г. Саратов |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А12-6911/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судей О.В. Лыткиной, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
Е.А. Паниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения
Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда
, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 августа 2021 года по делу N А12-6911/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Южные районы Волгограда", г. Волгоград, (ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768),
к муниципальному учреждению "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда", г. Волгоград, (ОГРН 1033400546959, ИНН 3446502684),
о взыскании 250518 руб. 05 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Южные районы Волгограда" (далее по тексту ООО ГК "Южные районы Волгограда", истец) с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ, к муниципальному учреждению "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" (далее по тексту МУ "Молодежно-подростковый центр", ответчик) о взыскании задолженности на содержание общего имущества в многоквартирном доме в г. Волгограде, по пр. Университетский, д. 40 за период с февраля 2018 года по декабрь 2020 года в размере 227 814 руб. 41 коп., пени в размере 40 325 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 августа 2021 года по делу N А12-6911/2021 исковые требования удовлетворены. С муниципального учреждения "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" в пользу общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Южные районы Волгограда" взыскана задолженность в размере 227 814 руб. 41 коп., неустойка в размере 40 325 руб. 02 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 010 руб. 36 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУ "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение со стороны истца требований норм ст. 161.1 (заключение договора управления на МКД) и ст. 162 Жилищного кодекса РФ (составление актов выполненных работ) и выполнения в полном объеме работ и услуг по управлению МКД. Истец не совершил действий направленных на заключение с ответчиком договора управления; платежные документы в адрес ответчика не направлял; о размере платежа и реквизитах для оплаты в известность ответчика не ставил. Вина ответчика в возникновении задолженности отсутствует.
Указанным доводам ответчика оценка судом не дана. Кроме того, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО Группа Компаний "Южные районы Волгограда" отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
От МУ "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО Группа компаний "Южные районы Волгограда" является управляющей организацией, осуществляющей управление, содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, пр. Университетский, д. 40.
В указанном многоквартирном доме МУ "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение площадью 355,1 кв.м.
Договор на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества дома в многоквартирных домах между истцом и ответчиком не заключался.
Истцом произведено начисление платы за оказанные услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов за период с февраля 2018 года по декабрь 2020 года в размере 227 814 руб. 41 коп.
Ответчик уклонился от оплаты за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с нарушением срока оплаты услуг истцом произведено начисление неустойки за период с 11.03.2018 по 03.08.2021 в размере 40 325 руб. 02 коп.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 05.02.2021 N 132, оставленная без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение МУ "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда", как владельцем нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, находящегося в управлении истца обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома в размере и в порядке, установленном общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества. Указанная позиция нашла отражение в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из части 1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако, в случае не достижения сторонами соглашения (отсутствии договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности услуг указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные и капитальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
К тому же, согласно пункту 12 Правил и статьи 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14 постановления Пленума ВС РФ N 22).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2).
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома
Согласно пункту 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В силу вышеприведенных положений закона, ответчик даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно его доле в праве общей долевой собственности расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку он являлся правообладателем (лицом владеющим имуществом на праве оперативного управления) нежилого помещения площадью 355,1 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Университетский, д. 40.
Истцом произведен расчет задолженности за содержание и ремонт жилья за нежилое помещение, принадлежащее ответчику за период с февраля 2018 года по декабрь 2020 года в размере 227814 рублей 41 копейка.
Расчет произведен истцом на основании тарифа утвержденного протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N 40 по пр. Университетскому в г. Волгограде от 25.09.2015 года N 2.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судами первой и апелляционной инстанциями, ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен.
Доказательств неоказания услуг либо оказания услуг с ненадлежащим качеством, материалы дела не содержат.
При этом возражения ответчика, приведенные в жалобе об отсутствии договора с истцом, о непредставлении истцом счетов на оплату судебной коллегией не принимаются, как необоснованные.
Не заключение ответчика с истцом договора управления многоквартирным домом, не является основанием для не оплаты соответствующих расходов, поскольку обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества возникает у собственника в силу прямого указания закона.
Исходя из п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации, от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества, не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Судом первой инстанции правомерно определено, что отсутствие договора не означает отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку собственник помещения пользуется услугами управляющей организации в силу расположения находящегося в его собственности нежилого помещения в многоквартирном доме; при отказе или уклонении от заключения договора в виде отдельного письменного документа одним из собственников помещений в многоквартирном доме, предполагается, что между управляющей организацией и собственником фактически сложились отношения по управлению многоквартирным домом.
Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений.
Поскольку материалами дела подтвержден факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате стоимости услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, требование истца о взыскании задолженности правомерно удовлетворены судом.
Кроме того, истец в связи с допущенной ответчиком просрочкой по оплате оказанных услуг просил взыскать с ответчика неустойку в порядке части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 11.03.2018 по 03.08.2021 в размере 40 325 руб. 02 коп.
Суд, разрешая данные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции и апелляционной инстанции соглашаются с расчетом неустойки, считают его правильным, арифметически и методологически верным, соответствующим действующему законодательству, произведенным в соответствии с установленным периодом неисполнения денежного обязательства, размером задолженности и примененной истцом учетной ставкой ЦБ РФ.
Оснований для снижения неустойки не установлено.
Поскольку материалами дела подтвержден факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате стоимости услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании законной неустойки в заявленном размере.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Иное толкование заявителем действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 августа 2021 года по делу N А12-6911/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения "Молодежно-подростковый центр Советского района Волгограда" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6911/2021
Истец: ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "ЮЖНЫЕ РАЙОНЫ ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: "МОЛОДЕЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"