г. Томск |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А45-17541/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" (N 07АП-9893/21), на решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17541/2021 (судья Хорошилов А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество", г. Новосибирск к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2021 N211-21,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Содружество") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ НСО) о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении N 211-21 (далее - оспариваемое постановление).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "Содружество" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, полагая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в судебном акте. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить.
Инспекция и общество не направили своих представителей в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что до 30.04.2021 ООО УК "Содружество" являлось лицом, ответственным за управление многоквартирным домом по адресу город Новосибирск, улица Ленина, д. 17, на основании договора управления, лицензии от 30.04.2015 N 054-000125, Приказа ГЖИ НСО от 30.04.2015 N 141/10.
28.04.2021 приказом государственной жилищной инспекции Новосибирской области N 5886/10 сведения о многоквартирном доме N 17 по улице Ленина, города Новосибирска с 30.04.2021 исключены из реестра лицензий Новосибирской области, как о доме деятельность по управлению, которым осуществлял лицензиат ООО УК "Содружество".
С 01.05.2021 сведения о вышеуказанном многоквартирном доме включены в реестр лицензий Новосибирской области, как о доме деятельность по управлению, которым осуществляет лицензиат ООО УО "Орбита". 29.04.2021 в инспекцию поступило заявление ООО УО "Орбита" о воспрепятствовании бывшей управляющей организацией - ООО УК "Содружество", деятельности по управлению многоквартирным домом.
На основании данного обращения была назначена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведении внеплановой документарной проверки в период с 17.05.2021 по 25.05.2021 было установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома N 17 по ул. Ленина в городе Новосибирске на общем собрании собственников омещений (протокол N 1 от 21.03.2021 общего собрания собственников) принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "УК "Содружество", выборе в качестве управляющей организации ООО УО "Орбита".
ООО УК "Содружество" не передало документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом N 17 по улице Ленина в городе Новосибирске, а также технические средства и оборудование, необходимое для эксплуатации многоквартирного дома, в ООО УО "Орбита" по его запросу, полученному 01.04.2021.
По результатам проверки заинтересованным лицом было установлено, что 01.04.2021 ООО УК "Содружество" получено уведомление от ООО УО "Орбита" о расторжении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома N 17 по улице Ленина в городе Новосибирске с ООО УК "Содружество", о выборе управляющей компании ООО УО "Орбита" и заключении с данной организацией договора управления, а также о передаче новой управляющей организации в 3 - х дневный срок, предусмотренный частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (до 05.04.2021), ключей от помещений, входящих в состав многоквартирного дома, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им.
В установленный законом срок техническая документация не была передана ООО УО "Орбита".
Заинтересованное лицо пришло к выводу, что ООО УК "Содружество" нарушены требования подпунктов 22, 21, 20, 19, 25 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 10-02- 031/2137 от 25.05.2021.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя общества, составлен протокол 25.05.2021 N 10-04-031/2137-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
01.06.2021 уполномоченным лицом административного органа с участием законного представителя общества было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено оспариваемое постановление в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, применены положения статьи 4.1. КоАП РФ, размер штрафа снижен в два раза.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением у административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1.3 установлено, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4.1 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: установленные подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно - строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Согласно пункту 19 Правил N 416 организации, ранее управляющая многоквартирным домом, получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416 организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Пунктом 24 Правил N 416 определено, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 416 управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "д" и "д.1" пункта 18 Правил N 416, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пункте 56.1 и подпункте "б" пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354.
Состав технической документации на многоквартирный дом установлен пунктами 24 и 26 Правил N 491, а также пунктами 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что с 01.05.2021 сведения о многоквартирном доме включены в реестр лицензий Новосибирской области, как о доме деятельность по управлению, которым осуществляет лицензиат ООО УО "Орбита"
По результатам проверки заинтересованным лицом было установлено, что 01.04.2021 ООО УК "Содружество" получено уведомление от ООО УО "Орбита" о расторжении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома N 17 по улице Ленина в городе Новосибирске с ООО УК "Содружество", о выборе управляющей компании ООО УО "Орбита" и заключении с данной организацией договора управления, в установленный срок (до 05.04.2021) техническая документация не была передана ООО УО "Орбита".
Довод жалобы о том, что ООО УК "Содружество" не получало 01.04.2021 уведомление от ООО УО "Орбита" о расторжении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома N 17 опровергается материалами дела, поскольку уведомление имеется в обращении N587, приложенному к отзыву Инспекции от 27.07.2021.
Таким образом, у ООО УК "Содружество", с учетом положений части 10 статьи 162 ЖК РФ, возникла обязанность (в срок не позднее 05.04.2021) по передаче ООО УО "Орбита" технической документации и иных, связанных с управлением домом, документов.
В указанный срок техническая документация и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домам N 17 по улице Ленина город Новосибирск, уполномоченному лицу не были переданы.
Таким образом, общество нарушило предусмотренные действующим законодательством сроки передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением спорным МКД.
Указанное бездействие со стороны Общества образует объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии вины, ввиду того что к нему обращались собственники с информацией о проведении повторного собрания, результат которого стал известен 01.06.2021 (общество было вновь избрано управляющей компанией) судом правомерно отклонен, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанности общества по выполнению требований предусмотренных частью 10 статьи 162 ЖК РФ, подпунктами 19-22 Правил N 416, подпунктами 24, 26 Правил N 491.
Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ и снижен ниже низшего предела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания не противоречит требованиям действующего законодательства, права заявителя не нарушает, в связи с чем, основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствовали.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17541/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17541/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Содружество"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд