город Омск |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А70-22972/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бацман Н.В.,
судей Краецкой Е.Б., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14739/2023) Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2023 по делу N А70-22972/2023 (судья Лоскутов В.В.), принятое по иску Государственного казенного учреждения Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (ИНН: 7202030265, ОГРН: 1027200809074) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН: 7204205739, ОГРН: 1147232024455) о перерасчете платы за коммунальные услуги,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ответчик, ООО "ТЭО") с требованием о перерасчете платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по государственному контракту N ТО02КО0007000592 от 01.01.2023.
Определением от 24.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области исковое заявление принято к производству суда с присвоением делу N А70-15505/2023.
Определением от 11.09.2023 Арбитражного суда Тюменской области дела N А70-15505/2023 и N А70-13794/2023 объединены в одно производство с присвоением делу N А70- 13794/2023.
Определением от 30.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области в связи с принятием отказа ООО "ТЭО" от требований по делу N А70-13794/2023 исковые требования Учреждения выделены в отдельное производство с присвоение делу N А70-22972/2023.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Учреждением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено об уточнении исковых требований. Согласно представленным уточнениям, истец просил обязать ответчика произвести перерасчет объемов и стоимости услуг по вывозу ТКО в сумме 198 552,49 руб. по государственному контракту N ТО02КО0007000592 от 01.01.2023.
Решением от 23.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-22972/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в жилых помещениях, указанных в приложениях к контракту, с даты подписания акта приема-передачи с застройщиком и до момента передачи их по договорам найма никто не проживал, а потому при временном отсутствии проживающих граждан Учреждение имеет право на оплату услуг с учетом перерасчета за соответствующий период, поскольку ТКО в период отсутствия проживающих граждан не продуцируется.
Определением от 28.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 08.02.2024.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "ТЭО" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв приобщен к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО с истцом посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Как следует из материалов дела, между ООО "ТЭО" и Учреждением заключен государственный контракт N ТО02КО0007000592 от 01.01.2023 (с учетом протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий) на оказание услуг по обращению с ТКО.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена сторонами с 01.01.2023 (пункт 4 контракта).
Согласно приложению N 1 к контракту услуги оказываются в отношении 6 квартир; расчет объема производится по нормативу, исходя из количества проживающих лиц (1); место (площадка) накопления ТКО: Тюменская обл., Заводоуковский р-н, п. Лебедевка, ул. Ленина, д.5.
Впоследствии стороны заключили дополнительные соглашения от 20.02.2023, от 01.03.2023, в соответствии с которыми сторонами согласовано существенное увеличение списка квартир, в отношении которых региональный оператор обязался оказывать услуги по обращению с ТКО.
Как указывает истец, все поименованные сторонами жилые помещения находятся у него на праве оперативного управления.
В связи с тем, что до заключения договоров социального найма в ряде жилых помещений отсутствовали проживающие лица, истец, полагая, что имеет право на перерасчет стоимости оказанных услуг, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора регламентируется Правилам N 1156.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Материалами дела подтверждается, что между сторонами заключен контракт на оказание услуг по обращению с ТКО.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на положения статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) согласно которым, при временном отсутствии проживающих граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг осуществляется с учетом перерасчета за период временного отсутствия граждан.
Между тем, указанный довод основан на неверном толковании норм материального права и обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Из статьи 210 ГК РФ следует, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Частью 11 статьи 155 ЖК РФ установлено, что при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148(22) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях и порядке, которые установлены данными Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении предусмотрено пунктом 148(24) Правил N 354.
Пунктом 86(1) раздела VIII Правил N 354 определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном настоящим разделом.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется согласно приложению N 4 к данным Правилам.
Пунктом 148(44) названных Правил также определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения муниципального образования как собственника жилых помещений от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 52-П сама по себе обязанность собственника жилого помещения в МКД по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта её реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приёма отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с ТКО, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причём, как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии МКД в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в МКД от оплаты данной коммунальной услуги.
В развитие изложенной правовой позиции, суд первой инстанции обоснованно отметил, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества собственников такого помещения.
Заявляя о перерасчете истцом не учтено, что временное отсутствие по смыслу статьи 155 ЖК РФ должно быть реально оценимо во временном промежутке, и, как правило, составляет незначительный период времени. Между тем, ситуация, при которой потенциальный пользователь жилого помещения длительное время не определен, не подтверждает право собственника жилых помещений на перерасчет стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ на то, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
Ввиду изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, о том, что суд первой инстанции принял обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2023 по делу N А70-22972/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Бацман |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22972/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОНД ИМУЩЕСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"