяющих освободить ответчика от возложенной на него законом обязанности по направлению истцу необходимых документов, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 августа 2021 года в виде резолютивной части (мотивированное решение от 15 сентября 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-7234/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через суд первой инстанции.
Судья |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7234/2021
Истец: ООО "УК СОГЛАСИЕ"
Ответчик: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Агенство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ