г. Вологда |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А66-8382/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 года по делу N А66-8382/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" (ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Стадионная, дом 8; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - управление) о признании незаконным предписания от 26.03.2021 N 147/2/ОГ-19.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное истолкование закона. Указывает на отсутствие у ответчика оснований для проведения рассматриваемой внеплановой проверки, а также на незаконное возложение на заявителя указанной в оспариваемом предписании обязанности, поскольку фактически, по мнению общества, плата за содержание жилого помещения с 01.01.2019 была заявителем уменьшена, а не увеличена.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом N 22 по ул. Хромова в г. Твери (далее - МКД) на основании договора управления от 01.12.2016.
В связи с обращением гражданина, проживающего в МКД, по вопросу правомерности начисления платы за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) управлением в отношении общества проведена проверка, по результатам которой управлением установлены нарушения обществом части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, пункта 2.1.1 договора управления многоквартирным домом от 01.12.2016.
В связи с выявленными нарушениями обществу выдано предписание от 05.02.2021 N 147/2/ОГ-19 с требованием прекратить начисление платы собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД по строке "Организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб./кв. м и произвести перерасчет ранее начисленной платы по указанной строке в названном размере в платежных документах за период с 01.01.2019 по 01.01.2021. Об исполнении предписания обществу надлежало сообщить в управление до 05.03.2021
На основании распоряжения от 10.03.2021 N 147/2/ОГ-19 управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении исполнения обществом указанного выше предписания, по результатам которой составлен акт от 26.03.2021 N 147/2/ОГ-19.
В ходе проверки установлено, что предписание от 05.02.2021 N 147/2/ОГ-19 обществом не исполнено, общество в период с января по февраль 2021 года продолжило производить начисление платы потребителям МКД по строке "Организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 57 коп. за 1 кв. м.
Установив нарушение обществом названных выше норм права и положений договора управления МКД, управление выдало обществу предписание от 26.03.2021 N 147/2/ОГ-19, которым на общество возложена обязанность прекратить начисление платы собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД по строке "Организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб./кв. м и произвести перерасчет ранее начисленной платы по указанной строке в названном размере за период с 01.01.2019 по 01.03.2021. Об исполнении предписания обществу следует сообщить в управление в срок до 12.04.2021.
Не согласившись с предписанием от 26.03.2021 N 147/2/ОГ-19, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое предписание законным.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пунктом 1 части 1 статьи 17 которого установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
По мнению апеллянта, управление не имело правовых оснований для проведения рассматриваемой внеплановой проверки. Свою позицию заявитель обосновывает ссылками на подпункты "а", "б", "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем общество не учитывает, что согласно распоряжению от 10.03.2021 N 147/2/ОГ-19, акту от 26.03.2021 N 147/2/ОГ-19 настоящая внеплановая документарная проверка проведена с целью проверки исполнения обществом требований ранее выданного предписания, что не противоречит пункту 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, устанавливающему в качестве одного из оснований проведения внеплановой проверки истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 указанного Закона предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом под обращением с отходами согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
В силу части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В данном случае в соответствии с пунктом 3.3 и приложением 1 договора управления МКД от 01.12.2016, заключенного обществом с собственниками помещений МКД, размер платы за вывоз ТКО на дату заключения договора определен в размере 1,86 руб. за 1 кв. м. Впоследствии данная сумма в результате индексации составила 2,61 руб. за 1 кв.м.
С 01.01.2019 на территории Тверской области состоялся переход на новую систему обращения с ТКО, вопросы обращения с ТКО в Тверской области перешли в ведение регионального оператора.
В связи с этим в соответствии с частью 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО подлежала исключению из платы за содержание жилого помещения.
Обществом издан приказ, согласно которому с 01.01.2019 тариф по строке "Сбор и вывоз ТКО" уменьшен с 2,61 руб. до 0,57 руб. за 1 кв. м, наименование строки изменено на "Организация и содержание мест накопления ТКО".
Включение такой строки в состав платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома общество обосновало тем, что с 01.01.2019 за управляющей компанией в рамках договора управления остается обязанность оказания услуг по содержанию контейнерных площадок, вывозу сезонных отходов (ветки, листья и т.п.) для их утилизации.
Вместе с тем указанные действия общества противоречат части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, в соответствии с которой стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором указанную услугу начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Также увеличение размера платы за содержание жилого помещения на 0,57 руб./кв. м противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", поскольку в данном случае представляет собой одностороннее изменение управляющей организацией условий заключенного с собственниками договора без принятия ими соответствующего решения.
Согласно пункту 3.2 договора управления МКД и расчету стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества МКД (приложение 1 к договору управления) в стоимость данных работ (услуг) включена плата за содержание придомовой территории, подъезда, подвала и чердака, включая уборку придомовой территории, уборку лестничных клеток, посыпку территории песком в зимнее время, дератизацию, дезинфекцию, отвод ливневых вод.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае собранием собственников помещений МКД решение об изменении платы за содержание общего имущества не принималось, также увеличение платы на 0,57 руб. произведено не путем индексации.
Соответственно, включение обществом в расчет платы за содержание общего имущества дополнительной платы, выделенной отдельной строкой "Организация и содержание мест накопления ТКО" со значением размера платежа 0,57 руб. за кв.м, обоснованно признано управлением незаконным.
Ввиду изложенного выше сами по себе ссылки апеллянта на условия договоров, заключенных заявителем с обществами с ограниченной ответственностью "Транссервис", "Полигон", не подтверждают правомерность позиции общества.
Доводы общества об ином основаны на ошибочном толковании правовых норм и противоречат буквальному содержанию условий договора управления МКД.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. остаются на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 года по делу N А66-8382/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Наш район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8382/2021
Истец: ООО УК "Наш район"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ