город Воронеж |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А14-2843/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт": Дорожкина А.А., представителя по доверенности от 06.02.2020;
от Управы Ленинского района городского округа города Воронеж: Кавериной Е.А., представителя по доверенности N 22 от 09.09.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.09.2021 по делу N А14-2843/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" (ИНН 3662170024 ОГРН 1113668045028) к Управе Ленинского района городского округа г. Воронеж (ИНН 3664022198 ОГРН 1033600003370) о признании незаконным уведомления о демонтаже информационных элементов от 10.02.2021 N 15856340,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" (далее - ООО "МедЭксперт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к Управе Ленинского района городского округа г. Воронеж (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления N 15856340 от 10.02.2021.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "МедЭксперт" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылался на то, что на информационных элементах по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д.53 размещена только информация, обязательную к размещению в силу положений законодательства. Иной информации, размещенной свыше требований законодательства, на указанной информационной вывеске не содержится.
По мнению заявителя, фасад здания по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская. 53 имеет сложную и протяженную линию. Следовательно, возможно размещение информации заявителя о фирменном наименовании и видах реализуемых товаров услуг в виде нескольких элементов текстовой части, расположенных на фризе здания в две строки.
Таким образом, вид и расположение информационных элементов, размещенных заявителем на фасаде здания по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, 53, обусловлены сложной и протяженной линией фасада и подразумевают указание лишь сведений о фирменном наименовании заявителя и видах реализуемых товаров услуг.
Кроме того, заявитель считает, арбитражным судом области при вынесении оспариваемого решения к рассматриваемым правоотношениям необоснованно применено Положение N 760.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "МедЭксперт" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управы Ленинского района городского округа г. Воронеж возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "МедЭксперт" осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг. Указанная деятельность осуществляется заявителем, в том числе, в нежилом встроенном помещении, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д.53, используемом обществом на праве аренды (на основании договора аренды недвижимого имущества от 06.09.2017 N 1).
На фасаде указанного помещения заявителем установлены информационные вывески "МЕДЭКСПЕРТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" содержащие сведения о предоставляемых услугах.
При исполнении постановления Администрации городского округа город Воронеж от 05.10.2016 N 760 "Об утверждении Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж" Управой Ленинского района в ходе мониторинга подведомственной территории 14.08.2019 было выявлено, что размещенные обществом на фасаде здания N 53 по ул. Плехановской г. Воронежа информационные конструкции и устройства (вывески) не соответствуют паспорту фасада указанного здания N 54-53-2629, утвержденному Управлением главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж 11.12.2018, по следующим основаниям:
1. Паспортом фасада здания предусмотрена одна ось центрирования информационных конструкций. Размещение информационных конструкций друг над другом противоречат требованиям п. 9.2.9.6 Дизайн-регламента "Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж", утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 N 806 (далее - Дизайн-регламент) (информационная конструкция "МедЭксперт диагностический центр" размещена в две строки).
2. В соответствии с п. 9.2.9.2 Дизайн-регламента заинтересованное лицо вправе разместить одну настенную информационную конструкцию на одном фасаде в одной плоскости (фактически размещены две информационные конструкции: над входом в нежилое помещение и на фасаде здания со стороны ул. Плехановская).
3 Согласно п. 3.3.6 Приложения N 3 Дизайн-регламента установлены следующие общие требования к содержанию информации, габаритам и расположению настенных и отнесенных информационных конструкций, определенных пунктами 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 Приложения N 3: на настенных и отнесенных информационных конструкциях допускается размещение исключительно следующих сведений: наименования (коммерческое обозначение, фирменное наименование) заинтересованного лица, вида (типа, профиля) деятельности, вида реализуемых товаров и услуг, являющихся элементами текстовой части (допустимо размещение названия "МедЭксперт" и вид услуг "Диагностический центр". Таким образом, размещение информации на зеленом баннере недопустимо).
По результатам проведенного мониторинга подведомственной территории заинтересованным лицом был составлен акт о выявлении самовольно установленного и (или) незаконно эксплуатируемого временного сооружения от 10.02.2021 N 105, в котором отражены выявленные нарушения.
Поскольку заявитель располагал информацией, что ООО "МедЭксперт" является правообладателем спорной информационной конструкции, ответчику 10.02.2021 Управой Ленинского района в адрес заявителя было направлено уведомление N 15856340 "О демонтаже информационного и конструктивного элемента", в котором обществу было сообщено о необходимости за его счет демонтировать информационные вывески в срок, не превышающий двух недель с момента получения данного уведомления, а также разъяснено, что в случае неисполнения данных требований Управой Ленинского района будет проведен принудительный демонтаж указанных информационных вывесок.
Полагая уведомление N 15856340 от 10.02.2021 "О демонтаже информационного и конструктивного элемента" не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "МедЭксперт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к благоустройству и элементам благоустройства территорий городского округа город Воронеж, перечень мероприятий по благоустройству территорий городского округа город Воронеж, порядок и периодичность их проведения, установленные на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Воронежской области, закреплены в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 2.28 Правил благоустройства под фасадом понимается наружная вертикальная поверхность здания (сооружения).
Внешний вид фасадов зданий и сооружений включает внешний облик, цветовое решение, конструктивные элементы фасада, места размещения информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений), рекламных конструкций на фасадах, дополнительного оборудования, их тип, вид и размер (пункт 9.1.1. Правил благоустройства).
Согласно пункту 9.1.2 Правил благоустройства внешний вид фасадов зданий (сооружений), расположенных по красной линии (линии застройки) основных магистральных улиц городского округа город Воронеж, определенных в приложении N 2 к данным Правилам, должен соответствовать паспорту фасада здания (сооружения). При этом улица Плехановская включена в число основных магистральных улиц городского округа город Воронеж (пункт 9 приложения N 2).
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 N 806 утвержден Дизайн-регламент "Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж" (далее - Дизайн-регламент), который устанавливает единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определяет типы и виды рекламных и информационных конструкций, иных элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Дизайн-регламента требования, предъявляемые к размещению информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) и рекламных конструкций, определяются, в том числе, паспортом фасада здания (сооружения).
Вывески и информационные конструкции относятся к информационным элементам и устройствам фасадов (пункт 9.2.1 Дизайн-регламента).
В силу пункта 9.2.2 Дизайн-регламента установка и эксплуатация на фасаде здания (сооружения) информационных элементов и устройств возможны исключительно при наличии предусмотренных действующими муниципальными нормативными правовыми актами разрешительных документов с учетом требований, установленных пунктами 9.1.1 - 9.1.16 данного Дизайн-регламента.
Согласно пункту 9.2.14 Дизайн-регламента размещение информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, не соответствующих требованиям, установленным данным Дизайн-регламентом, запрещается.
В соответствии с пунктом 10.4 Дизайн-регламента информационные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений), размещенные на фасаде здания (сооружения) без предусмотренных действующими муниципальными нормативными правовыми актами разрешительных документов в нарушение требований данного Дизайн-регламента и паспорта фасада здания (сооружения), подлежат демонтажу в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Соответствующий порядок установлен постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.10.2015 N 760, которым утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж (далее - Положение N 760).
В соответствии с пунктом 1.5. указанного Положения N 760 в случае установки и (или) эксплуатации временного сооружения без разрешительной документации владельцы временных сооружений, организаторы ярмарок подлежат привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке, а временное сооружение подлежит демонтажу в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 2.1. Положения выявление самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений осуществляется управами районов городского округа город Воронеж, в том числе, при проведении мониторинга подведомственных территорий.
Одновременно, в соответствии с пунктом 3.4.13 Положения об Управе Ленинского района городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 N 265, Управа района участвует в решении вопросов об установке и демонтаже рекламно-информационных элементов в соответствии и в пределах, установленных муниципальными правовыми актами.
Представленным в материалы дела актом о выявлении самовольно установленного и (или) незаконно эксплуатируемого временного сооружения от 10.02.2021 подтверждается, что размещенные обществом на фасаде здания N 53 по ул. Плехановской г. Воронежа информационные конструкции и устройства (вывески) не соответствуют паспорту фасада указанного здания N 54-53-2629, утвержденному Управлением главного архитектора городского округа администрации городского округа г.Воронеж 11.12.2018, по следующим основаниям - информационная конструкция "МедЭксперт диагностический центр" размещена в две строки, на одном фасаде в одной плоскости фактически размещены две информационные конструкции: над входом в нежилое помещение и на фасаде здания со стороны ул. Плехановская, размещение информации на зеленом баннере недопустимо.
Паспортом фасада здания предусмотрена одна ось центрирования информационных конструкций. Размещение информационных конструкций друг над другом противоречат требованиям пункта 9.2.9.6 Дизайн-регламента "Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж", утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 N 806 (далее - Дизайн-регламент). При этом из представленного заинтересованным лицом в материалы дела фотоизображения усматривается, что информационная конструкция "МедЭксперт диагностический центр" размещена в две строки.
В соответствии с пунктом 9.2.9.2 Дизайн-регламента общество вправе разместить одну настенную информационную конструкцию на одном фасаде в одной плоскости, тогда как фактически размещены две информационные конструкции: над входом в нежилое помещение и на фасаде здания со стороны ул. Плехановская.
Согласно пункту 3.3.6 Приложения N 3 Дизайн-регламента установлены следующие общие требования к содержанию информации, габаритам и расположению настенных и отнесенных информационных конструкций, определенных пунктами 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 Приложения N 3: на настенных и отнесенных информационных конструкциях допускается размещение исключительно следующих сведений: наименования (коммерческое обозначение, фирменное наименование) заинтересованного лица, вида (типа, профиля) деятельности, вида реализуемых товаров и услуг, являющихся элементами текстовой части, таким образом, допустимо размещение названия "МедЭксперт" и вид услуг "Диагностический центр".
Кроме того, на странице 5 паспорта фасада спорного здания приведена схема "Окраска и отделка" фасада здания (раскладка по цвету). При этом размещение информации на зеленом баннере недопустимо.
Таким образом, Управой объективно установлено, что размещенные ООО "МедЭкспет" на фасаде здания N 53 по ул. Плехановской г. Воронежа информационные конструкции и устройства (вывески) входной группы не соответствуют паспорту фасада указанного здания N 54-53-2629, утвержденному и согласованному управлением главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж 11.12.2018.
Доводы заявителя жалобы о нарушении процедуры выявления спорных информационных элементов также правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2.1. Положения выявление самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений осуществляется управами районов городского округа город Воронеж, в том числе, при проведении мониторинга подведомственных территорий.
Факт выявления самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений оформляется актом о выявлении по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению (пункт 2.2. Положения).
При выявлении самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений управы районов городского округа город Воронеж проводят работу по установлению их владельцев путем размещения уведомления на таких объектах, а также на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет http://www.voronezh-city.ru/.
При этом размещение уведомления на объекте фиксируется с использованием фотосъемки с указанием даты размещения.
В целях выявления и установления владельцев управы районов городского округа город Воронеж проводят работу по получению сведений от уполномоченных органов о формировании и предоставлении земельных участков (пункт 2.3. Положения).
В соответствии с пунктом 3.1. в случае выявления владельца самовольно установленного и (или) незаконно эксплуатируемого временного сооружения ему вручается лично под подпись либо отправляется по почте заказным письмом уведомление о необходимости своими силами и за свой счет демонтировать принадлежащее ему временное сооружение в срок, не превышающий двух недель с момента получения уведомления.
Материалами дела подтверждается, что факт выявления нарушения надлежащим образом оформлен актом от 10.02.2021 по установленной форме.
10.02.2021 Управой Ленинского района в адрес заявителя было направлено оспариваемое уведомление от 10.02.2021, в котором обществу было сообщено о необходимости своими силами и за свой счет демонтировать информационные вывески в срок, не превышающий двух недель с момента получения данного уведомления, а также разъяснено, что в случае неисполнения данных требований Управой Ленинского района будет проведен принудительный демонтаж указанных информационных вывесок.
Таким образом, должностными лицами Управы в полном объеме соблюдены требования, установленные Положением N 760 к порядку выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене уведомления 10.02.2021 N 15856340 удовлетворению не подлежат.
Доводы ООО "МедЭксперт" о том, что спорные информационные конструкции (вывески) принадлежат ему на праве собственности, надписи на данных вывесках носят информационный характер, содержат сведения о предоставляемых обществом услугах непосредственно в месте их реализации, при этом содержащаяся на спорных вывесках информация обязательна к размещению обществом в силу положений, установленных действующим законодательством, отклоняются судом как необоснованные, поскольку приведенные требования действующих муниципальных нормативных правовых актов направлены на приведение в соответствие с паспортом фасада здания внешней формы выражения данной информации (вывески, информационной конструкции), не препятствуя размещению необходимой информации как таковой.
Соответствующие информационные и конструктивные элементы, в том числе содержащие обязательную информацию, не могут быть размещены произвольно, без соблюдения установленных к ним действующим законодательством требований.
Отражение в вывеске предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информации возможно с соблюдением установленных действующими муниципальными нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к формату оформления соответствующей вывески. К тому же, иная обязательная информация может быть доведена до сведения потребителей иными доступными способами (на сайте медицинской организации в сети "Интернет", на информационных стендах (стойках) и т.п.).
Иное толкование заявителем положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа по делу N А14-19255/2020.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.09.2021 по делу N А14-2843/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2843/2021
Истец: ООО "МедЭксперт"
Ответчик: Управа Ленинского района городского округа г. Воронеж