город Омск |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А70-5008/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11349/2021) Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2021 по делу N А70-5008/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению Бикбулатова Рената Рамилевича к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779, адрес: 625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, 15), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области, общество с ограниченной ответственностью "А1 Девелопмент", о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 25305А,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Ережепова А.Х., по доверенности от 02.04.2021 N 03-15/006382 сроком действия 31.12.2021;
от Бикбулатова Рената Рамилевича - Жданова Н.В., по доверенности от N 72 АА 1959980 сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Липчинская Н.П., по доверенности от 23.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
Бикбулатов Ренат Рамилевич (далее - заявитель, Бикбулатов Р.Р.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 25305А.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "А1 Девелопмент" (далее - ООО "А1 Девелопмент").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2021 по делу N А70-5008/2021 требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным решение от 11.12.2020 N 25305А. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 300 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2021 по делу N А70-5008/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что Бикбулатов Р.Р. является председателем ликвидационной комиссии КПК "Капитолькредит" в отношении которого судом принято решение о ликвидации юридического лица (ГРН от 25.11.2019 N 2197232593193), в силу чего регистрирующим органом правомерно на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) принято решение от 11.12.2020 N 25305А об отказе в государственной регистрации. Инспекция полагает, что доводы о неприменимости к Бикбулатову Р.Р. ограничений, установленных подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, основаны на неверном толковании нормы права, поскольку наличие в отношении юридического лица неисполненного решения суда является самостоятельным основанием для возникновения ограничений, предусмотренных абзацем 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, независимо от обстоятельств принятия судом решения. Факт наличия решения Центрального районного суда г. Тюмени от 17.10.2019 по делу N 2а-9571/2019 заявителем не опровергается.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Бикбулатов Р.Р. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление также представило отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ, согласно которому поддерживает доводы Инспекции.
ООО "А1 Девелопмент", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Бикбулатова Р.Р. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 04.12.2020 в регистрирующий орган через многофункциональный центр "Мои документы" Бикбулатовым P.P. на государственную регистрацию представлены документы в отношении юридического лица ООО "А1 Девелопмент" в целях изменения сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно:
- заявление по форме N Р13014, в котором содержались сведения о прекращении полномочий руководителя ООО "А1 Девелопмент" Григорьевой Н.В. (лист "И" заявления) и сведения о возложении полномочий на Бикбулатова P.P. (лист "И" заявления);
- протокол от 03.12.2020 N 2 внеочередного собрания участников общества;
- изменения к уставу.
В ходе рассмотрения представленных документов регистрирующим органом установлено, что Бикбулатов Р.Р. является лицом, подпадающим под условия, предусмотренные абзацем 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно: причастность к юридическому лицу, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации.
11.12.2020 регистрирующим органом на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федеральным законом N 129-ФЗ принято решение от 11.12.2020 N 25305А об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регламентированы Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.
Статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривается, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
По правилам статей 17, 23 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую и достоверную информацию.
Предусмотренная Федеральным законом N 129-ФЗ процедура (модель) государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ дается исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается отказ в государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из лиц являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, из буквального содержания указанного абзаца следует, что отказ в государственной регистрации допускается, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений, в том числе, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого:
- едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице
- имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.
Из материалов настоящего дела следует и было установлено судом первой инстанции, что решением Центрального районного суда от 17.10.2019 по делу N 2а-9571/2019 кредитный потребительский кооператив "Капитолькредит" принудительно ликвидирован, ликвидатором указан, в том числе Бикбулатов Р.Р.
В решении Центрального районного суда указано, что в силу закона самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК "Капитолькредит" является неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Из материалов настоящего дела следует и было выше сказано, что решением Центрального районного суда от 17.10.2019 по делу N 2а-9571/2019 кредитный потребительский кооператив "Капитолькредит" принудительно ликвидирован, ликвидатором указан, в том числе Бикбулатов Р.Р. как один из учредителей кооператива.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Бикбулатов Р.Р. является председателем ликвидационной комиссии КПК "Капитолькредит", в отношении которого судом принято решение о ликвидации юридического лица (ГРН от 25.11.2019 N 2197232593193).
Таким образом, Бикбулатов Р.Р. в отношении КПК "Капитолькредит" является лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, что обоснованно расценено налоговым органом в качестве основания в силу абзаца 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации его в качестве руководителя ООО "А1 Девелопмент".
Суд первой инстанции, оценивая фактические обстоятельства дела и соотнося их с нормами права, указал, что исходя из конструкции нормы абзаца 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ указанные в ней запреты действуют только в отношении лиц, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица по основаниям недостоверности сведений. В настоящем же случае КПК "Капитолькредит" ликвидировано в виду отсутствия членства в саморегулируемой организации, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств того, что запись о ликвидации КПК "Капитолькредит" внесена в единый государственный реестр юридических лиц в связи с наличием каких-либо недостоверных сведений об указанном юридическом лице.
Исходя из указанного, судом был сделан вывод о том, что у регистрирующего органа не было оснований для отказа в регистрации изменений.
Изложенная позиция арбитражного суда первой инстанции расценивается апелляционным судом как ошибочная и сделанная без учёта следующего.
Как было выше сказано, буквальное прочтение положений абзаца 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ позволяет суду прийти к выводу о том, что основаниями для отказа в государственной регистрации выступают 2 самостоятельных основания (на что указывает союз "либо"):
- если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из лиц являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона,
либо:
- имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Вопреки выводам суда, наличие в отношении юридического лица неисполненного решения суда о ликвидации является самостоятельным основанием для возникновения ограничений, предусмотренных абзацем 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, независимо от обстоятельств принятия судом решения.
Случае, при которых происходит ликвидация по решению суда предусмотрены законом. Так, в силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно части 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
Напротив, в силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 5 "б" статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, установление недостоверности сведений отраженных в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, влекущие исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, предусматривает не судебный, а особый административный порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ, который реализуется регистрирующим органом и не предусматривает наличия судебного решения.
В силу указанного позиция суда первой инстанции о том, что указанные в абзаце 4 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ запреты действуют только в отношении лиц, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица по основаниям недостоверности сведений, основано на ошибочном толковании норм материального права и противоречит приведенным выше нормам законодательства, предусматривающие случаи судебного и административного процесса ликвидации юридического лица.
Судебная коллегия поддерживает.
При таких обстоятельствах, выводы налогового органа относительно наличия основания для отказа в государственной регистрации заявления Бикбулатова Р.Р., выраженного в решении от 11.12.2020 N 25305А являются обоснованными, а решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2021 по делу N А70-5008/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2021 по делу N А70-5008/2021 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований Бикбулатова Рената Рамилевича о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области от 11.12.2020 N 25305А отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5008/2021
Истец: Бикбулатов Ренат Рамилевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: 8ААС, Общество с ограниченно йответственностью "А1 Девелопмент", Общество с ограниченно ответственностью "А1 Девелопмент"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8023/2021
17.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5267/2022
22.03.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5008/2021
08.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8023/2021
16.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11349/2021
27.08.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5008/2021