г. Владивосток |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А24-3431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юг",
апелляционное производство N 05АП-6876/2021
на решение от 08.09.2021
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-3431/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юг" (ИНН 4101136397, ОГРН 1104101001135)
к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683)
о признании недействительным пункта 1 предписания от 16.04.2021 N 191-ЛК,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юг" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - администрация, контрольное управление) от 16.04.2021 N 191-ЛК.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу изменения установленного в 2014 году размера платы за содержание и ремонт общего имущества не проводилось, в связи с чем полагает, что в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общество правомерно руководствовалось постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.07.2015 N 1714 при установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании коллегией установлено, что к апелляционной жалобе приложены материалы судебной практики, что расценивается как ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Данное ходатайство было судом апелляционной рассмотрено и на основании статей 266, 268 АПК РФ отклонено по мотиву того, что данные документы содержатся в общем доступе, в связи с чем оснований для их приобщения к материалам дела не имеется.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа контрольного управления от 10.03.2021 N 191-ЛК в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки доводов, указанных в обращении граждан от 24.02.2021 N 12-03-00/1489/21, проживающих в многоквартирном доме N 2 по ул. Павлова в г. Петропавловке-Камчатском.
В ходе проведения проверки, результаты которой оформлены актом от 16.04.2021 N 191-ЛК, контрольным управлением было установлено, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.09.2010 N 14/У-0910 тариф за содержание жилого помещения составляет 15,6456 руб., тариф за текущий ремонт - 14,3206 руб., тогда как согласно платежным документам, выставленным обществом пользователю жилого помещения N 65 дома N 2 по улице Павлова, тариф за содержание жилого помещения составляет 21,62 руб., тариф за текущий ремонт - 16,28 руб.
16.04.2021 контрольным управлением вынесено предписание N 191-ЛК на устранение нарушений законодательства, согласно пункту 1 которого обществу в срок до 24.05.2021 указано на необходимость произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт пользователю жилого помещения N 65 дома N 2 по улице Павлова за период с 01.01.2018 по настоящее время с последующим изменением корректных данных в платежных документах.
Не согласившись с вынесенным предписанием в указанной части, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании N 1110), лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В пункте 13 Положения о лицензировании N 1110 определено, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.
Аналогичное правило закреплено в части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении общества был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка соблюдения лицензионных (обязательных) требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Павлова, д. 2.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
По правилам части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 01.09.2010 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Павлова, д. 2, между обществом и собственниками помещений заключен договор управления многоквартирным домом N 14/У-0910.
В пункте 4.2 договора указан размер платы за услуги по содержанию и ремонту на 2010 год, установленный в соответствии с представленными управляющей компанией расчетами и соответствующим решением общего собрания собственников. В пункте также указано, что эти показатели подлежат изменению только при наличии полного согласия обеих сторон после защиты исполнителем представленного расчета перед собственником.
Размер платы с 1 января каждого года за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется на основании решения общего собрания собственников, исходя из представленных и доказанных смет расходов и реальной необходимости, определенной большинством собственников многоквартирного дома на будущий год в срок до 1 декабря текущего года. Это решение является обязательным для всех собственников многоквартирного дома.
В соответствии с приложением N 1 к договору от 01.09.2010 N 14/У-0910 стоимость работ, услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме составляет 15,6456 руб., текущего ремонта - 14,3206 руб.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в платежных документах, выставленных обществом пользователю спорного жилого помещения, тариф на содержание жилого помещения составляет 21,62 руб., на текущий ремонт - 16,28 руб.
Надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о повышении платы за содержание и ремонт общего имущества до тарифов, указанных в платежных документах, суду не представлены.
При таких обстоятельствах у контрольного управления имелись правовые и фактические основания для вынесения оспариваемого предписания в части пункта 1 по устранению выявленного нарушения.
Довод заявителя жалобы о том, что общество вправе изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту в одностороннем порядке противоречит императивным правилам, установленным частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
При этом наличие в договоре пункта 3.2.8, предусматривающего право управляющей организации не реже одного раза в год изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством РФ, решениями администрации Камчатского края, муниципального образования г. Петропавловска-Камчатского, само по себе не свидетельствует о возможности изменения такой платы без одобрения общим собранием собственников многоквартирного дома.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушение, послужившее основанием для вынесения оспариваемого предписания, имело место, его наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у контрольного управления имелись, судебная коллегия считает, что предписание от 16.04.2021 N 191-ЛК в оспариваемой части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2021 по делу N А24-3431/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 30.09.2021 N 351.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3431/2021
Истец: ООО Управляющая компания "Юг"
Ответчик: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа