г. Киров |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А31-8152/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.08.2021 по делу N А31-8152/2021, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - заявитель, ПАО "ТГК-2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 27.05.2021 N 26-29-2021, в соответствии с которым ПАО "ТГК-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.08.2021 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
23.08.2021 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТГК-2" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что у него отсутствовала возможность принятия мер в целях недопущения превышения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях: поскольку исполнитель заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом, при этом срок окончания отопительного периода на территории города Костромы был датирован 11.05.2021, в связи с чем ПАО "ТГК-2" не имело оснований прекратить предоставление коммунальной услуги по отоплению и, тем самым, обеспечить нормативную температуру в жилых помещениях. Также заявитель ссылается на необходимость применения в рассматриваемом случае пункта 6.1 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2012 N 191-ст. Привлечение к административной ответственности на основании замеров, произведенных при ненадлежащих условиях, является незаконным.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в период с 12.04.2021 по 15.04.2021 на основании приказа от 08.04.2021 N 505 в связи с поступившим обращением от 26.03.2021 N 02-17/371 граждан, проживающих по адресам: г. Кострома, ул. Овражная, д. 5 и д. 7 (далее - МКД N 5, МКД N 7 соответственно), по вопросу нарушения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях МКД N 5 и МКД N 7 (к обращению приложены подтверждающие документы, в том числе акты проверки нарушения качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от 17.02.2021 и 25.02.2021 по МКД N 5 и МКД N 7, составленные с участием представителя ПАО "ТГК-2"), Инспекцией в отношении ПАО "ТГК-2" проведена внеплановая выездная проверка в рамках регионального государственного жилищного надзора.
В качестве задач проверки в приказе от 08.04.2021 N 505 Инспекция определила установление наличия (отсутствия) нарушений юридическим лицом обязательных требований в части предоставления коммунальной услуги отопления. В перечне мероприятий, подлежащих проведению, ответчик указал на осуществление замеров температуры теплоносителя на вводе в дом и температуры воздуха в квартирах МКД N 5 и МКД N 7, обозначенных в приказе, рассмотрение документов юридического лица в части соблюдения ПАО "ТГК-2" требований к предоставлению коммунальной услуги отопления. Перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, отражен в пункте 13 приказа от 08.04.2021 N 505.
В письме, направленном в ответ на уведомление о проведении внеплановой выездной проверки, Общество, среди прочего, указало на то, что собственникам ряда жилых помещений МКД N 5 и МКД N 7 ПАО "ТГК-2" выполнен перерасчет за коммунальную услугу отопления в связи с ненормативной температурой воздуха в квартирах в период с 20.02.2021 по 25.02.2021.
В ходе проведенной проверки Инспекцией установлено нарушение Обществом, выступающим исполнителем коммунальной услуги по отоплению, требований подпункта "д" пункта 3, подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 15 Приложения N 1 к Правилам N 354, выразившееся в необеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - квартирах N 2, 15, 34 МКД N 5 и квартирах N 3, 4, 7, 10, 16, 18, 20, 29 МКД N 7.
Факт необеспечения надлежащего нормативного уровня предоставления коммунальной услуги отопления (отклонение от нормативной температуры воздуха выше допустимого уровня) жителям названных квартир МКД N 5 и МКД N 7 установлен в рамках проверочных мероприятий на основании имеющихся в распоряжении административного органа документов и сведений, а также по результатам замеров, произведенных Инспекцией при выходе на место в целях проверки качества предоставления потребителям услуги по отоплению.
В рамках проверки также осуществлены замеры температуры теплоносителя: применительно к МКД N 5 температура теплоносителя на вводе в дом составила +69 °С, температура теплоносителя на обратной линии - +44 °С; применительно к МКД N 7 температура теплоносителя на вводе в дом составила +81 °С, температура теплоносителя на обратной линии - +42 °С.
Замеры температуры воздуха произведены термометром контактным цифровым ТК-5.09 N 2096440, зондом ЗВ 150 N 2026709, предел допускаемой погрешности в диапазоне от -40°С до +100°С = *0,5°С, срок очередной поверки 13.07.2021. Каких-либо возражений относительно установленной температуры воздуха в жилых помещениях представителем ПАО "ТГК-2" в момент измерения не заявлено.
Результаты замеров температур оформлены актом обследования от 12.04.2021, результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.04.2021.
28.04.2021 по факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол N 26-29 об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ПАО "ТГК-2" вынесено постановление от 27.05.2021, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 27.05.2021, ПАО "ТГК-2" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие), нарушающие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) (договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) с ресурсоснабжающей организацией.
Приведенное законодательное положение предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающую организацию.
В соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 01.08.2019 N 1335 ПАО "ТГК-2" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах систем теплоснабжения в городе Костроме.
Общим собранием собственников помещений в МКД N 5 принято решение, оформленное протоколом от 22.12.2018, о заключении прямых договоров отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающей организацией с 01.01.2019.
Общим собранием собственников помещений в МКД N 7 принято решение, оформленное протоколом от 25.10.2020, о заключении прямых договоров отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающей организацией с 01.11.2020.
В этой связи заявитель является надлежащим субъектом административного правонарушения, за совершение которого Общество привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 при предоставлении коммунальной услуги по отоплению обеспечивается соблюдение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C.
В соответствии со сводом правил "СП 131.13330.2018. Строительная климатология", утвержденным 28.11.2018 и введенным в действие с 29.05.2019 (действовавшим в спорный период), город Кострома относится к регионам с температурой воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C.
В ходе проведенной проверки установлено, что Общество, являясь исполнителем коммунальной услуги отопления, не обеспечило надлежащий нормативный уровень предоставления названной коммунальной услуги жителям квартир N 2, 15, 34 МКД N 5 и квартир N 3, 4, 7, 10, 16, 18, 20, 29 МКД N 7, а именно: из имеющихся в распоряжении административного органа документов (актов проверки нарушения качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от 17.02.2021 и 25.02.2021 по МКД N 5 и МКД N 7, составленных с участием представителя ПАО "ТГК-2"), а также согласно данным проведенного 12.04.2021 обследования, температура в жилых помещениях не соответствовала требованиям, установленным пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354. Факт превышения нормативно установленного уровня температуры воздуха (уровень превышения более допустимого Правилами N 354) Обществом по существу не оспаривается.
Названное обстоятельство подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28.04.2021, и свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ПАО "ТГК-2" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что измерения температуры воздуха в спорных помещениях проводились при температуре наружного воздуха, не соответствующей требованиям пункта 6.1 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (далее - ГОСТ 30494-2011), подлежит отклонению в силу следующего.
Действительно, пунктом 6.1 ГОСТ 30494-2011 установлено, что в холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше -5°C. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.
В соответствии с пунктом 2.13 ГОСТ 30494-2011 холодным периодом года признается период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°C и ниже.
В силу пункта 6.2 ГОСТ 30494-2011 в теплый период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не ниже 15°C. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.
В то же время по смыслу норм ЖК РФ и Правил N 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги надлежащего качества независимо от периода года и погодных условий. Допустимые отклонения параметров качества коммунальной услуги по отоплению, предусмотренные Правилами N 354, также не зависят от погодных условий.
При изложенных обстоятельствах соответствующие нормативные положения применительно к жилищному надзору, осуществляемому в целях проверки исполнения исполнителем коммунальной услуги обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги надлежащего качества, не могут носить обязательный характер. Иное сделает фактически невозможным проверку качества оказываемой коммунальной услуги в холодный и теплый периоды года при несоответствующей данным положениям ГОСТ 30494-2011 температуре наружного воздуха.
Кроме того, необеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и превышение допустимого отклонения данной температуры имело место на протяжении длительного периода времени, что усматривается из приложенных к обращению жителей актов проверки нарушения качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от 17.02.2021 и 25.02.2021 по МКД N 5 и МКД N 7, составленных при участии представителя ПАО "ТГК-2" (при этом само Общество в письме от 04.03.2021 указывает на произведение им перерасчета в связи с ненормативной температурой воздуха в квартирах за период с 20.02.2021 по 25.02.2021), результаты оценки которых административным органом также послужили основанием для привлечения ПАО "ТГК-2" к административной ответственности оспариваемым постановлением от 27.05.2021 N 26-29-2021, сведениями, изложенными в обращении граждан в надзорный орган, а также подтверждено в дальнейшем при проведении замеров 12.04.2021, то есть нарушение температурного режима имеет длительный характер.
Относительно указания заявителя апелляционной жалобы на то, что у ПАО "ТГК-2" отсутствовала возможность принятия мер в целях недопущения превышения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях, поскольку Общество не имело оснований прекратить предоставление коммунальной услуги по отоплению ввиду того, что исполнитель заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом, при этом срок окончания отопительного периода на территории города Костромы был датирован 11.05.2021, суд апелляционной инстанции отмечает, что на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальную услугу надлежащего качества в соответствии с требованиями Правил N 354, одним из которых является необходимость обеспечения соблюдения нормативной температуры воздуха. При этом Общество, заявляя соответствующий довод, не обосновало и не подтвердило невозможность соблюдения надлежащего температурного режима в жилых помещениях без полного прекращения подачи отопления в спорные МКД.
Оснований для иных выводов суд не усматривает. В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, в рассматриваемом случае соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Юридико-фактические основания для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Исключительных обстоятельств судом не установлено. Соответствующих мотивированных и документально подтвержденных доводов, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем не приведено.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Как отражено в постановлении от 27.05.2021 N 26-29-2021, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, Инспекцией не установлено.
Принимая во внимание изложенное в постановлении ответчика указание на отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Инспекцией не обоснована в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ правомерность назначения административного наказания в размере, превышающем минимальный размер санкции, предусмотренный статьей 7.23 КоАП РФ. В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер назначенного оспариваемым постановлением Инспекции административного штрафа до 5 000 рублей. Такой размер штрафа, по убеждению апелляционного суда, соответствует характеру совершенного Обществом правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 23.08.2021 по делу N А31-8152/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "ТГК-2", в которой Общество просит отменить оспариваемое постановление ответчика полностью, - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.08.2021 по делу N А31-8152/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Изменить назначенное постановлением Государственной жилищной инспекции Костромской области от 27.05.2021 N 26-29-2021 публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа до 5 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Костромской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8152/2021
Истец: ПАО "ТГК-2", ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Костромской области