город Омск |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А70-9606/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10541/2021) общества с ограниченной ответственностью "Вояж" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-9606/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вояж" (ОГРН 1157232033705, ИНН 7205028401, адрес: 627750, Тюменская область, город Ишим, улица Луначарского, дом 14) к Прокуратуре Тюменской области (адрес: 625048, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 31) о признании недействительным представления об устранении нарушений закона от 22.03.2021 N 36-2021 и незаконными действий по его вынесению,
при участии в судебном заседании представителей:
от Прокуратуры Тюменской области - Корнеева Людмила Жоржовна, по доверенности от 20.10.2021 N 8/7-122-2021, по поручению от 28.10.2021 N 8-11-2021, удостоверение N 298127 выдано 26.02.2021 действительно до 26.02.2024;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вояж" (далее - заявитель, общество, ООО "Вояж") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Прокуратуре Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) о признании недействительным представления об устранении нарушений закона от 22.03.2021 N 36-2021 и незаконными действий по его вынесению.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-9606/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Вояж" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы подателем указано на то, что ООО "Вояж" в своей деятельности руководствовалось принципом приоритета интересов пациентов и принципом доступности качественной медицинской помощи, установленными положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), имеющим приоритет над иными нормативными актами в сфере охраны здоровья. Отмечает, что оказывало услугу по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра на основании лицензии от 15.07.2016 N ЛО-72-01-002244 по месту работы проверяемых водителей - в с. Юргинском Тюменской области, что согласуется с вышеуказанными принципами медицинской деятельности. ООО "Вояж" считает, что в Законе N 323-ФЗ отсутствует обязанность осуществлять медицинскую деятельность непосредственно в здании медицинской организации. Медицинская помощь может осуществляться не только в кабинете врача, а в любом месте, где находится пациент, которому требуется медицинская помощь; положения Приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (далее - Требования, Приказа Минздрава России N 121н) также не содержат ограничений о месте проведения предрейсовых медицинских осмотров.
Заявитель также считает, что прокуратура не исполнила предусмотренную законом обязанность по уведомлению руководителя или иного уполномоченного представителя Общества о проведении проверки; направление решения о проведении проверки N 18 лишь 24.05.2021, в то время как фактически проверка в отношении Общества осуществлялась в марте 2021 года, свидетельствует о грубом нарушении процессуальных норм при осуществлении надзорной функции.
Кроме того, Общество отмечает, что в представлении от 22.03.2021 указано, что проверка проводилась на предмет соответствия законодательству о транспортном обслуживании населения, однако Общество не осуществляет транспортное обслуживание населения, не осуществляет пассажирские перевозки, а, следовательно, не может быть объектом проверки. В материалы дела не представлены заявления, жалобы и иные обращения граждан, которые могли бы послужить основанием для принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуратура представила отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Вояж", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя прокуратуры, установил следующие обстоятельства.
ООО "Вояж" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе, по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) от 15.07.2016 N ЛО-72-01-002244.
Согласно указанной лицензии местом осуществления медицинской деятельности является: Тюменская область, город Ишим, улица Луначарского, дом 14.
01.01.2021 между ООО "Вояж" и ООО "Авто-700" заключен договор на оказание услуг по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра.
17.03.2021 Прокуратурой Юргинского района принято решение N 12 о проведении проверки в отношении ООО "Авто-700" на основании части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1, Закон о прокуратуре), поручения прокуратуры Тюменской области от 25.02.2021 N 7-35-2021 "Об организации проверки соблюдения законодательства о транспортном обслуживании населения"; предметом проверки указано соблюдение требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на территории Юргинского района, в том числе исполнение требований трудового законодательства (л. д. 63).
Пунктом 7 решения N 12 предусмотрено доведение решения до сведения руководителей проверяемых органов и учреждений не позднее дня начала проведения в отношении них проверочных мероприятий.
Письмом от 18.03.2021 N 1-178в-2021 прокуратура запросила у ООО "Вояж" сведения: о копии лицензии на осуществление медицинской помощи, информацию о месте прохождения медицинских осмотров водителей ООО "Авто-700" территории Юргинского района и сотрудников, их осуществляющих, документы, подтверждающие обучение сотрудников и копии заключенных с ними договоров (л. д. 62).
В ответ на письмо от 18.03.2021 N 1-178в-2021 ООО "Вояж" письмом от 29.03.2021 N 4 представило: копию лицензии на осуществление медицинской деятельности, трудовой договор от 15.01.2021 N 1/2021, удостоверение о повышение квалификации, сертификат специалиста, диплом о профессиональной переподготовке (л. д. 65).
Из путевых листов от 17.03.2021 N N 792, 793, 795, а также информации, представленной ООО "Вояж", прокуратурой было установлено, что услуги по проведению медицинских осмотров водителей пассажирских автобусов ООО "Авто-700" осуществлялись Обществом непосредственно в село Юргинское Тюменской области.
Прокуратурой Юргинского района внесено в адрес ООО "Вояж" представление об устранении нарушений закона от 22.03.2021 N 36-2021, в которой надзорный орган указал, что адресом осуществления медицинской деятельности Общества, указанным в лицензии, является: г. Ишим, ул. Луначарского, д. 14, действующая лицензия не позволяет осуществлять медицинскую деятельность в с. Юргинское, соответствующая мобильная бригада для работы в с.Юргинское не создана.
ООО "Вояж" предложено рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района. Принять действенные меры к устранению выявленных нарушений закона и недопущению указанных нарушений впредь. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме в месячный срок.
24.05.2021 прокуратурой принято решение N 18 провести проверку в отношении ООО "Вояж" с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на основании части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, устранения нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки по представлению от 22.03.2021 (л. д. 61).
24.05.2021 прокуратурой в адрес ООО "Вояж" направлен запрос о предоставлении информации об исполнении представления, в ответ на который письмом от 01.06.2021 N 08 (л.д. 64) ООО "Вояж" сообщило, что мелицинский осмотр водителей ООО "Авто-700" в Юргинском районе осуществляется на адресу: с. Юргинское, ул. Шоссейная, 5 г.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "Вояж" обратилось 02.06.2021 в арбитражный суд с требованием о признании недействительным представления об устранении нарушений закона от 22.03.2021 N 36-2021 и незаконными действий по его вынесению.
23.07.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из анализа указанной выше нормы следует, что представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выдается в случае установления нарушений норм права, выявленное в рамках административного производства.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с Законом N 99-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положения о лицензировании медицинской деятельности, Положение N 291).
Данное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию, приведен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Подпунктом "а" пункта 4 Положения N 291 предусмотрено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Согласно пункту 8 Положения N 291 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
Из положений пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ следует, что под местом осуществления понимается не просто объект, а место, имеющее почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать данные, что корреспондирует с положением подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, устанавливающим в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что 17.03.2021 Прокуратурой Юргинского района было принято решение N 12 о проведении проверки в отношении ООО "Авто-700" на основании части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре и поручения прокуратуры Тюменской области от 25.02.2021 N 7-35-2021 "Об организации проверки соблюдения законодательства о транспортном обслуживании населения".
Предметом проверки указано соблюдение требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на территории Юргинского района, в том числе исполнение требований трудового законодательства
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ООО "Вояж" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе, по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) от 15.07.2016 N ЛО-72-01-002244. 01.01.2021 между ООО "Вояж" и ООО "Авто-700" заключен договор на оказание услуг по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра.
В ходе проверки надзорный орган письмом от 18.03.2021 N 1-178в-2021 запросил у ООО "Вояж" сведения: о копии лицензии на осуществление медицинской помощи, информацию о месте прохождения медицинских осмотров водителей ООО "Авто-700" территории Юргинского района и сотрудников, их осуществляющих, документы, подтверждающие обучение сотрудников и копии заключенных с ними договоров.
В ответ на письмо от 18.03.2021 N 1-178в-2021 ООО "Вояж" письмом от 29.03.2021 N 4 представило: копию лицензии на осуществление медицинской деятельности, трудовой договор от 15.01.2021 N 1/2021, удостоверение о повышение квалификации, сертификат специалиста, диплом о профессиональной переподготовке.
Из путевых листов от 17.03.2021 N N 792, 793, 795, а также информации, представленной ООО "Вояж", прокуратурой было установлено, что услуги по проведению медицинских осмотров водителей пассажирских автобусов ООО "Авто-700" осуществлялись Обществом непосредственно в село Юргинское Тюменской области, в то время как согласно лицензии ООО "Вояж" местом осуществления медицинской деятельности является: Тюменская область, город Ишим, улица Луначарского, дом 14.
ООО "Вояж" не оспаривает обстоятельства того, что осуществляет медицинскую деятельность не по адресу, указанному в лицензии, в письме от 01.06.2021 N 08, направленном в ответ на запрос прокуратуры от 24.05.2021, самостоятельно указало, что медицинский осмотр водителей ООО "Авто-700" в Юргинском районе осуществляется на адресу: с. Юргинское, ул. Шоссейная, 5 г.
Таким образом, надзорный орган установил, что ООО "Вояж" осуществляет медицинскую деятельность не по адресу, указанному в лицензии, что является нарушением Закона о лицензировании.
Указанные обстоятельства явились основанием для выдачи Обществу оспариваемого им представления.
Полагая представление недействительным, а действия сотрудников прокуратуры по его выдаче незаконными, ООО "Вояж" утверждает о том, что действия Общества согласуются с принципом приоритета интересов пациентов и принципом доступности качественной медицинской помощи, установленными положениями Закона N 323-ФЗ, который имеющим приоритет над иными нормативными актами в сфере охраны здоровья. ООО "Вояж" считает, что в Законе N 323-ФЗ отсутствует обязанность осуществлять медицинскую деятельность непосредственно в здании медицинской организации. Медицинская помощь может осуществляться не только в кабинете врача, а в любом месте, где находится пациент, которому требуется медицинская помощь.
Суд апелляционной инстанции признает доводы Общества несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права, поскольку прямо противоречат требованиям части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, пункту 8 Положения N 291, в которых указано на необходимость переоформления лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Утверждение Общества о том, что Закон N 323-ФЗ имеет приоритет над иными нормативными актами в сфере охраны здоровья, является неверным, поскольку нормы Закона N 323-ФЗ согласуются и дополняются вышеуказанными нормативными актами, не противоречат им.
Нормативное требование об указании в лицензии на осуществление медицинской деятельности всех адресов осуществления такой деятельности обусловлено необходимостью контроля безопасности и качества оказываемой медицинской помощи. Отсутствие в лицензии всех адресов осуществления медицинской деятельности не позволяет государственным органам осуществлять лицензионный контроль по тем адресам, объектам, которые не указаны в лицензии.
ООО "Вояж" не лишено возможности осуществлять медицинскую деятельность по иному адресу (например, адрес автотранспортного предприятия), однако при условии внесения соответствующих изменений в лицензию.
Ссылки ООО "Вояж" на пункт 4 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании скорой (в том числе скорой специализированной) помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных Приказом Минздрава России N 121н, распространяется только на оказание скорой помощи, что не имеет какого-либо отношения к проведению предрейсовых медицинских осмотров, регламентированных пунктом 7 данного нормативного акта.
Положения Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" не подтверждают доводы заявителя о том, что ООО "Вояж" вправе осуществлять медицинскую деятельность в любой месте вне зависимости от адреса, указанного в лицензии.
В Методических рекомендациях об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", разработанных и утвержденных Минздравом России совместно с Минтрансом России (письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств"), указано на то, что предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 2 (Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств). Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
В Типовом положении об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств указано, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию (пункт 1.4), предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения (пункт 1.6).
Таким образом, позиция Общества о том, что ООО "Вояж" вправе осуществлять медицинскую деятельность в любой месте вне зависимости от адреса, указанного в лицензии, является ошибочном, вступает в противоречие в нормами действующего законодательства.
Доводы ООО "Вояж" о том, что Общество не осуществляет транспортное обслуживание населения, в силу чего не может быть объектом проверки, в материалы дела не представлены заявления, жалобы и иные обращения граждан, которые могли бы послужить основанием для принятия мер прокурорского реагирования, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской 9 Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
С учетом характера возложенных на прокуратуру публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке самими органами прокуратуры. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (пункт 1 статьи 22 Закона о прокуратуре).
В силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из материалов настоящего дела следует, что решение от 17.03.2021 N 12 о проведении проверки в отношении ООО "Авто-700" было принято на основании поручения прокуратуры Тюменской области от 25.02.2021 N 7-35-2021 "Об организации проверки соблюдения законодательства о транспортном обслуживании населения".
В ходе проверки ООО "Авто-700" у ООО "Вояж", как лица, оказывающего данной транспортной организации медицинские услуги по проведению предрейсовых осмотров водителей, что является одним из элементов транспортного обслуживания населения, была запрошена информация письмом от 18.03.2021 N 1-178в-2021. Абзац первый данного письма фактически содержит уведомление о проведении проверки.
ООО "Вояж" не отрицает обстоятельств получения указанного письма, в ответ на него письмом от 29.03.2021 N 4 представило: копию лицензии на осуществление медицинской деятельности, трудовой договор от 15.01.2021 N 1/2021, удостоверение о повышение квалификации, сертификат специалиста, диплом о профессиональной переподготовке.
Таким образом, ООО "Вояж" было уведомлено о проведении проверочных мероприятий. Поскольку проведение предрейсовых осмотров водителей является обязательным для ООО "Авто-700" в силу статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", то требуемые сведения обоснованно запрошены у ООО "Вояж" как медицинской организации оказывающей данные услуги.
Вопреки позиции Общества, порядок проведения проверки прокуратурой соблюден.
Ссылки Общества на получения решения о проведении проверки N 18 лишь 24.05.2021, в то время как фактически проверка в отношении Общества осуществлялась в марте 2021 года, являются необоснованными, так как в марте 2021 года ООО "Вояж" обладало сведениями о проведении проверочных мероприятий, предоставляло сведения прокуратуре. В мае 2021 года прокуратурой принято решение N 18 провести проверку в отношении ООО "Вояж" с проверки устранения нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки по представлению от 22.03.2021.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что представление выдано ООО "Вояж" правомерно, процессуальных норм в ходе проведения проверочных мероприятий не нарушено.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, то есть на ООО "Вояж".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вояж" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-9606/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9606/2021
Истец: ООО "ВОЯЖ"
Ответчик: Прокуратура Тюменской области