город Воронеж |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А14-7568/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "РЖД-Охрана" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2021 по делу N А14-7568/2021 по заявлению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ОГРН 5077746261380, ИНН 7708630676) в лице Воронежской транспортной прокуратуры о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "РЖД-Охрана" (ОГРН 1097746801900 ИНН 7701859844) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "РЖД-Охрана": Паршуткин В.В. - представитель по доверенности от 16.11.2020 N 104 сроком действия на один год, предъявлен паспорт;
от Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в лице Воронежской транспортной прокуратуры: Агафонова А.Г., предъявлено служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Московская межрегиональная транспортная прокуратура в лице Воронежской транспортной прокуратуры (далее - Воронежская транспортная прокуратура, Прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "РЖД-Охрана" (далее - ООО "ОП "РЖД-Охрана", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2021 заявленные требования удовлетворены, ООО "ОП "РЖД-Охрана" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ОП "РЖД-Охрана" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на недоказанность состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО "ОП "РЖД-Охрана" поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил в привлечении к административной ответственности отказать.
Представитель Воронежской транспортной прокуратуры возразила против доводов апелляционной жалобы. Просила оставить решение суда без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ОП "РЖД-Охрана" имеет лицензию ЧОN 0456624 от 28.02.2007 N 6228 на осуществление частной охранной деятельности сроком действия до 21.02.2022, выданную Главным управлением Росгвардии по г.Москве.
По договору N 3768787 от 31.12.2019 ООО "ОП "РЖД-Охрана" оказывает услуги по охране имущества объекта ОАО "Российские железные дороги". Содержание и требования к услугам, а также перечень объектов, на которых оказываются услуги, определены в Техническом задании (пункт 1.3 договора).
Согласно п.6.1 Технического задания к указанному договору, под охрану принимается имущество заказчика, находящееся в нежилом здании службы перевозок, расположенном по адресу: г.Воронеж, пл.Генерала Черняховского, дом 2..
В соответствии с п.6.2 Технического задания пределы охраняемой территории - территория нежилого здания и непосредственно прилегающая к нему территория.
В соответствии с решением Воронежской транспортной прокуратуры от 23.04.2021 N 25 была проведена проверка Общества по соблюдению законодательства об охранной деятельности.
28.04.2021 в 12 час. 00 мин. в ходе проверки на объекте ОАО "РЖД" - Диспетчерский центр, расположенного по адресу: г.Воронеж, пл.Генерала Черняховского, д.2, было выявлено грубое нарушение законодательства об охране, которое выразилось в осуществлении ООО "ОП "РЖД-Охрана" охраны объекта, подлежащего государственной охране, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в справке от 28.04.2021.
Проверка проведена с применением средств фотофиксации (фототаблица, приложение к справке по результатам проверки).
Общество извещено о дате и времени решения вопроса о привлечении к административной ответственности письмом от 11.05.2021 N 07-07-2021, направленным по факсу.
14.05.2021 Воронежской транспортной прокуратурой в присутствии защитника Общества Сенцов С.Н. по доверенности от 21.12.2020 N 108, было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому выявленные обстоятельства являются нарушением части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1, Закон об охранной деятельности) и пункта 15 Перечня объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587).
Обществу вменено грубое нарушение законодательства об охране, которое выразилось в осуществлении ООО "ОП "РЖД-Охрана" охраны объекта, подлежащего государственной охране, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.
Защитник Общества вину в совершении правонарушения не признал.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Воронежская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении ООО "ОП "РЖД-Охрана" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективной стороной данного правонарушения является грубое нарушение обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
По смыслу части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе по вопросам лицензирования такой деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 11.5 Закона N 2487-1 грубыми нарушениями осуществления частной охранной деятельности считаются, в том числе, оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью 3 статьи 3 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется.
Соответствующий перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 15 указанного Перечня частная охранная деятельность не распространяется на средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Как обосновано указал суд области, Диспетчерский центр обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах полигона Юго-Восточной железной дороги. Основными задачами диспетчерского центра являются: организация движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику; общесетевым грузовым перевозкам; планирование, предоставление и организация "окон" для работы технических служб; разработка вариантных графиков движения поездов и организация движения во время выполнения строительно-монтажных работ и ремонтнопутевых работ в соответствии с этими графиками.
Из условий заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "ОП "РЖД-Охрана" договора и технического задания к нему следует, что объектом охраны является ОАО "РЖД" Нежилое здание. Под охрану принимается имущество Заказчика (ОАО "РЖД"), находящееся в нежилом здании службы перевозок, расположенном по адресу: г. Воронеж, площадь Генерала Черняховского, дом 2. Пределы охраняемой территории - территории нежилого здания и непосредственно прилегающая к ним территория. Объект охраняется дежурной сменой с выставлением 1 (одного) суточного поста охраны. Пост охраны (охранник) - суточный, внешний/внутренний, подвижный в пределах границ поста, расположен на 1 - м этаже административного здания.
ООО "ОП "РЖД-Охрана" отвечает за сохранность имущества заказчика, находящееся на втором и третьем этажах нежилого здания, охрану участка поста от противоправных посягательств, обеспечение выполнения правил пропускного режима, контроль прохода работников и посетителей в нежилое здание, недопущение прохода лиц, ведущих скитальческий образ жизни, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Осуществляет контроль за выносом и вносом материальных ценностей, производит регистрацию и учет посетителей, выдачу (прием ключей) от служебных помещений.
Через территорию нежилого здания, возможно осуществить беспрепятственный проход к диспетчерскому центру управления перевозками службы движения (ДЦУП) Юго-Восточной дирекции управления движением, согласно Положению о Юго-Восточной дирекции управления движением -структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги", Юго-Восточная Дирекция находится по адресу: г. Воронеж. пл. генерала Черняховского, д. 2, которое находится под охраной ООО "ОП "РЖД-Охрана".
Основными задачами диспетчерского центра являются: организация движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику; исполнение оперативных заданий диспетчеров ЦУП ОАО "РЖД" по общесетевым грузовым перевозкам; планирование, предоставление и организация "окон" для работы технических служб; разработка вариантных графиков движения поездов и организация движения во время выполнения строительно-монтажных работ и ремонтно-путевых работ в соответствии с этими графиками.
Таким образом, Диспетчерский центр относится к объектам транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем на него не распространяется частная охранная деятельность.
Ссылка Общества на то, что охрана Диспетчерского центра им не осуществляется, а равно и на неверное определение Прокуратурой места совершения административного правонарушения опровергаются материалами дела, в том числе условиями договора охраны и Технического задания к нему.
Представленные в материалы дела письма ОАО "РЖД" о том, что договор на оказание охранных услуг в отношении объекта "Диспетчерский центр" не заключался, охранные услуги не оказывались обосновано отклонены судом области по указанным выше основаниям, а также в связи с тем, что через нежилое здание ОАО "РЖД" можно получить доступ также и к Диспетчерскому центру.
Факт нарушения Обществом требований охранного законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2021, справкой по результатам проверки от 28.04.2021 и фототаблицей к нему, договором охранных услуг от 31.12.2019 N 3768787 и техническим заданием к нему.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Наказание назначено ниже низшего предела, в размере 50 000 руб., что соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также наличии исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Размер штрафа судом первой инстанции был снижен.
В связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2021 по делу N А14-7568/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7568/2021
Истец: Воронежский транспортный прокурор
Ответчик: ООО "Охранное предприятие "РЖД-Охрана"