г. Самара |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А72-14694/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2021 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2021 года по делу N А72-14694/2020 (судья Крамаренко Т.М.)
по иску Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, г. Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск", г. Ульяновск
о признании права отсутствующим
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие "Декоративные культуры", г. Ульяновск, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть", г. Ульяновск,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о признании права собственности Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" на газопровод высокого давления от т. Вр.1 до котельной протяженностью 610 м. и газопровод к заводу имени Володарского и к котельной завода имени Володарского протяженностью 3 343 м. по адресу: г.Ульяновск, от врезки на пересечении ул.Врача Михайлова и ул.Оренбургская до территории ФГУП ПО УМЗ, входящие в газопровод протяженностью 9 286 м. с кадастровым номером 73:24:000000:1051 по адресу: г.Ульяновск, газопровод высокого давления к машзаводу, газопровод высокого и низкого давления по ул.Почтовая, низкого давления по ул.Мостостроителей отсутствующим.
Определением от 29.12.2020 исковое заявление принято судом к рассмотрению.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск.
Определением от 26.04.2021 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МУП "Декоративные культуры", УМУП "Городская теплосеть".
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2021 года по настоящему делу исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2021 года по делу N А72-14694/2020, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав в иске.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Как указал заявитель, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" за весь период владения спорными газовыми сетями несло бремя их содержания, налогообложения, их обслуживания как эксплуатирующей организации.
Истец, полагая себя собственником данного объекта, обязан был заключить договор на техническое облуживание спорных газовых сетей со специализированной организацией. Истцом данные действия не осуществлялись, им не совершены действия, направленные на безаварийную и безопасную эксплуатацию объекта.
По мнению заявителя, данные аргументы не были учтены судом первой инстанции, в связи с чем судебный акт подлежит отмене.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 года суд апелляционной инстанции принял апелляционную жалобу к производству, дело назначено к рассмотрению на 09.11.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истцом отзыв не представлен.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах, применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, из представленной истцом Выписки из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 73:24:010101:11094, назначение: нежилое, наименование: газопровод к заводу имени Володарского и к котельной завода имени Володарского, следует, что данный объект имеет год завершения строительства - 1980, протяженность - 3 343 м, адресные ориентиры: Ульяновская область, г. Ульяновск, от врезки на пересечении ул. Врача Михайлова и ул. Оренбургская до территории ФГУП ПО УМЗ, право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием "город Ульяновск", дата регистрации 29.12.2009 (т. 1 л.д. 21-29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2009 документами-основаниями для регистрации права собственности на указанный объект является постановление мэра г. Ульяновска Ульяновской области от 30.07.2004 N 1908, постановление Главы г. Ульяновска Ульяновской области от 25.11.2009 N 9077.
В соответствии с постановлением мэра г. Ульяновска от 30.07.2004 N 1908 в соответствии с Законом РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации_", Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 907.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.1998 N 1304-р, Распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 12.10.1998 N 1302-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения государственного производственного объединения "Ульяновский машиностроительный завод" из федеральной собственности в муниципальную собственность", протокола от 06.11.2002 передачи объектов социальной сферы ФГУП "ПО "Ульяновский машиностроительный завод" на Нижней Террасе в муниципальную собственность и протокола рабочего совещания у первого заместителя Главы администрации Ульяновской области от 15.06.2004, писем ФГУП "ПО "Ульяновский машиностроительный завод" от 21.06.2001 N 735/УСС, от 02.09.2002 N 603/УСС и от 15.07.2004 N 712/УСС в реестр муниципальной собственности были включены объекты, расположенные в Заволжском районе (Нижняя Терраса), в том числе газопровод высокого давления с 4 газовыми колодцами от ул. Врача Михайлова до периметра машиностроительного завода, протяженностью 3 343 п.м. (п. 5.2 Приложения N 3) (т. 1 л.д. 46-58).
Представителями ФГУП ПО "УМЗ" и Филиалом ООО "Ульяновскгоргаз", на баланс которого планировалась передача объекта, был подписан Акт приема-передачи (т. 1 л.д. 59).
Постановлением Главы г. Ульяновска от 25.11.2009 N 9077 п. 5.2 Приложения N 3 к постановлению мэра от 30.07.2004 N 1908 "О включении в Реестр муниципальной собственности" был изложен в следующей редакции:
- п. 5.2. газопровод высокого давления к заводу имени Володарского и к котельной завода имени Володарского (лит. I, II) протяженностью 3 343 м по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, от врезки на пересечении ул. Врача Михайлова и ул. Оренбургская до территории ФГУП ПО УМЗ_".
Распоряжением N 1108 от 24.05.2005 Комитет по управлению городским имуществом передал из муниципальной казны на баланс МУЖКХ "Дирекция единого заказчика" по актам приема-передачи и авизо газопроводы согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению. Согласно приложению передаче подлежал газопровод высокого давления подземного изготовления по ул. Врача Михайлова до периметра машиностроительного завода (поз. 43) (т. 2 л.д. 6-10).
Распоряжением N 1180 от 01.06.2006 Комитет по управлению городским имуществом принял с баланса МУЖКХ "Дирекция единого заказчика" по актам приема-передачи и авизо газопроводы протяженностью 47,04 км согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению. Согласно приложению передаче подлежал газопровод высокого давления подземного изготовления по ул. Врача Михайлова до периметра машиностроительного завода (поз. 42) (т. 2 л.д. 11-14).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 вышеуказанный объект на основании распоряжения комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 09.08.2010 N 171 передан в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия "Декоративные культуры".
В последующем спорный объект был передан в хозяйственное ведение МУП "Стройзаказчик" (распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от 21.02.2012 N 154) (т. 2 л.д. 17А-20).
Постановлением Администрации г. Ульяновска N 650 от 02.04.2019 объект возвращен в муниципальную казну от МУП "Стройзаказчик" (т.2 л.д. 21-22).
Постановлением от 30.12.2020 N 2206 указанный объект передан из муниципальной казны МО "город Ульяновск" по актам приема-передачи и авизо на праве хозяйственного ведения Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городская теплосеть" (т. 2 л.д. 23-24).
Из представленной истцом Выписки из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 73:24:020405:793, назначение: нежилое, наименование: газопровод высокого давления от т. Вр 1 до котельной, следует, что данный объект имеет год завершения строительства - 1990, протяженность - 610 м, адресные ориентиры: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Мостостроителей, от врезки до котельной, право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием "город Ульяновск", дата регистрации 16.12.2009 (т. 1 л.д. 30-37).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.12.2009 документами-основаниями для регистрации права собственности на указанный объект является постановление мэра г. Ульяновска Ульяновской области от 24.10.2002 N 1670, постановление Главы г. Ульяновска Ульяновской области от 06.11.2009 N 8489.
Из искового заявления, а также из представленных суду документов усматривается, что заявлением от 16.07.2002 ООО "Ульяновскгазсервис" обратилось в Комитет по управлению городским имуществом с ходатайством о включении в реестр муниципальной собственности газопровод в поселке Мостостроителей на левом берегу реки Волга с последующей передачей с баланса Мостоотряда-121 на баланс ООО "Ульяновскгазсервис" следующих объектов: газопровод высокого давления подземный - 625 м, газопровод низкого давления надземный - 5 395 м, ШП ГСГО - 2 шт. (т. 1 л.д. 38).
18.07.2002 между Филиалом Мостостроительный отряд N 121 ОАО "Ульяновскмостострой" и ООО "Ульяновскгазсервис" заключено соглашение, согласно которому Филиал Мостостроительный отряд N 121 ОАО "Ульяновскмостострой" передает со своего баланса, а ООО "Ульяновскгазсервис" принимает на свой баланс подземные и надземные сети газопровода поселка Мостоятроителей на левой м берегу р. Волга, согласно Приложению N 1 (т. 1 л.д. 39).
В соответствии с приложением N 1 к указанному соглашению передаче подлежали следующие объекты: газопровод высокого давления подземный - протяженностью 610 м (примечание: от врезки N 1 до котельной), газопровод высокого давления подземный - протяженностью 27 м (примечание: врезка ГСГО), газопровод низкого давления надземный - протяженностью 5 413 м (примечание: магистральный, фасадный, внутридомовой), ШП ГСГО - 1 шт., ШП ГСГО - 1 шт. (т. 1 л.д. 41).
По Акту приема-передачи имущество было передано МУП "Ульяновскгазсервис" (т. 1 л.д. 40).
Постановлением от 24.10.2002 N 1670 в реестр муниципальной собственности были включены жилые дома по ул. Мостостроителей г. Ульяновска, а также сети газоснабжения поселка Мостостроителей протяженностью 6 020 метров (т. 1 л.д. 42-45).
Распоряжением N 1108 от 24.05.2005 Комитет по управлению городским имуществом передал из муниципальной казны на баланс МУЖКХ "Дирекция единого заказчика" по актам приема-передачи и авизо газопроводы согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению. Согласно приложению передаче подлежал газопровод высокого и низкого давления общей протяженностью 6 020 м по адресу: г. Ульяновск, пос. Мостостроителей (поз. 33) (т. 2 л.д. 6-10).
Распоряжением N 1180 от 01.06.2006 Комитет по управлению городским имуществом принял с баланса МУЖКХ "Дирекция единого заказчика" по актам приема-передачи и авизо газопроводы протяженностью 47,04 км согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению. Согласно приложению передаче подлежал газопровод высокого и низкого давления общей протяженностью 6 020 м по адресу: пос. Мостостроителей от врезки 1 до котельной, врезка ГСГО (поз. 33) (т. 2 л.д. 11-14).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 вышеуказанный объект на основании распоряжения комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска от 09.08.2010 N 172 передан в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия "Декоративные культуры".
В последующем спорный объект был передан в хозяйственное ведение МУП "Стройзаказчик" (распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от 21.02.2012 N 154) (т. 2 л.д. 17А-20).
Постановлением Администрации г. Ульяновска N 650 от 02.04.2019 объект возвращен в муниципальную казну от МУП "Стройзаказчик" (т.2 л.д. 21-22).
Постановлением от 30.12.2020 N 2206 указанный объект передан из муниципальной казны МО "город Ульяновск" по актам приема-передачи и авизо на праве хозяйственного ведения Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городская теплосеть" (т. 2 л.д. 23-24).
Из пояснений представителя истца усматривается, что в 2020 году с целью актуализации сведений реестра муниципальной собственности, а также технической и правоустанавливающей документации на указанные объекты был направлен запрос в ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Согласно полученного ответа ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" от 23.09.2020 газопровод высокого давления от т. Вр1 до котельной по адресу: г. Ульяновск, ул. Мостостроителей, от врезки до котельной протяженностью 610 м. и газопровод к заводу имени Володарского и к котельной завода имени Володарского по адресу: г. Ульяновск, от врезки на пересечении ул. Врача Михайлова и ул. Оренбургская до территории ФГУП ПО УМЗ, протяженностью 3 343 м входят в газопровод протяженностью 9 286 м, находящийся в собственности ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Из экспликации к плану газопровода протяженностью 9 285,65 м (приложение к техническому паспорту) следует, что в его состав входит газопровод от т. Вр.1 до котельной (подземный) протяженностью 610 м и газопровод к заводу Володарского (до территории завода) (подземный) протяженностью 3 087, 38 м. (т. 1л.д. 95).
Как установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.07.2013 за обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" зарегистрировано право собственности на сооружение, назначение: иное (газопровод), протяженностью 9286 м., адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, газопровод высокого давления к машзаводу, газопровод высокого и низкого давления по ул. Почтовая, низкого давления по ул. Мостостроителей, кадастровый номер объекта: 73:24:000010:51.
Документами основаниями регистрации права собственности являются: решение учредителя от 29.04.1998, разделительный баланс от 01.06.1998, перечень объектов, переданных по акту приема-передачи имущества в уставной капитал ООО "Ульяновскгазсервис" от 01.06.1998.
Ответчик полагал, что ООО "Ульяновскгазсервис" (в настоящее время после переименования - ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" создано в результате реорганизации дочернего предприятия "Самаратрансгаз" Российского акционерного общества "Газпром" на основании приказа N 204 от 28.04.1998 путем выделения из его состава, и является правопреемником всех прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом. В составе перечня объектов, переданных в уставной капитал Общества, имеется газопровод высокого давления по ул. Почтовой от машиностроительного завода в г. Ульяновске. Протяженность не указана.
Кроме того, соглашением от 18.07.2002 Мостостроительный отряд передал со своего баланса на баланс ООО "Ульяновскгазсервис" подземные и надземные сети газопровода поселка Мостостроителей на левом берегу р. Волга согласно приложению N 1 к Соглашению, в составе которых переданы: газопровод высокого давления подземный протяженностью 610 м, газопровод высокого давления подземный протяженностью 27 м, газопровод низкого давления надземный протяженностью 5 413 м.
В последующем Обществом было зарегистрировано право собственности на газопровод высокого давления к машзаводу, газопровод высокого и низкого давления по ул. Почтовая, низкого давления по ул. Мостостроителей, протяженностью 9286 м., адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, кадастровый номер объекта: 73:24:000010:5, о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации от 16.07.2013 N 73-73-01/117/2013-027.
На протяжении длительного времени ответчик фактически владеет имуществом, несет бремя его содержания, налогообложения и обслуживания.
Изучив материалы дела, рассмотрев исковые требования, проверив обоснованность доводов, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Исходя из положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
В силу абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом, при этом в качестве иных способов защиты права могут быть использованы только те способы, которые предусмотрены законом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В абзаце втором пункта 52 этого же постановления разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абз. 4 п. 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
По смыслу указанных разъяснений применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
При этом иск о признании отсутствующим права относится к числу исков об оспаривании права, ввиду чего полномочиями заявлять такой иск обладает лицо, которое с учетом положений ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, докажет факт восстановления его нарушенных прав в результате удовлетворения такого иска.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
По смыслу указанных разъяснений, а также с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 3809/2012 от 04.09.2012, признание права отсутствующим является способом оспаривания зарегистрированного вещного права (обременения).
Более того, иск о признании права отсутствующим направлен на устранение двойной регистрации права на один и тот же объект в ЕГРП (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 7214/10 по делу N А65-3833/2009-СГЗ-25).
С учетом изложенных норм и разъяснений, исходя из требований части 1 статьи 168 АПК РФ при рассмотрении настоящего спора следует оценить наличие у истца правового интереса в защите нарушенного права, обусловленного наличием двойной государственной регистрацией права в отношении одного и того же недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что за муниципальным образованием в ЕГРН зарегистрировано право собственности на газопроводы протяженностью 3 343 м и 610 м, имеющие кадастровые номера 73:24:010101:11094 и 73:24:020405:793, указанные объекты входят в состав газопровода, на которые зарегистрировано право собственности ответчика протяженностью 9 286 м с кадастровым номером 73:24:000010:51.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к верному выводу, что истец является лицом, имеющим материально-правовой интерес в оспаривании указанного права ответчика.
Что касается газопровода протяженностью 3 343 м с кадастровым номером 73:24:010101:11094.
Из представленных суду доказательств усматривается, что ранее газопровод высокого давления с 4 газовыми колодцами от ул. Врача Михайлова до периметра машиностроительного завода, протяженностью 3 343 п.м. (в последующем объект стал именоваться как газопровод высокого давления к заводу имени Володарского и к котельной завода имени Володарского (лит. I, II) протяженностью 3 343 м по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, от врезки на пересечении ул. Врача Михайлова и ул. Оренбургская до территории ФГУП ПО УМЗ_" принадлежал на праве собственности Российской Федерации, находился на балансе Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации 27.12.1991 принял постановление N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты, в частности, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
К объектам инженерной инфраструктуры городов относятся сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры.
Таким образом, Постановление N 3020-1 разграничило по уровням собственности те объекты публичной собственности, которые существовали на день принятия указанного постановления.
Поскольку рассматриваемые инженерные сети построены до 27.12.1991 (согласно данным кадастрового паспорта год ввоза объекта в эксплуатацию - 1980), они являются муниципальной собственностью в силу закона.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли данное право в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 утверждено "Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В п. 4 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утвержденного постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995, установлено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1003 "О реформе государственных предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 393), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Из смысла пункта 9 распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, установившего Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), моментом возникновения права муниципальной собственности на объекты, передаваемые из государственной собственности в муниципальную собственность является момент принятия решения о его передаче соответствующим государственным органом, в данном споре Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ N 1304-Р от 08.09.1998 принято решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность г.Ульяновска объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения государственного производственного объединения "Ульяновский машиностроительный завод" согласно приложению.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Министерством государственного имущества РФ принято распоряжение N 1302-р от 12.10.1998 "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения государственного производственного объединения "Ульяновский машиностроительный завод" из федеральной собственности в муниципальную собственность".
Таким образом, собственник - Российская Федерация в лице Правительства РФ распорядился объектами недвижимости, в т.ч. спорным газопроводом, приняв решение о передаче данного объекта в муниципальную собственность г.Ульяновска.
В данном случае права и обязанности участников правоотношения возникли из актов государственных органов, которые предусмотрены статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, моментом возникновения права собственности является дата вынесения соответствующего распоряжения Правительства.
Ответчик, оспаривая правомерность регистрации права собственности на спорный объект за муниципальным образованием, сослался лишь на разделительный баланс от 01.06.1998 и Перечень объектов, переданных по акту приема-передачи имущества в уставный капитал ООО "Ульяновскгазсервис" от 01.06.1998.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (пункт 4 статьи 58 ГК РФ).
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).
В соответствии со статьей 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Аналогичное положение содержится и в статье 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которой при выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.
Разделение имущества по разделительному балансу между юридическими лицами, создаваемыми в результате реорганизации, осуществляется в силу императивных норм гражданского законодательства и не является для реорганизуемой организации ни реализацией, ни безвозмездной передачей принадлежащего ей ранее имущества.
В соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2003 N 44н при реорганизации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как верно установлено судом, согласно Перечню объектов переданных по акту приема-передачи имущества в уставный капитал ООО "Ульяновскгазсервис" от 01.06.1998 (приложение к разделительному балансу) в уставный капитал ООО "Ульяновскгазсервис" был передан газопровод высокого давления ул. Почтовая до Машзавода, при этом год ввода в эксплуатацию, протяженность объекта не указаны, следовательно, верен вывод суда о том, что из разделительного баланса невозможно установить какое имущество подлежало передаче от ООО "Самаратрансгаз" ответчику.
На дату составления разделительного баланса - 01.06.1998 спорный газопровод находился на балансе ФГУП "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод".
Письмами от 26.01.2001, от 02.09.2002 генеральный директор ФГУП "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод" обращается к Мэру г. Ульяновска с просьбой о принятии на баланс города объектов жилищно-коммунального хозяйства (т.2 л.д. 3, 4).
При изложенных обстоятельствах оснований считать, что спорные сети по состоянию на 01.06.1998 выбыли из состава имущества ФГУП ПО "Ульяновский машиностроительный завод" и перешли во владение ООО "Самаратрансгаз" не имеется.
Доказательства возникновения права собственности на указанный газопровод в порядке ст. 218 ГК РФ, ответчик, а также ООО "Самаратрансгаз" суду не были представили.
Проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о доказанности факта приобретения истцом права собственности на спорный объект, а также об отсутствии документально подтвержденных оснований для возникновения права собственности на указанный объект у ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
Что касается газопровода протяженностью 610 м с кадастровым номером 73:24:020405:793.
Обосновывая правомерность регистрации за ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" права собственности на газопровод протяженностью 610 м. ответчик сослался на соглашение от 18.07.2002, согласно которому Мостостроительный отряд передал со своего баланса на баланс ООО "Ульяновскгазсервис" подземные и надземные сети газопровода поселка Мостостроителей на левом берегу р. Волга согласно приложению N 1 к Соглашению, в составе которых переданы: газопровод высокого давления подземный протяженностью 610 м, газопровод высокого давления подземный протяженностью 27 м, газопровод низкого давления надземный протяженностью 5 413 м.
Между тем, передача имущества с баланса одного общества на баланс другого общества не является основанием для регистрации права собственности на него. Дарение между юридическими лицами запрещено. Доказательств возникновения права собственности на имущество ответчик не предоставил.
В указанном соглашении и в соответствующем письмо ООО "Ульяновскгазсервис" от 16.07.2002 речь шла о передаче газопровода в муниципальную собственность, что по существу и имело место быть.
Газопроводы протяженностью 3 343 м и 610 м, имеющими кадастровые номера 73:24:010101:11094 и 73:24:020405:793 соответственно, не могли войти в состав имущества, наименование - "газопровод вд ул. Почтовая до Машзав-да", адрес: г. Ульяновск, ул. Почтовая, на которое в последующем ответчик зарегистрировал право собственности, поименованное как "газопровод высокого давления к машзаводу, газопровод высокого и низкого давления по ул. Почтовая, низкого давления по ул. Мостостроителей, протяженностью 9286 м, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, кадастровый номер объекта: 73:24:000010:5.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права, исходя из обстоятельств дела, является верным, поскольку реализация такого способа позволит восстановить нарушенное право муниципального образования. Через спорные газопроводы осуществляется газоснабжение жилых домов, переданных в муниципальную собственность в 2002 году.
Согласно п. 52 Постановления Пленума N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как верно указал суд первой инстанции, судебный акт о признании зарегистрированного права отсутствующим является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о прекращении такого права, предъявление самостоятельного иска об исключении записи не требуется. Исключение записи производится органом государственной регистрации на основании заявления заинтересованной стороны.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав заявителя.
Удовлетворение же иска в части признания отсутствующим права собственности ответчика на газопроводы протяженностью 610 м и 3 343 м, при наличии записи в ЕГРП на газопровод общей протяженностью 9 286 м, приведет к правовой неопределенности как при погашении записи при исполнении судебного акта, так и между сторонами, что не отвечает принципу исполнимости судебного акта.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений в отношении всего спорного объекта с кадастровым номером 73:24:000010:5.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны лишь на несогласии с выводами суда, и на неверном толковании положений закона, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о владении спорными газопроводами документально не подтверждены, свое право ответчик обуславливает передачей имущества на баланс. Однако передача имущества на баланс не свидетельствует о возникновении права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия судей приходит к выводу, что суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правомерно удовлетворил иск и отнес судебные расходы по оплате государственной пошлины на ответчика.
Принимая во внимание изложенное, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы (оплачены платежным поручением N 8771 от 21.09.2021).
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2021 года по делу N А72-14694/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14694/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Ответчик: ООО Газпром газораспределение Ульяновск
Третье лицо: МУП "Декоративные культуры", МУП "Декоративные культуры", УМУП "Городская теплосеть", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы госудасртвенной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области