город Воронеж |
|
8 ноября 2021 г. |
Дело N А08-8977/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.А.,
при участии в заседании
от ИФНС России по г. Белгороду: Косовой Н.А. - представителя по доверенности от 09.09.2020 N 178, действительна до 09.09.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Управления Федерального казначейства Белгородской области: Богат Ю.А. - представителя по доверенности от 18.01.2021 N 2600-1719/4, действительна до 24.12.2023, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС": Селюковой Л.А. - представителя по доверенности от 24.09.2021 N 1, действительна до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Министерства финансов Российской Федерации: Богат Ю.А. - представитель по доверенности от 18.01.2021 N 2600-1719/1С, сроком до 24.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от УМВД России по Белгородской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России по г. Белгороду и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2020 по делу N А08-8977/2019 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС" (ИНН 3123196045, ОГРН 1093123005216) к ИФНС России по г. Белгороду, Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531) о взыскании процентов за нарушение срока возврата НДС,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС" (далее - ООО "ФЕНИКС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением о взыскании в солидарном порядке с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду и Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Феникс" процентов за нарушение срока возврата НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в сумме 305 056,60 руб., а также судебных расходов в сумме 9 101 руб. и 50 000 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ - т. 1 л.д.125).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Управления Федерального казначейства Белгородской области, УМВД России по Белгородской области
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2020 по делу N А08-8977/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2020 по делу N А08-8977/2019 отменено. На инспекцию возложена обязанность произвести возврат процентов за период с 17.09.2018 по 29.07.2019 в размере 170 181 руб. 34 коп. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 года. Также с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 105 руб. и судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 27 890 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2021 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А08-8977/2019 отменено в части возложения на инспекцию ФНС России по г. Белгороду обязанности произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" процентов в сумме 170 181 руб. 34 коп. за период с 17.09.2018 по 29.07.2019 за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 года и в части взыскания с инспекции ФНС России по г. Белгороду в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 6 105 руб. и оплату услуг представителя в размере 27 890 руб. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
В остальной части постановление апелляционного суда оставлено без изменения.
В связи с чем, с учетом постановления Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2021 судом апелляционной инстанции рассматриваются жалобы налогового органа и Министерства финансов РФ в части обязания произвести возврат обществу процентов за период с 17.09.2018 по 29.07.2019 в размере 170 181 руб. 34 коп. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 года.
Мотивируя требования апелляционной жалобы в части отсутствия оснований для начисления процентов за нарушение срока возврата НДС, ИФНС России по г. Белгороду ссылается на то, что возврат из бюджета сумм НДС не произведен налогоплательщику по независящим от налогового органа причинам на стадии исполнения решения. По повторно представленному обществом 04.07.2019 в налоговый орган заявлению налоговый орган принял решение 29.07.2019, т.е. в установленный п. 6 ст. 78 НК РФ срок, заявка исполнена органом федерального казначейства 30.07.2019. В связи с чем оснований для начисления процентов не имеется.
Министерство финансов Российской Федерации ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству финансов РФ.
В своих дополнительных пояснениях по жалобе Министерство указало, что в соответствии с Протоколом выемки от 17 сентября 2018 года Заявка на возврат была записана (скопирована) на носитель информации (оптический компакт-диск однократной записи "VS" CD-R), после чего в ППО "АСФК" данная Заявка была отклонена, сформирован Протокол ПРТ2600-1825955 от 17.09.2018 (с указанием причины отказа исполнения Заявки -"Постановление о производстве выемки по уголовному делу N 11701140029000080"). После вынесения 16 мая 2019 года Октябрьским районным судом г. Белгорода постановления о прекращении уголовного дела по обвинению Бакирова М.М. в уголовном преступлении предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ, в соответствии с п.5 ч.3 ст.81 УПК РФ в адрес УФК по Белгородской области осуществлен возврат ранее изъятого вещественного доказательства -оптического компакт-диска, содержащего файл (заявку) на возврат N 3123ZV200020834 от 12.09.2018. Копия постановления Октябрьского районного суда г. Белгорода от 16.05.2019 по уголовному делу, с приложением бумажного конверта с CD "VS", поступила в Управление 26 июня 2019 года (вх. N 2767). Вместе с тем, указанная заявка на возврат N3123ZV200020834 от 12.09.2018, находящаяся на оптическом компакт-диске не являлась актуальной, в связи с чем не могла быть использована Управлением на законных основаниях для возобновлению процедуры возврата сумм НДС указанных в ней. Даная позиция поддержана УФК Белгородской области.
Управление полагает, что именно на налоговом органе лежит обязанность по возобновлению процедуры возврата сумм налога при устранении препятствующих обстоятельств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители УМВД России по Белгородской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения третьего лица апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам:
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.12.2017 ООО "Феникс" представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Белгороду налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2016 года с номером корректировки N 4, в которой сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 2 986 139 руб.
Налоговым органом в соответствии со ст.88 Налогового кодекса РФ в период с 01.12.2017 по 16.07.2018 проведена камеральная проверка представленной декларации. По окончании мер налогового контроля ИФНС по г. Белгороду принято решение N 713 от 03.08.2018 о возмещении ООО "Феникс" налога на добавленную стоимость в сумме 2 986 139 руб.- т.1 л.д. 14.
15.08.2018 в адрес налогового органа ООО "Феникс" направлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа) с указанием сведений о счете в банке.
12.09.2018 по итогам рассмотрения заявления общества инспекцией вынесено Решение N 17647 о возврате сумм излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога и решение N 614 о зачете сумм налога на сумму 52 893,00 руб. в счет уплаты по НДС за 1 квартал 2016 г. ( т.1 л.д. 68-69). С учетом произведенного зачета сумма НДС, подлежащая возмещению составила, 29333246 руб.
12.09.2018 решение о возмещении сумм налога, направлено на исполнение в УФК по Белгородской области,
Однако 17.09.2020 УФК по Белгородской области возвратило заявку 3123ZV200020834 от 12.09.2018 на возврат, указав причину возврата: Постановление о производстве выемки по уголовному делу N 11701140029000080.
Как пояснило Министерство финансов РФ на основании постановления о производстве выемки от 17.09.2018 по уголовному делу N 11701140029000080, 17.09.2018 произведена выемка Заявки на возврат УФНС России по Белгородской области N 3123ZV200020834 от 12.09.2018, что подтверждается Протоколом выемки от 17.09.2020.
В адрес налогового органа направлен сформированный Протокол ПРТ2600-1825955 от 17.09.2018 (с указанием причины отказа исполнения Заявки - постановление о производстве выемки по уголовному делу N 11701140029000080) - т.1л.д.70.
В последующем Октябрьским районным судом г. Белгорода вынесено Постановление от 16.05.2019 о прекращении уголовного дела по обвинению Бакирова М.М. (директора ООО "Феникс") в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, по основанию, предусмотренному ст. 24 ч.1 п.2 УПК РФ за отсутствием в действиях состава преступления. За Бакировым М.М. признано право на реабилитацию (т.1.л.д.93-98)
Согласно постановлению от 16.05.2019 УФК по Белгородской области возвращен изъятый оптический компакт-диск, содержащей Заявку на возврат N 3123ZV200020834 от 12.09.2018.
Поскольку, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета. возвращена не была, 03.07.2019 ООО "Феникс" повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении НДС.
На основании новой заявки на возврат УФНС России по Белгородской области N 3123ZV321000116 от 29.07.2019, денежные средства перечислены УФК по Белгородской области 30.07.2019 по платежному поручению N665301 произведено списание средств со счета 40101810300000010002 на расчетный счет ООО "Феникс" на сумму 2 571 832.67 руб. (с учетом решения инспекции о зачете суммы недоимки в счет сумм НДС, подлежащих возмещению).
Таким образом, фактически НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в размере 2 571 832, 67 руб. был возвращен ООО "Феникс" 30.07.2019.
Полагая, что налоговым органом нарушен срок возврата НДС, поскольку денежные средства должны были быть возвращены 12.02.2018, а фактически поступили на расчетный счет 30.07.2019, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата НДС с двух ответчиков (налогового органа и Министерства финансов) солидарно.
Расчет процентов в общей сумме 305 056 руб. сделан обществом, исходя из суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, в размере 2986139 руб. (без учета сумм, направленных инспекцией в зачет имеющейся недоимки по налогу), за период с 12.02.2018 по 29.07.2019.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции, сославшись на пункт 8.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), указал на нарушение инспекцией сроков проведения камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации, в связи с чем пришел к выводу о том, что спорная сумма налога должна была быть возвращена налоговым органом 12.02.2018. При этом довод налогового органа о том, что фактически сумма налога не могла быть им возвращена в установленный законом срок, поскольку после направления им заявки на возврат в УФК по Белгородской области реальное перечисление денежных средств осуществляет орган казначейства, оценен судом как основание для привлечения Министерства Финансов Российской Федерации для участия в деле в качестве соответчика.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, поскольку ООО "Феникс" заявление о возврате сумм НДС подано в налоговый орган 15.08.2018, то есть после принятия инспекцией решения от 03.08.2018 N 713, процедура возврата налога в данном случае регулируется пунктом 6 статьи 78 НК РФ, в связи с чем спорная сумма налога должна была быть возвращена обществу 17.09.2018 (с учетом выходных дней). С учетом проведенного инспекцией зачета суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет уплаты имеющейся у ООО "Феникс" недоимки, размер подлежащих взысканию процентов скорректирован. При этом, судом указано, что наличие объективных препятствий для своевременного исполнения УФК по Белгородской области заявки налогового органа от 12.09.2018 N 3123ZV200020834 ввиду ее изъятия при производстве выемки в рамках предварительного расследования уголовного дела, само по себе не свидетельствует о законном удержании налоговым органом денежных средств в бюджете.
В отношении требований к Министерству Финансов Российской Федерации судом указано на отсутствие оснований для их удовлетворения, поскольку указанное лицо не является администратором доходов бюджета и не принимает решений о возврате денежных средств из бюджета, а является лишь исполнителем поручений администраторов доходов соответствующего бюджета.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в отношении отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству Финансов Российской Федерации и в отношении порядка исчисления срока исполнения инспекцией обязанности по возврату сумм налога.
Вместе с тем, частично отменяя постановление суда апелляционной инстанции в части обязания произвести возврат обществу процентов за период с 17.09.2018 по 29.07.2019 в размере 170 181 руб. 34 коп. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 года и отправляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о необходимости начисления процентов вне зависимости от вины налогового органа, поскольку неисполнение заявки на возврат денежных средств в период с 17.09.2018 по 16.05.2019 связано с действиями следственных органов, а случае возврата следственными органами изъятой в рамках предварительного расследования уголовного дела заявки на возврат обществу НДС, процедура организации исполнения ее требований подлежит возобновлению.
Применительно к данному обстоятельству судом кассационной инстанции указано на необходимость исследования вопросов о том, кому именно: УФК по Белгородской области или налоговому органу - возвращена заявка и было ли известно налоговому органу о возврате заявки после принятия судом общей юрисдикции постановления от 16.05.2019.
Указания суда кассационной инстанции, в том числе на толкование процессуального законодательства, изложенные в его постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (часть 2.1 статьи 289 Кодекса).
Выполняя в порядке части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания суда кассационной инстанции, направившего дело на новое рассмотрение, судебная коллегия, установила следующие фактические обстоятельства дела:
на основании постановления о производстве выемки от 17 сентября 2018 года по уголовному делу N 11701140029000080 17 сентября 2018 года была произведена выемка заявки (файла) на возврат денежных средств подлежащих перечислению на расчетный счет ООО "Феникс" N 3123ZV200020834 от 12.09.2018 на сумму 2892176,67 рублей.
Как пояснил представитель Министерства финансов РФ, в соответствии с протоколом выемки от 17 сентября 2018 года вышеуказанная заявка была записана (скопирована) на носитель информации (оптический компакт-диск однократной записи "VS" CD-R), после чего в ППО "АСФК" данная Заявка была отклонена, сформированный Протокол ПРТ2600-1825955 от 17.09.2018 (с указанием причины отказа исполнения Заявки -"Постановление о производстве выемки по уголовному делу N 11701140029000080"). Протокол ПРТ2600-1825955 от 17.09.2018 направлен в УФНС России по Белгородской области по электронным каналам связи.
В связи с чем в период с 17.09.2018 осуществленная следственными органами выемка файла с заявкой на возврат НДС повлекла невозможность фактического возврата денежных средств по независящим от налогового органа причинам, ввиду отсутствия файла с заявкой на возврат денежных средств как у налогового органа, так и у органа Федерального казначейства.
16 мая 2019 года Октябрьским районным судом г. Белгорода вынесено постановление о прекращении уголовного дела по обвинению Бакирова М.М. в уголовном преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ. Указанным постановлением в соответствии с п.5 ч.3 ст.81 УПК РФ осуществлен возврат УФК по Белгородской области ранее изъятого вещественного доказательства -оптического компакт-диска, содержащего файл (заявку) на возврат N 3123ZV200020834 от 12.09.2018.
Копия постановления Октябрьского районного суда г. Белгорода от 16.05.2019 по уголовному делу, с приложением бумажного конверта с CD "VS", поступила в Управление 26 июня 2019 года (вх. N 2767).
Таким образом, оптический компакт-диск содержащий файл (заявку) на возврат N 3123ZV200020834 от 12.09.2018 поступил в казначейство 26.06.2019.
Согласно пояснениям представителя налогового органа (аудиозапись судебного заседания от 21.10.2021) постановление о прекращении уголовного дела по обвинению Бакирова М.М. в уголовном преступлении предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ поступило в инспекцию 17.05.2019 г. вх. N 19326.
В связи с чем, налоговый орган был уведомлен об устранении препятствий в возврате сумм НДС, в связи с чем, должен был предпринять меры по установлению факта получения изъятой заявки органом федерального казначейства.
При этом представители налогового органа и федерального казначейства полагают, что оснований для исполнения возращенной заявки не имелось, поскольку Октябрьский районный суд г. Белгорода своим постановлением от 16.05.2019 не обязал Управление инициировать процедуру исполнения возвращенной Заявки содержащейся на оптическом компакт-диске, а также сообщать информацию о её получении в УФНС России по Белгородской области.
Также ссылаясь на положение п. 8.5 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8 казначейство полагает, что правовых оснований для инициирования процедуры исполнения полученной из Октябрьского районного суда г. Белгорода в соответствии с постановлением от 16.05.2019 заявки содержащейся на оптическом компакт-диске у Управления не было.
Оценивая данные возражения представителей сторон, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим:
Порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных), подлежащих возмещению сумм налогов за счет средств соответствующих бюджетов урегулирован положениями статей 78, 79 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 160.1 и статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н).
В силу положений пункта 2 статьи 160.1 БК РФ в отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета.
Статьей 176 НК РФ установлен следующий порядок возврата налога на добавленную стоимость налогоплательщику: сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога налоговым органом принимается решение о возврате суммы налога.
На основании оформленного решения о возврате налоговый орган оформляет поручение на возврат суммы налога и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства в виде заявки на возврат. (Письмо ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-8/21578@ "О порядке исполнения решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость").
Форма заявки на возврат (0531803), утверждена Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", является платежным документом на основании которого производится перечисление средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, для исполнения исполнительного документа.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (пункты 6, 7 и 8 статьи 176 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство производит перечисление средств по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Процедура возврата средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентирована Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н).
С учетом положений пункта 27 Порядка N 125н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
Следовательно, возврат денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительного документа во исполнение соответствующих требований вступившего в законную силу судебного акта осуществляется в соответствии с Порядком N 125н, путем представления должником в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соответствующего документа - Заявки на возврат.
Как следует из материалов дела, изъятая на возврат налога заявка на основании постановления о производстве выемки от 17.09.2018 была возвращена следственными органами в УФК по Белгородской области 26.06.2019 г. Налоговый орган был извещен о постановлении Октябрьского районного суда г. Белгорода от 16.05.2019 - 17.05.2019.
В связи с чем, с учетом извещения инспекции о возврате заявки в адрес казначейства исходя из содержания судебного акта, а также даты возврата данной заявки 26.06.2019, именно с 26.06.2019 препятствия в возврате сумм налога были устранены.
При этом, из материалов дела следует, что после возвращения заявки на основании постановления от 16.05.2019 процедура возврата налога налоговым органом фактически не возобновлена, а начата заново на основании заявления ООО "Феникс" от 03.07.2019 и сумма налога возвращена обществу только 30.07.2019, т.е. оформлена новая заявка на возврат.
При этом оптический диск, содержащий заявку на возврат от 12.09.2018, был возвращен УФК по Белгородской области, 26.06.2019, а о вынесенном постановлении инспекция извещена 17.05.20219.
Следовательно, налоговый орган, руководствуясь положениями п. 27 Порядка, обязан был принять меры по возобновлению процедуры возврата сумм налога, поскольку невозможность фактического возврата денежных средств по независящим от налоговых органов причинам ввиду отсутствия файлов с заявками на возврат денежных средств у налоговых органов была устранена. Между тем налог был возвращен обществу только 30.07.2019 г.
В связи чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости начисления процентов за нарушение срока возврата сумм НДС за период с 26.06.2019 по 29.07.2019, который составляет 17 949,98 руб. (2 571 832,67 руб. x 7,5% (33 д) +2 571 832,67 руб. x 7,25% (1д)
Ссылка Министерства финансов РФ на неактуальность заявки на возврат N 3123ZV200020834 от 12.09.2018 на основании положений п. 8.5. Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н, отклоняется коллегией.
В соответствии с пунктом 8.5. Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н действовавшем на момент формирования вышеуказанной Заявки, документы, поступившие в Федеральное казначейство (органа федерального казначейства) по истечении времени, указанного в настоящем пункте, исполняются в течение следующего рабочего дня. Документ действителен для представления в органа Федерального казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что положения данного пункта не распространяются на рассматриваемую ситуацию, когда изъятие заявки происходит по независящим от воли сторон основаниям.
Также вышеназванное обстоятельство не является основанием для принятия налоговым органом новых решений и заявок на возврат, поскольку все необходимые действия были совершены налоговым органом ранее в установленный срок.
В случае возврата следственными органами ранее изъятой в рамках расследования уголовного дела заявки на возврат НДС, процедура организации исполнения ее требований подлежит возобновлению.
Указанная позиция о необходимости возобновления процедуры организации исполнения требований заявки отражена в Определении Верховного суда РФ от 15.10.2019 N 307-ЭС19-17523, от 30.12.2019 N 307-ЭС19-24657.
При этом, из материалов дела следует, что после возвращения заявки на основании постановления от 16.05.2019 процедура возврата налога налоговым органом фактически не возобновлена, а начата заново на основании заявления ООО "Феникс" от 03.07.2019 и сумма налога возвращена обществу только 30.07.2019. Инициируя данную процедуру заново, налоговый орган не устанавливал обстоятельства факта возврата заявки в орган федерального казначейства, оформив новую заявку, что свидетельствует о возможности самостоятельного возобновления налоговым органом процедуры возврата.
Доводы общества о необходимости взыскания с налогового органа процентов за нарушение срока возврата в сумме 305 056,60 руб., отклоняются коллегией как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 176 НК РФ в случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по 5 налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 - 11 настоящей статьи не применяются.
В данном случае заявление о возврате налога было подано ООО "Феникс" налоговый орган 15.08.2018, то есть после дня, когда решение о возмещении налога на добавленную стоимость должно было быть вынесено налоговым органом в силу закона. Решение о возврате налога принято инспекцией 12.09.2018, т.е. в установленные статьей 78 НК РФ сроки.
Последующее неисполнение заявки на возврат денежных средств в период с 17.09.2018 по 16.05.2019 было связано с действиями следственных органов.
После возврата следственными органами изъятой в рамках предварительного расследования уголовного дела заявки на возврат обществу НДС 26.06.2019, процедура организации исполнения ее требований подлежала возобновлению налоговым органом. При этом, лицом, обязанным произвести возврат процентов в сумме 17 949,98 руб. за нарушение сроков возврата НДС из федерального бюджета является ИФНС России по г. Белгороду.
Требование общества о взыскании данных сумм процентов солидарно с Министерства Финансов РФ удовлетворению не подлежит.
В силу положений пункта 2 статьи 160.1 БК РФ в отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета, который, действуя в рамках своих полномочий, принимает соответствующее решение о возврате и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного требование общества подлежит удовлетворении в части обязания ИФНС России по г. Белгороду произвести возврат процентов в сумме 17 949,98 руб. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 г., за период с 26.06.2019 г. по 29.07.2019 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Истцом в суде первой инстанции также было заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 05.09.2019 года между ООО "Феникс" (Доверитель) и Курицким В.В. (Адвокат) было заключено соглашение об оказании юридической помощи по делу о взыскании процентов с ИФНС по г.Белгороду за нарушение сроков возврата НДС за 2016 год.
В пункте 2 соглашения стороны предусмотрели порядок и условия вознаграждения адвокату в размере 50 000 руб.
Согласно акту выполненных работ от 03.02.2020 года адвокатом Курицким В.В. оказано услуг на сумму 50 000 рублей.
Оказанные услуги представителя оплачены в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру 7 от 09.09.2019 на сумму 50 000 руб. (л.д.27)
Таким образом, размер судебных расходов Общества составляет 50 000 руб. Факт оказания Обществу юридической помощи адвокатом Курицким В.В. подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых приянт судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая результат рассмотрения дела, на ИФНС России по г. Белгороду относятся судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 2942 руб. на оплату услуг представителя, а также судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 536 руб. в удовлетворении остальной части заявленного ходатайства о взыскании судебных расходов следует отказать.
С учетом изложенного, разрешая настоящий спор по существу, исходя из материально- правовых требований, следует обязать ИФНС России по г. Белгороду произвести возврат процентов в сумме 17 949,98 руб. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 г., за период с 26.06.2019 г. по 29.07.2019 г.
Взыскать с ИФНС России по г. Белгороду в пользу ООО "Феникс" судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 536 руб., а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 2 942 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Обязать ИФНС России по г. Белгороду произвести возврат ООО "Феникс" процентов в сумме 17 949,98 руб. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 г., за период с 26.06.2019 г. по 29.07.2019 г.
Взыскать с ИФНС России по г. Белгороду в пользу ООО "Феникс" судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 536 руб., а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 2942 руб.
В удовлетворении требований в части обязания ИФНС России по г. Белгороду произвести возврат процентов в сумме 152 231,36 руб. за нарушение сроков возврата НДС, подлежащего возмещению по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2016 г., за период с 26.06.2019 г. по 25.06.2019 г отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8977/2019
Истец: ООО "ФЕНИКС"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду, Министерство финансов РФ
Третье лицо: УМВД России по Белгородской области, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Белгородской обл., Управление Федерального казначейства Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4498/20
04.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1885/2021
08.02.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4498/20
13.07.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-8977/19