г. Вологда |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А05-1685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Лидер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2021 года по делу N А05-1685/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Лидер" (ОГРН 1132907000885, ИНН 2907015563; адрес: 165111, Архангельская область, Вельский район, поселок Аргуновский, улица Заозерная, дом 64; далее - общество, ООО "ЛК "Лидер") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконными распоряжений от 29.01.2021 N 72р и от 11.03.2021 N 233р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесных участков.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2021 года по делу N А05-1685/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЛК "Лидер" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления общества от 16.12.2020 N 234 о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесных участков, расположенных в Архангельской области, Вельском районе, Вельском лесничестве, Благовещенском участковом лесничестве кварталы N 6, 12, 25, 30, 36, 37, 40-43, 50-55, 60, 61, 63-65, 74, 77, 82-84, 87-89, 93, министерство издало распоряжение от 29.01.2021 N 72р, которым отказало обществу в проведении аукциона на право заключения договора аренды, спорных лесных участков, мотивировав отказ тем, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации (лесной участок не сформирован и не может являться предметом аукциона) а также тем, что заявление не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 Порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 N 302 (допустимый срок аренды лесного участка в целях заготовки древесины от 10 до 49 лет) (далее - Порядок N 302).
В качестве правового основания отказа министерство сослалось на подпункты 3 и 5 пункта 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс).
Заявитель 08.02.2021 вновь обратился к ответчику с заявлением от 16.12.2020 N 134 о проведении аукциона на право заключения договора аренды тех же лесных участков. При этом в заявлении указаны те же сведения о лесных участках, что и в заявлении от 16.12.2020 134, срок договора заявлен 10 лет.
Министерство, изучив это заявление и приложенные к нему документы, издало распоряжение от 11.03.2021 N 233р, которым вновь отказало в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорных лесных участков на основании подпункта 3 пункта 6 статьи 78 ЛК РФ, указав, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в распоряжении отмечено, что указанные в заявлении участки не являются смежными, что не позволяет образовать из них испрашиваемый лесной участок; пунктом 9 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка и порядку ее подготовки, утвержденных приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54), установлено, что лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Не согласившись с этими распоряжениями министерства от 29.01.2021 N 72р и от 11.03.2021 N 233р, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами главы 6 ЛК РФ.
Статьей 7 ЛК РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Согласно частям 1 и 4 статьи 71 указанного Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 Лесного кодекса. При этом предметом такого договора является лесной участок, образованный в установленном порядке.
Порядок проведения торгов регулируется статьей 78 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае, как отмечалось ранее, распоряжениями от 29.01.2021 N 72р и от 11.03.2021 N 233р обществу отказано в проведении аукциона на основании пункта 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ в связи с тем, что лесной участок не сформирован и не может являться предметом аукциона, указанные в заявлении участки не являются смежными, что не позволяет образовать из них испрашиваемый лесной участок (пункт 9 Требований N 54).
Из материалов дела следует, что в заявлениях от 16.12.2020 N 234 и от 08.02.2021 N 334 общество просило принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в отношении следующих кварталов Благовещенского участкового лесничества Вельского лесничества: 6, 12, 25, 30, 36, 37, 40-43, 50-55, 60, 61, 63-65, 74, 77, 82-84, 87-89, 93.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные кварталы входят в состав 10-ти самостоятельных земельных (лесных) участков, относящихся к разным кадастровым кварталам, со следующими кадастровыми номерами: 1) квартал 6 - лесной участок 29:01:090201:15; 2) часть квартала 12 - лесной участок 29:01:090201:16; 3) часть квартала 12 - лесной участок 29:01:090201:17; 4) квартал 25 - лесной участок 29:01:090201:18; 5) кварталы 30, 37, часть квартала 36 - лесной участок 29: 01: 090201:19; 6) кварталы 74, 82-84, 87-89 - лесной участок 29: 01: 090201:20; 7) кварталы 40-43, 50-55, 60, 61, 63-65 - лесной участок 29: 01: 090201:21; 8) часть квартала 36 - лесной участок 29:01:090201:22: 9) квартал 93 - лесной участок 29:01:090401:8; 10) квартал 77 - лесной участок 29:01:090401:9.
При этом общество, указывая на эти кадастровые номера десяти лесных участков, просило провести аукцион одного лесного участка.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, пункт 2 статьи 39.11 ЗК РФ содержит запрет объединения двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 13 статьи 80.1 ЛК РФ кроме того запрещается проведение одного конкурса в отношении двух и более лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 16 статьи 76 ЛК РФ устанавливает, что документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию лесного участка.
Пунктом 9 Требований N 54 предусмотрено, что лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Как следует из представленного в материалы дела плана расположения и границ лесного участка, содержащего конфигурацию требуемых заявителем лесных участков, требования пункта 9 указанного выше Требования в данном случае выполнены быть не могут, поскольку лесной участок не представляет единого массива (разорван), лесные участки не являются смежными. В связи с этим образовать из них единый лесной участок с учетом приведенных норм права невозможно.
Поскольку в данном случае заявления общества о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен ему в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик правомерно принял решения об отказе в проведении аукциона по этому основанию.
При этом распоряжения ответчика являются мотивированными, содержат ссылку на причины отказа и нормы права.
Кроме этого, в оспариваемом распоряжении N 72-р министерство отказало в проведении аукциона на основании подпункта 5 пункта 6 статьи 78 ЛК РФ, поскольку общество указало срок аренды 9 лет, тогда как допустимый срок аренды лесного участка в целях заготовки древесины составляет от 10 до 49 лет.
Согласно пункту 5 части 6 статьи 78 ЛК РФ решение об отказе в проведении аукциона принимается в случае, если заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Пунктом 2 Приказа N 302 установлено, что в заявлении о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указывается, в частности, срок использования лесного участка (подпункт "в").
Частью 3 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет.
Следовательно, указанный обществом срок аренды лесного участка выходит за пределы допустимого диапазона.
В связи с этим отказ ответчика в проведении аукциона по этому основанию также является законным и обоснованным.
Все заявленные обществом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе ООО "ЛК "Лидер" аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2021 года по делу N А05-1685/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1685/2021
Истец: ООО "Лесопромышленная Компания "Лидер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами