г. Ессентуки |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А18-3199/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Юг" - Цицкиевой М.М. (по доверенности от 01.10.2021), территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия - Арсельгова И. Х.-Б. (по доверенности от 10.02.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Юг" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.08.2021 по делу N А18-3199/2021,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия (далее - Росздравнадзор) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Юг" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.08.2021 заявленные требования Росздравнадзора удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000р. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для назначения штрафа менее минимального размера санкции статьи.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение суда отменить. Судом не рассмотрено ходатайство Общества об отложении судебного заседания.
В отзыве на апелляционную жалобу Росздравнадзор просит решение суда оставить без изменения.
Удовлетворено ходатайство Общества о проведении судебного заседания в онлайн-режиме посредством вэб-конференции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Росздравнадзора поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Общества и Росздравнадзора, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Росздравнадзора от 17.05.2021 N 93-Пр/21 (т.1, л.д. 7-12) с целью исполнения контрольно-надзорных мероприятий на 2021 год, осуществлена плановая выездная проверка Общества.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, поставщиком не вносится необходимая информация в протоколы согласования цен по утвержденной форме. В протоколах согласования цен отсутствует информация о производителях лекарственных препаратов, о зарегистрированной предельной цены производителя, об оптовых организациях участвовавших в поставках лекарственного препарата до конечного потребителя, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". В ходе проверки выявлены превышение установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что является нарушением пп. "в" п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 и в соответствии с п. 6 данного Положения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований. Выявлено так же нарушение порядка ценообразования, в части внесения информации в протоколы согласования цен, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 29.10.2010года N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Нарушения отражены в акте проверки (т.1, л.д. 23-32).
Усмотрев в действия Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Росздравнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2021 N 93 (т.1, л.д. 13-22).
Обществу выдано предписание (т.1, л.д. 33-40) о необходимости устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, материалы проверки и заявление переданы Росздравнадзором в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административно ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Росздравнадзора и привлекая Общество к административной ответственности, исходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением.
Объективную сторону вменяемого правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании), к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, в том числе розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами.
Согласно пункту 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила N 865), реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. Протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя.
В рассматриваемом деле, Обществом как субъектом, участвующим в обороте лекарственных средств, допущено превышение установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что является нарушением пп. "в" пункта 5 Положения о лицензировании. Обществом допущено нарушение порядка ценообразования в части внесения информации в протоколы согласования цен, что является нарушением требований Постановления N 865.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения приведенных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры проведения проверки и требований статей 25.1, 25.4, 25.5, 28.1, 28.2 КоАП РФ не установлено. Общество надлежащим образом уведомлено о проведении плановой выездной проверки. Общество ознакомлено с актом проверки. Представитель Общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, не установлено.
Доказательств исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения не представлено и не усматривается из материалов дела.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Размер административного штрафа определен судом первой инстанции в минимальных пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ размере 100000р. Оснований для снижения размера штрафа не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта
Довод Общества о нерассмотрении судом первой инстанции ходатайства об отложении судебного заседания подлежит отклонению, поскольку с ходатайством Общество обратилось после судебного заседания и объявления резолютивной части решения, что подтверждается оттиском штампа суда первой инстанции с указание времени подачи ходатайства в канцелярию суда.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушения или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.08.2021 по делу N А18-3199/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Жуков Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-3199/2021
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РИ
Ответчик: ООО "Бизнес-Юг"