г. Тула |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А09-8003/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мосиной Е.В., судей Афанасьевой Е.И., Волошиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулешовой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего акционерного общества "85 ремонтный завод" Богданова Сергея Анатольевича - Давыдовой Е.С. (паспорт, доверенность от 01.02.2021),
от Прокуратуры Володарского района г. Брянска - Рожкова С.А. (доверенность от 21.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего акционерного общества "85 ремонтный завод" Богданова Сергея Анатольевича
на определение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2021
по делу N А09-8003/2018 (судья Назаров А.В.),
вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Прокуратуры Володарского района г. Брянска на действия конкурсного управляющего акционерного общества "85 ремонтный завод" Богданова Сергея Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "85 ремонтный завод" (далее - АО "85 ремонтный завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его несостоятельным должником (банкротом).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 04.09.2018 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя.
Определением арбитражного суда от 20.11.2018 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Фартушняк Александр Зиновьевич.
Решением суда от 30.05.2019 (резолютивная часть решения оглашена 29.05.2019) акционерное общество "85 ремонтный завод" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Богданов Сергей Анатольевич.
11.11.2020 в Арбитражный суд Брянской области обратилась Прокуратура Володарского района г. Брянска с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Богданова А.С., выразившиеся во включении в конкурсную массу АО "85 ремонтный завод" земельных участков, занятых воинскими захоронениями, в которой просит признать действия (бездействие) конкурсного управляющего противоречащими Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Обязать конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова А.С. исключить из конкурсной массы АО "85 ремонтный завод" - земельные участки, расположенные в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504, а именно: 32:28:0020504:323 общей площадью 43 001 кв. м; - 32:28:0020504:322 общей площадью 32 263 кв. м; -32:28:0020504:97 общей площадью 18 701 кв. м;- 32:28:0020504:96 общей площадью 47 829 кв. м; - 32:28:0020504:95 общей площадью 10 800 кв. м; -32:28:0020504:94 общей площадью 5 258 кв. м; - 32:28:0020504:86 общей площадью 2 729 кв. м; - 32:28:0020504:93 общей площадью 26 537 кв. м; -32:28:0020504:92 общей площадью 33 631 кв. м; - 32:28:0020504:91 общей площадью 31 991 кв. м; - 32:28:0020504:90 общей площадью 3 340 кв. м; -32:28:0020504:89 общей площадью 23 773 кв. м; - 32:28:0020504:87 общей площадью 103 786 кв. м; - 32:28:0020504:558 общей площадью 24 621 кв. м; -32:28:0020504:5 общей площадью 19 181 кв. м; - 32:28:0020504:88 общей площадью 19 910 кв. м; - 32:28:0020504:557 общей площадью 155 381 кв. м; -32:28:0020504:98 общей площадью 16 250 кв. м; - 32:28:0020504:99 общей площадью 10 490 кв. м.; - 32:28:0020504:321 общей площадью 183 058 кв. м.
Признать действия конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова А.С, выразившиеся в непринятии мер к выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, их дальнейшем отчуждении в пользу Брянской городской администрации, противоречащими Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Обязать конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова А.С. принять меры к выделению, межеванию, постановке на кадастровый учет и дальнейшему отчуждению в пользу Брянской городской администрации земельных участков, занятых воинскими захоронениями.
К участию деле в качестве третьих лиц (заинтересованных лиц), не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: индивидуальный предприниматель Рогов Н.Н., Брянская городская администрация, Володарская районная администрация г. Брянска, Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.
В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно уточнял заявленные требования, согласно уточнению от 17.03.2021 заявитель просил:
1. Признать действия конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова Сергея Анатольевича, выразившееся во включении в конкурсную массу АО "85 ремонтный завод" земельных участков, занятых воинскими захоронениями, расположенные в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504, а именно: 32:28:0020504:323 общей площадью 43 001 кв. м; 32:28:0020504:322 общей площадью 32 263 кв. м; 32:28:0020504:97 общей площадью 18 701 кв. м; 32:28:0020504:96 общей площадью 47 829 кв. м; 32:28:0020504:95 общей площадью 10 800 кв. м; 32:28:0020504:94 общей площадью 5 258 кв. м; 32:28:0020504:86 общей площадью 2 729 кв. м; 32:28:0020504:93 общей площадью 26 537 кв. м; 32:28:0020504:92 общей площадью 33 631 кв. м; 32:28:0020504:91 общей площадью 31 991 кв. м; 32:28:0020504:90 общей площадью 3 340 кв. м; 32:28:0020504:89 общей площадью 23 773 кв. м; 32:28:0020504:87 общей площадью 103 786 кв. м; 32:28:0020504:558 общей площадью 24 621 кв. м; 32:28:0020504:5 общей площадью 19 181 кв. м; 32:28:0020504:88 общей площадью 19 910 кв. м; 32:28:0020504:557 общей площадью 155 381 кв. м; -32:28:0020504:98 общей площадью 16 250 кв. м; 32:28:0020504:99 общей площадью 10 490 кв. м.; 32:28:0020504:321 общей площадью 183 058 кв. м. противоречащими Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Признать действия конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова А.С., выразившиеся в непринятии мер к выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, противоречащими Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2021 жалоба Прокуратуры Володарского района г. Брянска на действия конкурсного управляющего акционерного общества "85 ремонтный завод" Богданова Сергея Анатольевича удовлетворена. Действия конкурсного управляющего Богданова С.А., выразившееся во включении в конкурсную массу АО "85 ремонтный завод" вышеуказанных земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504, а также в непринятии мер к выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, признаны противоречащими Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с определением Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2021, конкурсный управляющий АО "85 ремонтный завод" Богданов С.А. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что Прокуратура Володарского района г.Брянска не представила доказательств того, что действия конкурсного управляющего являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, должника и кредиторов. Полагает, что Прокуратура Володарского района г.Брянска не относится к категории лиц, обладающих в силу пункта 3 статьи 60 Закона о банкротстве правом на подачу жалобы на действия конкурсного управляющего должника. Отмечает, что обжалованию подлежат не любые действия (бездействие) конкурсного управляющего, а только нарушающие права и законные интересы указанных в статье 60 Закона о банкротстве лиц. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим обязанностей в деле о банкротстве, в том числе непринятии мер по выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, а также включению в конкурсную массу земельных участков, на территории которых находятся массовые захоронения, противоречит требованиям статей 20.3, 129 Закона о банкротстве. Ссылается на судебные акты, принятые в рамках настоящего дела о банкротстве, по жалобе Прокурора Володарского района г. Брянска на действия (бездействие) конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова С.А., в которых дана оценка действиям конкурсного управляющего при получении информации о возможном нахождении на территории должника захоронений времен ВОВ. Считает, что конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества и земельные участки включены в конкурсную массу должника в соответствии с положениями статей 129, 131 Закона о банкротстве, при этом на дату проведения инвентаризации - август 2019 года не было сведений о потенциальном наличии каких-либо захоронений на территории АО "85 ремонтный завод". Отмечает, что спорные земельные участки не входят в перечень земельных участков, изъятых из оборота, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Считает, что письмо прокурора Володарского района г.Брянска конкурсному управляющему, а также акты государственной историко-культурной экспертизы не являются доказательством нахождения спорных объектов в собственности Российской Федерации, изъятия имущества из оборота, а также наличия на территории должника воинских захоронений, точные границы предполагаемых захоронений не установлены, в связи с чем отсутствуют правовые основания для исключения спорных земельных участков из конкурсной массы должника.
От конкурсного управляющего и ИП Рогова Н.Н. поступили ходатайства о приобщении отчета БРОД ВППО "Отечество" о работах поисковой экспедиции от 17.09.2021.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего на доводах жалобы, с учетом дополнительных пояснений, настаивала.
Представитель Прокуратуры Володарского района г. Брянска возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность определения суда, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2019 АО "85 ремонтный завод" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении общества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Богданов Сергей Анатольевич.
Прокуратурой Володарского района г.Брянска в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства АО "85 ремонтный завод" установлено, что с осени 1941 года по 1943 год на нынешней территории предприятия немецко-фашистскими захватчиками был организован концлагерь для военнопленных и гражданского населения "Дулаг-142".
В своем заявлении Прокуратура Володарского района г.Брянска указывает, что с 9 по 14 октября 1941 года на территории бронетанковой ремонтной базы N 6 в пос. Урицком сформирован лагерь для военнопленных "Дулаг-142", наполняемый военнопленными советской армии. Лагерь использовался с целью аккумулирования и депортации пленных в Германию железнодорожным транспортом. За период с 1941 года по 1943 год в концлагере "Дулаг-142" содержалось до 80 000 человек.
За время существования концлагеря "Дулаг-142" погибло 40 000 человек, захороненных на нынешней территории АО "85 ремонтный завод", что следует из сведений Военного комиссариата в Бежицком и Володарском районе г.Брянска, а также акта расследования злодеяний и нанесенных ущербов немецко-фашистскими захватчиками в городе Брянске.
В ходе осмотра территории предприятия обнаружены признаки мест захоронений и костные останки, что указывает на наличие захоронений в настоящее время.
Территория захоронения, расположенного в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504, занята АО "85 ремонтный завод". В состав кадастрового квартала входят следующие земельные участки:
32:28:0020504:323 общей площадью 43 001 кв. м;
32:28:0020504:322 общей площадью 32 263 кв. м;
32:28:0020504:97 общей площадью 18 701 кв. м;
32:28:0020504:96 общей площадью 47 829 кв. м;
32:28:0020504:95 общей площадью 10 800 кв. м;
32:28:0020504:94 общей площадью 5 258 кв. м;
32:28:0020504:86 общей площадью 2 729 кв. м;
32:28:0020504:93 общей площадью 26 537 кв. м;
32:28:0020504:92 общей площадью 33 631 кв. м;
32:28:0020504:91 общей площадью 31 991 кв. м;
32:28:0020504:90 общей площадью 3 340 кв. м;
32:28:0020504:89 общей площадью 23 773 кв. м;
32:28:0020504:87 общей площадью 103 786 кв. м;
32:28:0020504:558 общей площадью 24 621 кв. м;
32:28:0020504:5 общей площадью 19 181 кв. м;
32:28:0020504:88 общей площадью 19 910 кв. м;
32:28:0020504:557 общей площадью 155 381 кв. м;
32:28:0020504:98 общей площадью 16 250 кв. м;
32:28:0020504:99 общей площадью 10 490 кв. м.;
32:28:0020504:321 общей площадью 183 058 кв. м
Кроме того, на территории предприятия, на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0020504:321 имеется соответствующий памятный знак, а также памятные кресты, которые установлены в месте захоронения.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ЕФРСБ, в конкурсную массу АО "85 ремонтный завод" включены земельные участки в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504.
Володарской районной администрацией г.Брянска конкурсному управляющему "85 ремонтный завод" Богданову С.А. нарочно передано письмо от 08.08.2019 N 1/15-1208 о том, что на земельном участке, принадлежащем должнику, в настоящее время расположены памятник "Жертвам фашизма" и захоронение погибших в концлагере N 142. Решением Брянского облисполкома от 10.07.1979 N 406 "О взятии памятников истории и культуры области, имеющих историческую и художественную ценность, под государственную охрану" данный объект включен в перечень памятников, подлежащих государственной охране. В связи с тем, что АО "85 ремонтный завод" проходит процедуру банкротства, и обеспокоенностью сохранности данного объекта культурного наследия, конкурсному управляющему предложено рассмотреть вопрос о выделении и отчуждении земельного участка, на котором расположены памятник "Жертвам фашизма" и захоронение погибших, с целью дальнейшей передачи в муниципальное образование "город Брянск".
02.03.2020 Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области издан приказ N 2-1/21 о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия мемориального захоронения жертв-узников концлагеря "Дулаг-142", расположенного на территории АО "85 ремонтный завод" и достопримечательного места "Мемориальный комплекс жертв-узников концлагеря "Дулаг-142" с массовыми захоронениями (1941 - 1943 гг.).
Соответственно, в отношении мемориального комплекса жертв-узников концлагеря "Дулаг-142" распространяются охранные обязательства, предусмотренные 6 главой Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Брянской городской администрацией после обнаружения захоронений во исполнение приведенных положений закона в Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области 14.12.2019 направлены заявления о признании мемориального захоронения жертв-узников Концлагеря "Дулаг-142" объектом культурного наследия.
С целью проведения поисковых работ останков Брянской городской администрацией в адрес председателя Брянского регионального общественного движения Военно-патриотических и поисковых организаций "Отечество" направлено письмо о необходимости проведения поисковых работ на территории АО "85 ремонтный завод". Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области согласовано проведение поисковых работ на территории выявленного объекта культурного наследия.
В адрес конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Брянской городской администрацией направлен запрос от 04.03.2020 N 1/33-470и о согласовании проведения таких работ на территории предприятия.
Конкурсный управляющий в письме от 10.03.2020 N 2-0043/20/85РЗ отказал в доступе на территорию общества неопределенного круга лиц и проведению неопределенных видов работ.
По требованию представителей завода между Брянской городской администрацией и БРОД ВППО "Отечество" заключено соглашение на осуществление работ, направленных на поиск погибших военнопленных и сохранение мемориального комплекса жертв-узников концлагеря "Дулаг - 142", расположенных на территории АО "85 ремонтный завод".
20 июля 2020 года проведена государственная историко-культурная экспертиза, в соответствии с актом которой территория, занятая братскими могилами располагается в юго-восточной, восточной, северо-восточной, северной и северо-западной части современного завода. Общая площадь предполагаемых массовых захоронений занимает 52, 66 га.
В адрес конкурсного управляющего 19.06.2020 направлено соответствующее обращение о предоставлении разрешения на проведения поисковых работ с приложением документов, подтверждающих заключение соглашения на проведения работ с перечнем специалистов, а также иные документы.
21.10.2020 прокуратурой Володарского района г.Брянска в адрес конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" направлено ходатайство об исключении из конкурсной массы имущества, изъятого из оборота, а именно земельных участков, на которых расположены захоронения узников и военнопленных "Дулаг-142".
27.10.2020 в Прокуратуру от конкурсного управляющего Богданова С.А. поступил отказ в удовлетворении ходатайства, на основании того, что имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из конкурсной массы.
Полагая, что действия конкурсного управляющего, выразившиеся в отказе в исключении спорных земельных участков из конкурсной массы АО "85 ремонтный завод", а также в непринятии мер к выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, их дальнейшем отчуждении в пользу Брянской городской администрации, противоречат Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Прокуратура Володарского района г.Брянска обратилась в арбитражный суд с настоящей жалобой.
Удовлетворяя жалобу на действия (бездействие) конкурсного управляющего Богданова С.А., суд первой инстанции исходил из того, что, обладая информацией о наличии мест массовых захоронений на территории АО "85 ремонтный завод", учитывая все правовые последствия установления мест захоронения, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий Богданов С.А., как профессиональный участник в делах несостоятельности (банкротстве), обязан был принять меры по определению границ массовых воинских захоронений и исключению спорных объектов из конкурсной массы, поскольку реализация указанных объектов влечет негативные последствия, как для должника и кредиторов, так и в силу требований по соблюдению законодательства по сохранению объектов культурного наследия, устанавливающего обязательность его соблюдения, в том числе и при проведении процедур несостоятельности (банкротства).
При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 3 статьи 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов гражданина, представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего.
При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего арбитражный суд должен проверить данные действия (бездействие) на предмет соответствия положениям Закона о банкротстве, установить, были ли нарушены этими действиями (бездействием) права и законные интересы заявителя; сам по себе факт несоответствия действий арбитражного управляющего законодательству о банкротстве не является достаточным основанием для удовлетворения жалобы, поданной в порядке статьи 60 Закона о банкротстве, необходимым условием для этого, является нарушение конкретными действиями арбитражного управляющего тех или иных прав и законных интересов подателя жалобы. При этом бремя доказывания данного обстоятельства возложено на заявителя.
Как указано выше, решением суда от 30.05.2019 (резолютивная часть решения оглашена 29.05.2019) акционерное общество "85 ремонтный завод" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Богданов Сергей Анатольевич.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 129 Закона о банкротстве).
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Исходя из системного толкования указанных выше норм права, следует, что при рассмотрении арбитражным судом жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего законодателем предусмотрена возможность признания таких действий (бездействия) незаконными лишь в том случае, если судом установлено, какими конкретными действиями арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей, обжалуемыми заявителем, нарушены те или иные права подателя жалобы, и это неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
Интересы должника, кредиторов и общества не считаются нарушенными при условии соответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность арбитражного управляющего по проведению процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Лицо, обратившееся в суд, обязано доказать факт незаконности действий (бездействия) арбитражного управляющего и то, что эти действия (бездействие) управляющего нарушили права и законные интересы заявителя, а арбитражный управляющий, в свою очередь, вправе представить доказательства, свидетельствующие о соответствии спорных действий (бездействия) требованиям добросовестности и разумности исходя из сложившихся обстоятельств.
Для признания и квалификации действий или бездействия арбитражного управляющего незаконными должно быть установлено, что они не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы должника, кредиторов и общества.
Обращаясь в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова С.А., Прокуратура Володарского района г.Брянска указала на то, что конкурсным управляющим осуществлены действия, выразившиеся во включении в конкурсную массу АО "85 ремонтный завод" земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 32:28:0020504, на территории которого находятся воинские захоронения, без установления факта их наличия и принятия мер для выделения территории занятой воинскими захоронениями, что противоречит Закону РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральному закону от 12.09.1996 N 8-ФЗ, Федеральному закону от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
Приказом Министра обороны РФ N 845 от 19.11.2014 утвержден Порядок организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
Порядок разработан в целях организации и проведения поисковой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти, общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, и определяет основные направления их деятельности.
Законом Брянской области N 77-3 от 08.11.2005 установлены основы проведения на территории Брянской области поисковой работы, целью которой является увековечение памяти погибших при защите Отечества.
Согласно части 2 статьи 2 указанного закона, поисковая работа на территории Брянской области организуется в соответствии с федеральным законом и проводится уполномоченными поисковыми общественными объединениями с разрешения органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Брянской области N 77-3 от 08.11.2005 граждане, организации в случае обнаружения в процессе проведения работ не погребенных останков или неизвестных захоронений, а также юридические лица, являющиеся собственниками участка земли, обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления и немедленно приостановить работы.
В рамках реализации Всероссийского проекта "Без срока давности" в Брянской области проводится большая совместная работа региональных органов власти с федеральными структурами, общественными организациями и Государственным архивом. Производится выявление мест массового захоронения и увековечение памяти мирного населения, выявление документов о военных преступлениях нацистов против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории АО "85 ремонтный завод" проводились поисковые работы на месте предполагаемого массового захоронения военнослужащих и местных жителей, уничтоженных в одном из самых крупных нацистских лагерей на территории СССР в годы Великой Отечественной войны - "Дулаг-142".
Осенью 2019 года начались работы по установлению мест захоронений военнопленных и мирных граждан. Кроме того, на территории АО "85 ремонтного завода" сохранились здания, которые использовались в качестве мест принудительного содержания узников: бараки, конюшни, лазарет, карцер.
Из общедоступных средств массовой информации, а также из официальных сайтов Следственного комитета РФ по Брянской области следует, что в настоящее время организовано проведение судебно-медицинских экспертиз эксгумированных останков в местах массовых захоронений мирных жителей и военнопленных и определение порядка захоронения извлеченных останков после производства комплекса экспертиз.
Частью 2 статьи 3 Закона Брянской области N 77-3 от 08.11.2005 установлено, что в случае признания обнаруженных непогребенных останков останками людей, погибших в период проведения военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, а также в случае признания обнаруженных неизвестных захоронений воинскими захоронениями органы местного самоуправления принимают меры по обеспечению сохранности обнаруженных останков или неизвестных воинских захоронений.
Согласно абзацу второму статьи 9 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления.
После проведения работ по обследованию и установлению местоположения воинских захоронений и захоронений жертв массовых репрессий захоронений, земельные участки, согласно пункту 9 части 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, подлежат изъятию и передаче в федеральную собственность.
Из материалов дела следует, что в настоящее время "Мемориальное захоронение жертв-узников концлагеря "Дулаг-142" включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Захоронение узников концентрационного лагеря "Дулаг-142", 1941-1943 гг. на основании Приказа Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области N 2/1/21 от 02.03.2020 "О выявлении объектов культурного наследия" и Приказа N 2/1/43 от 28.05.2020 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения; об утверждении предмета охраны и требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия".
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
В пункте 1 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей.
Положениями пункта 2 этой же статьи допускается, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что конкретные требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, равно как и требования к градостроительному регламенту в границах территории названного объекта культурного наследия указанной категории устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судом установлено, что в отношении объекта культурного наследия "Захоронение узников концентрационного лагеря "Дулаг-142", 1941-1943 гг. установлены режимы использования территории объекта культурного наследия.
Так в соответствии с приложением N 4 Приказа Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области N 2-1/43 от 28.05.2020 установлено, что на территории объектов разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирования объекта культурного наследия в современных условиях. Кроме того, приложение к данному приказу содержит перечень действий, который запрещен к выполнению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Данным Постановлением определен режим использования и требования к использованию таких земель.
Помимо перечисленных действий, направленных на поиск мест массовых захоронений, мероприятий, связанных с приданием захоронению узников концлагеря "Дулаг-142" статуса объекта культурного наследия федерального значения, 12.11.2019 конкурсному управляющему АО "85 ремонтный завод" Богданову С.А. Прокуратурой Володарского района г.Брянска объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
В указанном предостережении Прокуратура Володарского района г.Брянска изложила все доводы, перечисленные в настоящем заявлении в отношении сведений о нахождении на территории АО "85 ремонтного завода" мест захоронения, в том числе указав на границы кадастрового квартала с перечислением спорных земельных участков.
При этом, учитывая, что поскольку должник находится в стадии банкротства, подразумевающей реализацию имущества должника, предостережение содержало указание на недопустимость нарушений законодательства, регулирующего требования к объектам, увековечивающим память погибших при защите Отечества.
Кроме того, до проведения торгов и заключения договора купли-продажи имущества должника по результатам торгов, Прокуратурой Володарского района г.Брянска в адрес конкурсного управляющего Богданова С.А. было направлено письмо об исключении из конкурсной массы имущества, изъятого из оборота, а именно земельных участков, на которых расположены захоронения узников и военнопленных "Дулаг-142".
На территории АО "85 ремонтный завод" на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0020504:321 общей площадью 183 058 руб. 49 коп. имеется памятный знак, а также памятные кресты, которые установлены в месте захоронения. Памятник "Жертвам фашизма" и "Захоронения погибших в концлагере N 142" учтен в областной Книге памяти и Книге памяти Володарского района, изданной в 2008 году.
Таким образом, как обоснованно отметил суд, конкурсный управляющий не только знал, что на территории должника находятся места захоронений, но и обладал информацией о границах конкретных земельных участков, на которых возможно нахождение мест захоронений, а начиная с 04.03.2020 года, т.е. с момента обращения к нему с запросом о согласовании проведения таких работ на территории предприятия, располагал подробной информацией о предполагаемой территории, занятой воинскими захоронениями.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а также сведений, размещенных в режиме открытого доступа в ЕФРСБ, 13.11.2019, 18.03.2020 конкурсным управляющим Богановым С.А. были проведены собрания кредиторов, на которых были приняты решения об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества, принадлежащего АО "85 ремонтный завод".
Как следует из протоколов собраний, конкурсным управляющим на собрания кредиторов, при обсуждении Положения о продаже имущества не доводилась информация до кредиторов должника о наличии на территории завода мест массовых воинских захоронений, а также о наличии объективных предпосылок для признания земельных участков, занятых воинскими захоронениями, изъятыми из оборота. Не представлена данная информация конкурсным управляющим и оценщику, что следует из отчета об оценки N Н-32122 от 04.02.2020, что повлекло определение стоимости имущества должника, без учета данных обстоятельств.
Таким образом, располагая информацией о наличии мест массовых захоронений на территории АО "85 ремонтный завод", учитывая все правовые последствия установления мест захоронения, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий должен был информировать кредиторов, а в случае принятия решения о продаже имущества должника без учета данных обстоятельств, учитывая презумпцию независимости арбитражного управляющего, а также необходимость соблюдения баланса интересов, обратиться в суд с жалобой на принятое решение собрание кредиторов.
Тем не менее, 22.05.2020 конкурсный управляющий Богданов С.А. опубликовал объявление о проведении торгов в отношении движимого и недвижимого имущества должника, включающее в себя земельные участки, здания и сооружения, производственные, инженерные сети, оборудование в количестве 292 единицы, а 30.10.2020 - объявление о продаже вышеуказанного имущества путем публичного предложения.
Данные действия конкурсного управляющего, учитывая нахождение в производстве Арбитражного суда Брянской области с 05.08.2020 жалобы Прокуратуры Володарского района г.Брянска по доводам не допуска на территорию АО "85 ремонтный завод" представителей Брянской городской администрации и БРОД ВППО "Отечество" для проведения поисковых работ, не согласуется с принципами добросовестности и разумности действий арбитражного управляющего.
Как усматривается судом на основании представленных документов и пояснений представителей сторон, предостережение Прокуратуры о недопустимости нарушения закона от 12.11.2019 содержит справедливое указание на то, что при исполнении обязанностей конкурсного управляющего Богдановым С.А. ему следовало принимать меры при наличии угроз уничтожения мемориального захоронения жертв концлагеря "Дулаг-142" и не допустить уничтожения или повреждения выявленного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия и имеющего историческую ценность как для Брянской области, так и для всей Российской Федерации.
Судом области обоснованно отклонены доводы конкурсного управляющего о том, что реализация имущества должника, включенного в конкурсную массу, была произведена строго в соответствии с положениями законодательства о банкротстве и преследовала цель наибольшего удовлетворения требований кредиторов, в том числе текущей задолженности по заработной плате бывших работников АО "85 ремонтный завод".
В данном случае, формальный подход, выразившейся в достижении основной цели конкурсного производства - реализации имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов не может идти вразрез с нормами действующего законодательства об охране объектов культурного наследия. Кроме того, как следует из отчетов конкурсного управляющего (от 07.11.2019, 11.02.2020) в конкурсную массу должника регулярно поступали денежные средства от реализации имущества, а также от сдачи имущества должника в аренду. Таким образом, действуя осмотрительно и добросовестно, конкурсный управляющий имел возможность, в том числе изменив очередность погашения, направлять поступающие денежные средства на погашение требований второй очереди реестра кредиторов, при этом принимая меры по установлению факта наличия на территории должника объектов культурного наследия, тем самым соблюсти баланс интересов.
В силу закона выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране не только в целях предотвращения их подтверждения, разрушения или уничтожения, но и в целях предотвращения изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей средств и иных негативных воздействий, что прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ.
Такой объект как концлагерь "Дулаг-142" своего рода уникальный объект с точки зрения исторической ценности самого места и зданий со времени нахождения концлагеря не только для Брянской области, но и для всей Российской Федерации как место сохранения памяти о погибших мирных жителях и военнопленных.
Особенности государственной охраны достопримечательных мест установлены статьей 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой предметом охраны являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики.
Кроме того, в силу положений статьи 5 указанного закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Обладая подобной информацией, учитывая все правовые последствия установления мест захоронения, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий, как профессиональный участник в делах несостоятельности (банкротстве), должен был предпринять все зависящие от него меры для исключения данных участков из состава конкурсной массы, в том числе и по той причине, что при реализации имущества отнесение объекта к объектам культурного наследия может существенно затруднить осуществление предпринимательской и иной деятельности на соответствующей территории.
Таким образом, реализация данного имущества не может свидетельствовать о добросовестном исполнении конкурсным управляющим своих обязанностей.
Процесс выявления объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, носит постоянный характер. В связи с этим у правообладателей объектов недвижимости, которые потенциально могут представлять культурную или историческую ценность, возникают определенные риски.
При наличии объективных предпосылок к установлению на территории должника статуса таких объектов, конкурсный управляющий был обязан принять меры, направленные на выделение и регистрацию данных объектов в установленном законом порядке и только после совершения указанных действий приступить к реализации имущества должника.
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы возражений конкурсного управляющего относительно отсутствия оснований для принятия необходимых мер, в том числе по выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями.
Довод конкурсного управляющего о том, что разрешение вопроса о выделении и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, возможно с участием нового собственника и не препятствует реализации имущества, несостоятелен, поскольку предметом настоящего спора является факт совершения или не совершения определенных действий именно конкурсным управляющим как профессиональным участником управленческой деятельности и оценка судом данных действий.
Оценивая представленные в материалы дела пояснения и доказательства, суд приходит к выводу, что выполняя возложенные на конкурсного управляющего обязанности, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий обязан был принять меры по определению границ массовых воинских захоронений и исключению спорных объектов из конкурсной массы, поскольку реализация указанных объектов влечет негативные последствия, как для должника и кредиторов, так и в силу требований по соблюдению законодательства по сохранению объектов культурного наследия, устанавливающего обязательность его соблюдения, в том числе и при проведении процедур несостоятельности (банкротства).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Богдановым С.А. обязанностей в деле о банкротстве, в том числе непринятии мер по выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, а также включению в конкурсную массу земельных участков, на территории которых находятся массовые захоронения, противоречит требованиям статей 20.3, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы Прокуратуры Володарского района г. Брянска.
Доводы конкурсного управляющего о том, что Прокуратура Володарского района г.Брянска не относится к категории лиц, обладающих в силу пункта 3 статьи 60 Закона о банкротстве правом на подачу жалобы на действия конкурсного управляющего должника, несостоятельны в силу следующего.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В данном случае, прокурор выступает в защиту интересов Российской Федерации и общества, поэтому в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства, при обнаружении фактов не принятия конкурсным управляющим мер по выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, а также включения в конкурсную массу земельных участков с целью их дальнейшей реализации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего.
Ссылки заявителя жалобы на судебные акты, принятые в рамках настоящего дела о банкротстве, по жалобе Прокурора Володарского района г. Брянска на действия (бездействие) конкурсного управляющего АО "85 ремонтный завод" Богданова С.А., в которых дана оценка действиям конкурсного управляющего при получении информации о возможном нахождении на территории должника захоронений времен ВОВ, не принимаются судом во внимание, учитывая, что предметом жалобы являлись действия конкурсного управляющего, выразившиеся в не обеспечении допуска представителей Брянской городской администрации и БРОД ВППО "Отечество" на территорию АО "85 ремонтный завод" для проведения поисковых работ. В ходе рассмотрения жалобы соглашение о сотрудничестве при проведении поисковых работ конкурсным управляющим с представителями Брянской городской администрации и БРОД ВППО "Отечество" было достигнуто.
Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", Законом РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" действительно, не предусмотрен порядок действий конкурсного управляющего при обнаружении на территории должника мест захоронения.
Вместе с тем, как уже ранее указал суд, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий обязан был принять меры по определению границ массовых воинских захоронений и исключению спорных объектов из конкурсной массы, поскольку реализация указанных объектов влечет негативные последствия, как для должника и кредиторов, так и в силу требований по соблюдению законодательства по сохранению объектов культурного наследия, устанавливающего обязательность его соблюдения, в том числе и при проведении процедур несостоятельности (банкротства).
Доводы конкурсного управляющего о том, что он не знал о том, что на территории АО "85 ремонтный завод" находятся захоронения погибших узников концлагеря N 142 опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: письмом Володарской районной администрацией г.Брянска от 08.08.2019 N 1/15-1208 о том, что на земельном участке, принадлежащем должнику, в настоящее время расположены памятник "Жертвам фашизма" и захоронение погибших в концлагере N 142, при этом конкурсному управляющему предложено рассмотреть вопрос о выделении и отчуждении земельного участка, на котором расположены памятник "Жертвам фашизма" и захоронение погибших, с целью дальнейшей передачи в муниципальное образование "город Брянск"; предостережением Прокуратуры Володарского района г.Брянска от 12.11.2019 о недопустимости нарушения закона, в котором изложены сведения о нахождении на территории АО "85 ремонтного завода" мест захоронения, с указанием границ кадастрового квартала и перечислением спорных земельных участков.
При изложенных выше обстоятельствах утверждения конкурсного управляющего о том, что спорные земельные участки не входят в перечень земельных участков, изъятых из оборота, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, не свидетельствуют о правомерности действий конкурсного управляющего, который вопреки имеющейся у него информации о необходимости принятия мер для исключения данных участков из состава конкурсной массы, а также мер по выделению и регистрации в установленном законом порядке земельных участков, занятых воинскими захоронениями, проявил бездействие и осуществил реализацию земельных участков без учета сведений о том, что имеются объективные предпосылки для признания земельных участков, занятых воинскими захоронениями, изъятыми из оборота.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2021 по делу N А09-8003/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мосина |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8003/2018
Должник: АО "85 ремонтный завод"
Кредитор: АО "85 ремонтный завод"
Третье лицо: АО "Спецремонт", Ассоциация саморегулируемой организации "Центральное агентство арбитражных управляющих", в/у Фартушняк Александр Зиновьевич, Военный комиссариат Брянской области Минобороны РФ, ГК по содействию, разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "РОСТЕХ", Королев Александр Владимирович, Министерство обороны Российской Федерации, Отдел ФСБ России Военная часть 34084, Растегаев С.И., САУ "СО "Северная Столица", Управление Федеральной службы безопасности России по Брянской области, УФНС по Брянской области, АО Представитель работников "85 Ремонтный завод" Королев А.В., Зиновьев-Кинаш И.Э., Иванюшин Владимир Валентинович, Кочеров Н.Я., МУП "Жилкомсервис" Володарского района г.Брянска, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ БРЯНСК", ООО ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт" "ТЭК-Энерго", УФНС России по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-7029/2021
16.03.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-621/2023
06.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8952/2022
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-7029/2021
16.11.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5172/2021
27.07.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4163/2021
04.03.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7151/20
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8003/18
13.02.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8697/18
20.11.2018 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-8003/18