г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А41-24068/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Епифанцевой С.Ю., Шальневой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бегларяном А.А.,
при участии в заседании:
от Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "ВЕЛКОМПАНИ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2021 г. по делу N А41-24068/21 по заявлению Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании ООО "ВЕЛКОМПАНИ" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Воскресенску Московской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании Общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛКОМПАНИ" (ОГРН 1145005000535, ИНН 5005058910) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника и включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в общем размере 7 137 773,37 руб. в том числе: 4 386 676,33 руб. основного долга, 2 059 075,67 руб. пени, 692 021,37 руб. штраф.
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2021 года производство по делу о банкротстве должника прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по г. Воскресенску подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 223, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области и ООО "ВЕЛКОМПАНИ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте http://kad.arbitr.ru.
В суд апелляционной инстанции от Инспекции ФНС России по г. Воскресенску поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Ходатайство удовлетворено.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Обращаясь с настоящим заявлением, Инспекция ФНС России по г. Воскресенску Московской области указала на наличие у ООО "ВЕЛКОМПАНИ" просроченной свыше трех месяцев задолженности по уплате обязательных платежей на сумму 7 137 773,37 рублей, в том числе основной долг - 4 386 676,33 руб., пени - 2 059 075,67 руб., штраф - 692 021,37 руб.
В подтверждение заявленных требований инспекцией в материалы дела представлены: бухгалтерский баланс, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика; постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Прекращая производство по делу о банкротстве должника, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств наличия достаточных денежных средств для финансирования процедуры банкротства ООО "ВЕЛКОМПАНИ", сведения о выделении денежных средств из федерального бюджета на финансирование процедуры банкротства должника по настоящему делу также не представлены.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
В соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Как разъяснено в пункте 64 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", правила о банкротстве отсутствующего должника являются специальными по отношению к общим правилам Закона о банкротстве, касающимся возбуждения производства по делу о несостоятельности, в частности в отношении заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа. При принятии заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего должника правила пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 41 Закона не применяются.
Таким образом, для применения положений параграфа 2 главы XI Закона о банкротстве (статей 227 - 229) в дело должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве либо наличие иных оснований, позволяющих в соответствии со статьей 230 этого же Закона о банкротстве рассмотреть дело о банкротстве по правилам для отсутствующего должника.
Для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно установления факта отсутствия у должника имущества и денежных средств, необходимых для введения банкротства, а также наличие доказательств финансирования процедуры со стороны уполномоченного органа.
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве), превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может быть возвращено арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 6 Постановления от 20.12.2006 N 67).
Как следует из материалов дела, основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило наличие у должника задолженности по обязательным платежам в бюджет Российской Федерации. Уполномоченный орган сослался на отсутствие у должника имущества, достаточного для погашения имеющейся задолженности.
В соответствии со статьей 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление N 91) разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления N 91, если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу.
При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке.
В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем шестым пункта 14 Постановления N 91 в случае отсутствия письменного согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Судом в рамках настоящего дела установлено, что доказательств, свидетельствующих о наличии у должника имущества, позволяющего возместить судебные расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в материалах дела не имеется.
Письменное согласие уполномоченного органа на финансирование расходов по делу о банкротстве должника не представлено.
Доказательств наличия возможности финансирования процедуры банкротства должника ООО "ВЕЛКОМПАНИ" из средств федерального бюджета также не представлено.
При этом, исходя из пункта 13 Постановления N 91, именно на уполномоченном органе лежит обязанность представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Также согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств наличия вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, или наличия иного источника финансирования процедур банкротства должника, равно как и доказательств наличия у должника какого-либо имущества, за счет которого подлежат возмещению судебные расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в материалы дела не представлено.
При этом возбуждение процедуры банкротства по заявлению уполномоченного органа (за счет бюджетных денежных средств) в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего погасить кредиторскую задолженность, не отвечает целям и задачам процедур, применяемых в деле о банкротстве, и влечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам.
Поскольку сведений о наличии имущества у должника, достаточного для финансирования процедуры банкротства представлено не было, равно как и согласия уполномоченного органа на финансирование процедуры банкротства, в отсутствие иных заявлений о признании ООО "ВЕЛКОМПАНИ" банкротом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для введения в отношении ООО "ВЕЛКОМПАНИ" процедуры банкротства отсутствующего должника.
Вывод суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по делу является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Так, по данным выписки из ЕГРН у ООО "ВЕЛКОМПАНИ" отсутствует недвижимое имущество.
Согласно данным ГИБДД у ООО "ВЕЛКОМПАНИ" отсутствуют в собственности транспортные средства.
Указанные сведения представлены в материалы дела самим заявителем.
Последняя операция по расчетному счету - 13.04.2018 г.
Последняя бухгалтерская отчетность представлена 02.04.2018 г. за 2017 год.
По данным последней бухгалтерской отчетности за 2017 год: основные средства - 0 тыс. руб., запасы - 291 тыс. руб., кредиторская задолженность составляет 2158 тыс. руб. дебиторская задолженность - 0 тыс. руб., денежные средства 1173 тыс. руб.
Последняя налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года представлена с налогооблагаемой базой 48 048 408 руб.
Сведения о среднесписочной численности представлены за 2018 год в отношении 5 человек.
Справки о доходах за 2019 г. не представлены.
Последние справки о доходах были представлены за 2015 год в отношении 6 человек.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств реального наличия имущества, указанного в бухгалтерском балансе, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований считать реальной возможность формирования конкурсной массы и погашения задолженности по обязательным платежам, а также расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего и фактических расходов, которые могут быть понесены в процедуре банкротства.
Доказательств того, что конкурсная масса должника в рамках дела о банкротстве может быть пополнена за счет возможности привлечения контролирующих финансово-хозяйственную деятельность должника лиц к субсидиарной ответственности, также не имеется в материалах дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о возможности формирования конкурсной массы за счет привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности за совершение сделок по продаже транспортных средств также не может служить основанием для отмены определения суда первой инстанции.
При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что в связи с прекращением производства по делу о банкротстве должника уполномоченный орган не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при наличии правовых оснований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 08 сентября 2021 года по делу N А41-24068/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24068/2021
Должник: ООО "ВЕЛКОМПАНИ"
Кредитор: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. КЛИНУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИФНС по г.Воскресенску МО
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21854/2021