город Томск |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А27-12358/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Подцепиловой М.Ю., |
судей: |
Сухотиной В.М., |
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый И.Б., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-10149/2021) на решение арбитражного суда Кемеровской области от 30 августа 2021 года по делу А27-12358/2021 (Судья Плискина Е.А.)
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Обществу с ограниченной ответственностью "Промугольсервис", Новокузнецкий район, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1027700277901, ИНН 7718171862) о взыскании 6 802 503 рублей 89 копеек.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: представителя Щербаковой, действующей по доверенности 3-Сиб-92/д от 23 ноября 2020 года;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Промугольсервис" (далее - ООО "Промугольсервис") о взыскании 3 373 850 рублей штрафных санкций за превышение грузоподъемности вагонов N N 61754453, 62018718, 64028145, 59638197, 63143457, 63490783, 61520474, 63467641, 59637298, 64200629; 3 419 300 рублей штрафных санкций за занижение провозных платежей в железнодорожной транспортной накладной N 29411661; 9 090 рублей сумму недобора провозных платежей; 263 рублей 89 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.08.2020 по 19.04.2021, с последующим их начислением на сумму долга 9 090 рублей, начиная с 20.04.2021 по день фактического исполнения обязательств по оплате, исходя из ключевой ставки, действующей в соответствующие периоды, от невыплаченной срок суммы за каждый день просрочки платежа.
Исковые требования основаны на положениях статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 16 Соглашения о международном грузовом сообщении (далее - СМГС), расчет увеличения массы груза произведен с применением 1 %, установленного пунктом 35.4 Приложения N 1 к СМГС.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания неустойки, поскольку суд применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежащую применению.
Апеллянт отмечает, что доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, не были предоставлены ответчиком.
Заявитель считает, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельство разумности и осмотрительности со стороны ответчика, который допустил факт правонарушения.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель подателя жалобы ее доводы поддержал.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта на основании следующего.
Как следует из материалов дела, согласно транспортной накладной N 29411661 ответчиком со станции отправления Ерунаково Западно-Сибирской железной дороги (далее - Ерунаково ЗСБ ЖД) на станцию Суйфэньхэ КЖД были отправлены вагоны NN 61754453, 62018718, 64028145, 59638197, 63143457, 63490783, 61520474, 63467641, 59637298, 64200629, груженые углем каменным марки Г-газовый, марка ГЖО.
При контрольной проверке соответствия сведений о грузе, указанных на станции отправления грузоотправителем в перевозочных документах, на станции Суйфэньхэ КЖД в вышеуказанных вагонах был обнаружен перегруз сверх грузоподъемности вагонов. В соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении был составлен Акт общей формы N 91/6242 от 14.08.2020 и коммерческий акт N 1085 от 14.08.2020, которыми установлено несоответствие массы груза против грузоподъемности вагонов и против документа - транспортной железнодорожной накладной.
По вагону N 61520474: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73080 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3780 кг. По вагону N 63490783: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73880 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 4580 кг. По вагону N 63143457: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 72560 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3260 кг. По вагону N 59638197: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73140 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3840 кг. По вагону N 64028145: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73230 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3930 кг. По вагону N 62018718: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73010 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3710 кг. По вагону N 61754453: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 74460 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 5160 кг. По вагону N 64200629: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 73540 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 4240 кг. По вагону N 59637298: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 72440 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 3140 кг. По вагону N 63467641: в перевозочном документе - 69300 кг, в действительности оказалось - 74740 кг, грузоподъемность - 69500 кг, превышение на 5440 кг.
Вес определен грузоотправителем при отправке груза путем взвешивания в статике на вагонных весах "Веста-С120", погрешность весов +/-50 кг. (при поверке) и +/-100 кг (при эксплуатации).
В вагонах перевозился уголь каменный, соответственно с учетом положений пункта 35.4 Приложения N 1 к СМГС, основанием для составления коммерческого акта будет являться увеличение массы груза более чем на 1%.
Взвешивание вагона на станции Суйфэньхэ производилось на электронных динамических весах, модели ZGU-100-BWL, заводской N 2016-211.
Перевозчик с учетом пункта 35.4 Приложения N 1 к СМГС определил действительную массу груза в виде разности массы груза, зафиксированной путем взвешивания при контрольной перевеске, и 1% от массы этого же груза, указанного в накладной.
Искажение сведений в перевозочных документах о массе груза повлекло за собой занижение размера провозной платы.
Допущенные грузоотправителем нарушения договора международной перевозки грузов являются основанием для начисления неустоек, которые составили: неустойка за превышение грузоподъемности вагонов - 3 373 850 рублей, неустойка за занижение провозных платежей - 3 419 300 рублей.
Истец путем предъявления претензии от 16.03.2021 исх-3/6545 обратился к ответчику с требованием об уплате неустоек, также недобора провозных платежей в добровольном порядке, что последним не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нарушения грузоотправителем подтвержден документально, требования истца являются обоснованными. Основываясь на положениях статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным уменьшить штраф до 2 024 310 рублей за перегруз вагонов сверх грузоподъемности и 1 710 357 рублей 50 копеек за искажение сведений в накладной о грузе, повлекшее снижение стоимости перевозки груза.
Не согласиться с данными выводами арбитражного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы ОАО "РЖД", как усматривается из апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование позиции об отсутствии оснований снижении неустойки истец в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельство разумности и осмотрительности со стороны ответчика, а также без учета отсутствия принятия мер по его оплате.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В пунктах 69, 71, 73, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке. При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, предъявленный истцом размер штрафа нормативно предусмотрен с целью надлежащего исполнения грузоотправителями своих обязательств в части указания сведений о грузе и недопущения перегруза вагонов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в Российской Федерации, а также возможностью тяжелых последствий невыполнения ими установленных требований.
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение от 21.12.2000 N 263-О), возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе и направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Данной правовой нормой предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При этом следует учитывать, что степень несоразмерности, заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее определения применительно к тем или иным категориям дел, рассматриваемым спорным правоотношениям сторон законодательством не предусмотрено. В каждом отдельном случае суд по своему внутреннему убеждению вправе определить такие пределы, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.10.2004 г. N 293-О, право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Возложив решение вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства на суды, законодатель исходил из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).
Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При таких обстоятельствах задача суда состоит в устранении явной несоразмерности ответственности, следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Принимая во внимание отсутствие доказательств свидетельствующих о фактическом причинении истцу значительных убытков или наступлении иных неблагоприятных последствий (в том числе, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта) вследствие перегруза вагона сверх его грузоподъемности и допущенного грузоотправителем искажения данных о массе груза в транспортной железнодорожной накладной, повлекших для истца потери в объеме, соразмерном сумме неустойки, которую он требует взыскать, конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер штрафа за превышение грузоподъемности вагона и штрафа за искажение в накладной сведений о грузе, повлекшее снижение стоимости перевозки груза.
Таким образом, у суда первой инстанции имелось право снижения размера неустойки.
С учетом изложенного, довод ОАО "РЖД" об отсутствии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие разумности и осмотрительности со стороны ответчика, а также не принятие мер по его оплате не могут повлиять на выводы относительно применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая чрезмерно высокий размер заявленной неустойки, суд первой инстанции правомерно на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизил размер взыскиваемой неустойки за перегруз вагонов сверх грузоподъемности с 3 373 850 рублей до 2 024 310 рублей, неустойки за занижение провозных платежей в вагонах с 3 419 300 рублей до 1 709 650 рублей, что соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, предупредительной функции неустойки, направленной на недопущение нарушений обязательств, а также исходя из недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Довод апеллянта о том, что отсутствие у ОАО "РЖД" убытков, каких-либо иных неблагоприятных последствий вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, отсутствия реальных негативных последствий нарушения грузоподъемности вагона, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта не может быть признано безусловным основанием для применения арбитражным судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о причинении перевозчику значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие превышения грузоподъемности вагона, занижения провозных платежей, значительный размер штрафных санкций, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о явной несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у апелляционного суда не имеется.
С учетом результатов рассмотрения апелляционных жалоб судебные расходы в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на их подателей.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-12358/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12358/2021
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Промугольсервис"