г. Москва |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А41-68540/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.
судей Беспалова М.Б., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаченко К.Е.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Мосэнергосбыт" - представитель Левиненко В.В. по доверенности от 11.12.2023 N Д-103-447, диплом, паспорт;
от ООО "Профсервис" - генеральный директор Поминов С.В. на основании приказа от 10.02.2021 N 1, паспорт;
от ООО "МКК" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ПАО "Россети МР" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2023 года по делу N А41-68540/23 по иску АО "Мосэнергосбыт" к ООО "Профсервис" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - АО "Мосэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Профсервис" (далее - ООО "Профсервис", ответчик) с требованием о взыскании 3 168 762 руб.
07 коп. задолженности за потребленную в период с декабря 2022 по май 2023 года электрическую энергию, 139 022 руб. 40 коп. неустойки за период с 16.01.2023 по 01.08.2023.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2023 года по делу N А41-68540/23 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ПАО "Россети Московский регион", ООО "МКК" (том 1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2023 года по делу N А41-68540/23 с ответчика в пользу истца взыскано 1 893 957 руб. 81 коп. долга и 126 056 руб. 13 коп. неустойки; в удовлетворении оставшейся части требований отказано (том 2 л.д.53-55).
Не согласившись с принятым решением, АО "Мосэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, требования в полном объеме удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 02 ноября 2015 года между АО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ООО "Профсервис" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 85850814, предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных договором (том 1 л.д.9-17).
Согласно пункт 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, исполнители коммунальной услуги (ИКУ), покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Во исполнение принятых по договору обязательств в период с декабря 2022 по май 2023 года АО "Мосэнергосбыт" осуществлен отпуск электрической энергии ООО "Профсервис" стоимостью 3 168 762 руб. 07 коп.
В нарушение принятых по договору обязательств абонент не произвел оплату потребленной энергии.
Претензия АО "Мосэнергосбыт" от 28.06.2023 N МЭС/ИП/40/4799 (том 1 л.д.34) с требованием о погашении задолженности оставлена без удовлетворения без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с положениями статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 81 Основных положений предусмотрено, что объем покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Факт поставки истцом электрической энергии в спорный период подтвержден актами приема-передачи электрической энергии, отчетами, счетами и ответчиком не оспаривается.
Поскольку доказательств, подтверждающих погашение задолженности в полном объеме ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования в части взыскания предъявленного ко взысканию долга в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о заключении собственниками помещений многоквартирного дома прямых договоров на поставку электрической энергии с 01.03.2023 и наличии с указанной даты обязанности ответчика оплачивать только объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды.
Согласно части 1 статьи 44, частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Однако с 03.04.2018 вступили в силу изменения, внесенные в названный Кодекс Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в силу которых часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в частности, договора на отопление.
Приведенное законоположение предоставляет собственникам помещений в многоквартирном жилом доме право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающие организации.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса, коммунальные услуги таким собственникам, предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договорами, заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени.
В силу подпункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный между собственником помещения в многоквартирном жилом доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений, предусмотренном в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Кодекса.
Копии принятых решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу о принятии решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, с которой собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятыми решениями заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в доме.
Поскольку обязательственные правоотношения, возникшие между управляющей организацией и собственниками (пользователями) помещений МКД по поводу оказания коммунальных услуг носят длящийся характер, принятое в силу вышеуказанных положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решение прекращает данные правоотношения в силу закона, поскольку является односторонним отказом от договора (статьи 310, 450.1 ГК РФ).
Между тем, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", осуществление права на односторонний отказ может быть осуществлено путем уведомление другой стороны, а обязательство считается прекратившимся с момента, когда соответствующее уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Положения части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации определяющие момент возникновения договорных отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией, не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению ресурсоснабжающей организации в договорные отношения с собственниками помещений.
С учетом изложенного, соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения ресурсоснабжающей организации о принятом решении.
Своевременность направления решения собственников помещений в МКД, принятого на общем собрании на основании пункта 4.4. части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, договора с ресурсоснабжающей организацией в адрес ресурсоснабжающей организации влияет лишь на момент прекращения договорных отношений между управляющей организаций и ресурсоснабжающей организацией, а не отменяет принятого собственниками решения.
В настоящем деле в качестве доказательства принятия собственниками помещений МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик ссылается на протокол собрания собственников помещений в спорном МКД, находящегося в его управлении, согласно которому собственники помещений в МКД приняли решения о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией с определенной в протоколе дате - 1.03.2023.
Факт доведения до ресурсоснабжающей организации указанных решений установлено судом апелляционной инстанций и участниками процесса не оспаривается.
Как следует из пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 настоящих Правил, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Указанным пунктом предусмотрены последствия непредставления названных сведений.
Так, в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155.1 настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что 12.03.2023 проведено собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр.Богородский, д.1, на котором принято решение о заключении с прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями с 01.03.2023, что отражено в протоколе собрания (том 1 л.д.88-90).
Копии уведомления и решений управляющая организация направила в РСО 22.03.2023 (поступили в АО "Мосэнергосбыт" 22.03.2023 вх.N МЭС/СК/40/1962) (том 2 л.д.27).
В ответ АО "Мосэнергосбыт" письмом от 28.03.2023 N МЭС/ИП/40/2059 (том 2 л.д.26) уведомило ООО "Профсервис" о том, что с целью заключения прямых договоров необходимо представить протокол общего собрания собственников помещений в МКД, сведения о многоквартирном доме, ведомости данных по учету электроэнергии по форме согласно приложению к настоящему письму, а также заверенные копии технического паспорта здания и актов допуска (ввода) в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребителей.
Также в последнем абзаце указанного письма АО "Мосэнергосбыт" указало со ссылкой на п.п.1 ч.7 ст.157.2 ЖК РФ на перенос по решению РСО срока для заключения прямых договоров.
На указанное письмо ООО "Профсервис" в письме от 31.03.2023 N 79 (том 2 л.д.75) подтвердило готовность к вышеуказанным мероприятиям.
Доказательств того, что в течение десяти дней в адрес АО "Мосэнергосбыт" направлены решения общего собрания собственников с приложением необходимых документов, в материалы дела не представлено.
Напротив, согласно сопроводительному письму N 87 только 14.04.2023 ООО "Профсервис" передало АО "Мосэнергосбыт" документы (копии уведомления и решений общего собрания собственников) управляющей организацией в адрес РСО с документами, необходимые для заключения прямых договоров с бытовыми абонентами (том 1 л.д.185).
Письмом от 25.05.2023 N МЭС/ИП/40/3708 (том 2 л.д.34) АО "Мосэнергосбыт" уведомило ООО "Профсервис" о переходе с 01.06.2023 на прямые договоры с бытовыми абонентами по указанному МКД.
Оценив представленные в материалы документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что АО "Мосэнергосбыт" уведомило ООО "Профервис" о заключении договоров на предоставление коммунальной услуги с собственниками помещений в спорном доме только после предоставления всех запрошенных документов.
Данные действия АО "Мосэнергосбыт" соответствуют положениям пункта 1 статьи 46 и пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "Профсервис", в свою очередь, не представило доказательств предоставления в адрес АО "Мосэнергосбыт" истребованных документов в полном объеме в 10-дневный срок после проведения собрания.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
В силу пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе собственников на прямые договоры в случае, предусмотренном статьей 157.2 Кодекса, вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. В связи со спецификой поставки коммунального ресурса в многоквартирные дома ресурсоснабжающая организация обладает только теми сведениями, которые ей передают потребители и управляющая организация, предусмотрена обязанность управляющей организации предоставлять в ресурсоснабжающую организацию не только сведения по изменению количества зарегистрированных граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, но и количество собственников жилых помещений многоквартирных домов, реестр которых в силу части 3.1. статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации ведет управляющая организация.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, у АО "Мосэнергосбыт" отсутствовала возможность заключить прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр.Богородский, д.1 с 01 марта 2023 года.
При этом АО "Мосэнергосбыт" своевременно уведомило ООО "Профсервис" о необходимости предоставления таких документов, что в свою очередь свидетельствует о факте использования АО "Мосэнергосбыт" своего права на перенос срока заключения договоров в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае доказательства того, что АО "Мосэнергосбыт" в спорном периоде выставляло конечным потребителям счета для оплаты поданного ресурса, либо получало от них плату за оказанные коммунальные услуги, в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у АО "Мосэнергосбыт" имелись правовые основания предъявить к ООО "Профсервис" требование по оплате стоимости электроэнергии за период с декабря 2022 по май 2023 года.
Поскольку ответчик в спорный период осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами, он в силу норм действующего законодательства до перехода бытовых абонентов на прямые договоры с АО "Мосэнергосбыт" обязан нести расходы по оплате электрической энергии, и является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Учитывая отсутствие доказательств погашения потребленной в спорный период электрической энергии, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности в полном объеме.
Кроме того, истец предъявил ко взысканию неустойку.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Поскольку судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что обязательство по оплате потребленной электрической энергии ответчиком не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании неустойки в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", является законным.
Судом апелляционной инстанции проверен и признан верным расчет неустойки в размере 139 022 руб. 40 коп. за период с 16.01.2023 по 01.08.2023
(том 1 л.д.4), произведенный истцом с применением ставки 8,5 процентов.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии.
При таких условиях исковые требования о взыскании неустойки также подлежит удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции не полностью установлены обстоятельства по делу, решение суда подлежит отмене с принятием судебного акта о полном удовлетворении требований.
Расходы истца по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобы в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2023 года по делу N А41-68540/23 отменить.
Взыскать с ООО "Профсервис" в пользу АО "Мосэнергосбыт" 3 168 762 руб. 07 коп. задолженности, 139 022 руб. 40 коп. неустойки, 39 539 руб. расходов по государственной пошлине по иску, 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий судья |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68540/2023
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "ПРОФСЕРВИС"
Третье лицо: ООО "МКК", ПАО "Россети Московский регион"