город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2021 г. |
дело N А32-2187/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от заявителя: Шляхов Н.Н. по доверенности от 15.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мрамор"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.09.2021 по делу N А32-2187/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мрамор"
к Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мрамор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просило:
- признать незаконным решение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 21.10.2020 (исх. 01-30/6233) об отказе ООО "Мрамор" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ПМК-6 территория, строение 14;
- обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района направить ООО "Мрамор" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 23:30:1111001:36, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район. Темрюкское городское поселение, г. Темрюк, ПМК-6 территория, строение 14.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Суд исходил из того, что собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под этим объектом, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости, в том числе в заявленных целях.
Суд установил, что объекты недвижимости площадью 74,4 кв.м и 276 кв.м, принадлежащие обществу на праве собственности, не зарегистрированы как единый имущественный комплекс, который включал бы в себя не только указанные объекты недвижимости, но и объекты, указанные в Технологическом регламенте производственного процесса в разделе генерального плана и производственных зон.
Констатировав изложенное, суд пришел к выводу, что испрашиваемая площадь земельного участка является завышенной, в связи с чем администрацией обоснованно отказано в предоставлении спорного земельного участка испрашиваемой площади.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. Судом не учтено, что государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс возможна только после регистрации прав на земельный участок. Постановлением главы администрации г. Темрюка от 07.06.1996 N 1535 АО "Строитель" в целях проектно-изыскательских работ и проектирование производственной базы предоставлена территория площадью 2751 кв.м; данное постановление является действующим и не отменено. Суд не принял во внимание, что земельный участок испрашивается не под отдельно стоящие здания, а под производственную базу. В тексте решения не указаны мотивы, по которым суд отклонил выводы проведенной судебной экспертизы. Оспариваемое решение администрации не содержит оснований для отказа, установленных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве администрация жалобу не признала, просила решение суда оставить без изменения, указав, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужил факт несоответствия площади испрашиваемого участка (2442 кв.м) площади расположенных на нем объектов (74,4 кв.м и 276 кв.м).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Администрация явку представителя не обеспечила, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, в государственной неразграниченной собственности находится земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 площадью 2442 кв.м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, Темрюкское городское поселение, г. Темрюк, ПМК-6 территория, 14, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы.
Обществу на праве собственности принадлежит нежилое двухэтажное здание, площадью 74,4 кв.м с кадастровым номером 23:30:1109027:267, расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, Темрюкское городское поселение, г. Темрюк, ПМК-6 территория, строение 14; запись государственной регистрации права от 21.11.2018 N 23:30:1109027:267-23/044/2018-1. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) объект с кадастровым номером 23:30:1109027:267 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36.
В соответствии со сведениями ЕГРН с 27.12.2019 на государственном кадастровом учете состоит здание площадью 276 кв.м с кадастровым номером 23:30:1109027:273, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Труда, 112. Сведения, необходимые для заполнения разделов: 2 - Сведения о зарегистрированных правах, 4 - Описание метаположение объекта недвижимости; 5 - План расположения помещения, машино-места на этаже (план этажа), отсутствуют.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36 площадью 2442 кв.м в аренду в целях эксплуатации производственной базы.
Письмом от 21.10.2020 N 01-30/6233 администрация отказала в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденных решением LXVI сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района III созыва от 23.11.2018 N 504, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 расположен в зоне производственно - коммунальных объектов (П-2), для которой вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы не предусмотрен. Доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества к заключению не приложено.
Общество, ссылаясь на незаконность отказа администрации в предоставлении в собственность земельного участка, нарушающего его права (интересы) как собственника недвижимого имущества, оспорило их в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Отнесение конкретных объектов капитального строительства к объектам недвижимости обусловлено наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 2 статьи 30 названного Кодекса Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденных решением LXVI сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района III созыва от 23.11.2018 N 504 (далее - Правила землепользования и застройки), испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 расположен в зоне П-2 - производственная, коммунально-складская зона.
В отношении данной зоны названными Правилами установлено следующее использование: формирование комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз, объектов инженерной и транспортной инфраструктур III - V класса, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта. Сочетание различных видов разрешенного использования в единой зоне возможно при соблюдении нормативных санитарных требований.
Определяя порядок установления территориальных зон, часть 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласит, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом определенных настоящим Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 3, 4).
Статьей 35 вышеназванного Кодекса установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8).
Согласно пункту 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Под промышленным производством в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" понимается определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.
Как уже указано выше, испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 Правилами землепользования отнесен к территориальной зоне П-2 - производственная, коммунально-складская зона.
Из содержания вышеприведенных требований части 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" следует, что в состав территориальной производственной зоны подлежат включению земельные участки, которые предназначены для размещения объектов, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений. В эту же территориальную зону подлежат включению и земельные участки, на которых располагаются объекты, предназначенные для этих видов деятельности.
Из этих же положений федерального законодательства следует вывод, что основанием для включения земельного участка в границы такой производственной территориальной зоны является то обстоятельство, что земельный участок предназначен для указанных видов деятельности или на нем располагаются объекты, предназначенные для этих видов деятельности.
В данном случае земельный участок заявителем испрашивается для размещения на нем производственной базы.
Так, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36 площадью 2442 кв.м расположено два принадлежащих обществу объекта недвижимости площадью 74,4 кв.м и 276 кв.м.
Общество занимается производством железобетонных изделий, таких как: строительные и фундаментные блоки, ж/б кольца, крышки, днища. Производство продукции осуществляется на производственной базе.
Постановлением главы администрации г. Темрюка от 07.06.1996 N 1535 АО "Строитель" в целях проектно-изыскательских работ и проектирования производственной базы предоставлена территория площадью 2751 кв.м.
По окончании проектных работ постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.08.1997 N 1457 "О предоставлении земельного участка в аренду ТОО "Мрамор" под производственную базу" земельный участок площадью 2442 кв.м предоставлен ТОО "Мрамор" (правопредшественнику ООО "Мрамор") сроком на 10 лет для строительства и эксплуатации производственной базы. Указанным постановлением ТОО "Мрамор" предписано оформить договор аренды земельного участка в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Темрюкского района.
15.10.1997 приемочной комиссией составлен акт о приемке законченного строительством объекта (производственной базы) общей площадью 2442 кв.м. Постановлением главы Темрюкского района от 12.11.1997 N 2010 акт приемки утвержден. Объект введен в эксплуатацию.
Заявитель указывает, что при формировании земельного участка площадью 2442 кв.м учтены особенности технологического процесса производства бетонных изделий - набора прочности данных бетонных изделий в естественных условиях на открытых площадках (полигоне, на открытом воздухе).
В материалы дела представлен соответствующий технологический регламент производственного процесса. Согласно регламенту такого рода технология определяет сезонный характер экономической деятельности предприятия.
Открытая площадка - полигон - представляет собой ровную, забетонированную, свободную от строений территорию производственной базы ООО "Мрамор". Данная территория разбита на зоны, в которых производится формовка изделий, набор прочности с последующим складированием. Зонирование, размер зон (площадь) определяется номенклатурой бетонных изделий и зафиксирована в генеральном плане.
Из данных по номенклатуре изготовляемых бетонных изделий следует, что данный производственный процесс предполагает изготовление блоков бетонных для стен подвалов по ГОСТ 13579-78 размерами по длине 880 - 2380 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм.
В ходе производственного процесса изготавливаются бетонные и железобетонные конструкции для колодцев сетей канализации, водоснабжения и газопроводных сетей по ГОСТ 8020-90, а также конструкции перекрытий и днищ колодцев, с последующим складированием на территории.
Согласно сведениям, представленным в разделе Генеральный план и производственные зоны, территория производственной базы имеет административные и производственные помещения. Литером "А" на территории производственной базы обозначено административное здание, где размещаются службы предприятия и бытовые помещения для производственного персонала.
Литером "Б" обозначено производственное здание, в котором размещается ряд производственных помещения, в том числе склад хранения арматуры, участок заготовки арматуры, участок сборки арматурных каркасов.
Литером "Г" обозначен навес, под которым находится бетоносмесительный узел.
Генеральный план производственной базы включает следующие участки:
1. Склад щебня;
2. Бетонно-смесительный узел;
3. Емкости хранения цемента и запаса технической воды;
4. Участок хранения арматурной стали;
5. Участок изготовления арматурных каркасов;
6. Участок хранения технологической опалубки;
7. Зона формирования колец, днищ и фундаментных блоков;
8. Зона формирования цементных блоков (камни бетонные стеновые);
9. Зона складирования готовой продукции;
10. Площадка размещения автотранспорта и механизмов;
11. Зона технологических проездов.
Таким образом, земельный участок испрашивается заявителем для размещения производственной базы по производству железобетонных изделий.
Вместе с тем, производство железобетонных изделий не соответствует определению промышленного производства, установленному пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и включающему в себя виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.
Само по себе наличие в названии базы слова "производственная" не может прямо свидетельствовать о том, что располагающиеся на базе объекты соответствуют указанным видам деятельности, поскольку слово "производство" в действующем законодательстве используется не только в отношении промышленных объектов.
К примеру, совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" признается сельскохозяйственным производством.
Таким образом, в силу части 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 в соответствии с Правилами землепользования и застройки подлежит использованию для размещения объектов, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений или предназначен для таких объектов.
Аналогичным образом размещение производственной базы для производства железобетонных изделий не соответствует установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоне П-2, разрешающей формирование комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз, объектов инженерной и транспортной инфраструктур III - V класса, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта
Доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 будет использоваться для указанных видов промышленного производства, должно представлять общество, на котором в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказывания незаконности оспариваемого отказа администрации в предоставлении земельного участка.
Однако таких доказательств заявитель суду не представил и не ссылался на существование таких доказательств.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
При изложенных обстоятельствах отказ администрации, мотивированный тем, что согласно Правилам землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111001:36 расположен в зоне производственно - коммунальных объектов (П-2), для которой вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы не предусмотрен, соответствует нормам действующего законодательства.
В качестве дополнительного основания для отказа в предоставлении земельного участка указано отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с наличием разногласий по вопросу о соразмерности площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36, испрашиваемого обществом, площади объектов, размещенных в границах данного земельного участка, судом первой инстанции по ходатайству заявителя назначалась судебная землеустроительная экспертиза.
В экспертном заключении от 05.07.2021 N ЮСЭ-21/015 содержится вывод о том, что площадь, необходимая для эксплуатации производственной базы по производству железобетонных изделий в соответствии с Технологическим регламентом производственного процесса ООО "Мрамор" составляет: 2427 кв.м. Эксперт отметил, что площадь земельного участка необходимая для эксплуатации производственной базы по производству железобетонных изделий в соответствии с Технологическим регламентом производственного процесса ООО "Мрамор" близка к площади фактически используемого земельного участка площадью 2442 кв.м. На основании изложенного эксперт пришел к выводу, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111001:36 является необходимой для эксплуатации производственной базы.
Суд первой инстанции установил, что заключение является полным, ясным и понятным, в заключении приведен перечень исследуемых материалов, изложены примененные методики, сформулирован ответ на поставленный судом вопрос (Какая площадь земельного участка необходима для эксплуатации производственной базы по производству железобетонных изделий по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ПМК-6 территория, строение 14). Противоречий в выводах эксперта судом не установлено.
При этом судом принята во внимание правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, согласно которой при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, необходимо исследовать вопрос о соразмерности объектов недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с подходом, сформулированным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под этим объектом в собственность или в аренду, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, в том числе в заявленных целях.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, ему надлежит подтвердить размер земельного участка (его части), необходимый для размещения объектов недвижимости и их эксплуатации. Указанные документы должны быть представлены с заявлением в орган местного самоуправления, уполномоченный на их принятие и оценку.
При данной категории спора необходимо учитывать, что обоснование испрашиваемой площади участка как объективно необходимой для обслуживания расположенного на нем объекта недвижимости, в соответствии с его условным назначением отнесено к процессуальной обязанности заявителя (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая обществу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2442 кв.м, администрация также исходила из того, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь расположенных на нем объектов; документы, подтверждающие, что именно указанная площадь земельного участка необходима для использования расположенных на нем объектов, не представлены.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, признав недоказанность обществом соразмерность испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции отказал в иске.
Судом установлено, что объекты недвижимости площадью 74,4 кв.м и 276 кв.м, принадлежащие обществу на праве собственности, не зарегистрированы как единый имущественный комплекс, который включал бы в себя не только указанные объекты недвижимости, но и объекты, указанные в Технологическом регламенте производственного процесса в разделе генерального плана и производственных зона (склад щебня; бетонно-смесительный узел; емкости хранения цемента и запаса технической воды; участок хранения арматурной стали; участок изготовления арматурных каркасов; участок хранения технологической опалубки; зона формирования колец, днищ и фундаментных блоков; зона формирования цементных блоков (камни бетонные стеновые); зона складирования готовой продукции; площадка размещения автотранспорта и механизмов; зона технологических проездов).
Отклоняя доводы жалобы, апелляционная коллегия полагает возможным обратиться внимание заявителя на следующие обстоятельства.
В силу статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Из материалов дела не следует, что обществом возведен единый недвижимый комплекс, для строительства которого выделялся земельный участок более двадцати лет назад.
Технологическим регламентом предусмотрено, что на спорном земельном участке должны быть размещены административное здание; производственное здание, в котором размещается ряд производственных помещения, в том числе склад хранения арматуры, участок заготовки арматуры, участок сборки арматурных каркасов; навес, под которым находится бетоносмесительный узел; склад щебня; бетонно-смесительный узел; емкости хранения цемента и запаса технической воды; участок хранения арматурной стали; участок изготовления арматурных каркасов; участок хранения технологической опалубки; зона формирования колец, днищ и фундаментных блоков; зона формирования цементных блоков (камни бетонные стеновые); зона складирования готовой продукции; площадка размещения автотранспорта и механизмов; зона технологических проездов.
Перечисленные объекты действительно по своим функциональным характеристикам представляют собой совокупность объединенных единым производственным назначением и технологически взаимосвязанных зданий и сооружений, то есть соответствуют понятию единый недвижимый комплекс.
Однако данные объекты на момент вынесения оспариваемого отказа администрации отсутствовали, имелось только два объекта недвижимости площадями 74,4 кв.м и 276 кв.м, в то время как технологическим регламентом предусматривалось строительство большего количества объектов.
За период времени, составляющий более двадцати лет с даты предоставления спорной территории в целях проектно-изыскательских работ и проектирование производственной базы постановлением главы администрации г. Темрюка от 07.06.1996 N 1535, общество не исполнило возложенную на него постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.08.1997 N 1457 "О предоставлении земельного участка в аренду ТОО "Мрамор" под производственную базу" обязанность и не оформило договор аренды земельного участка в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Темрюкского района.
Указанное поведение нельзя признать соответствующим принципу добросовестности участников гражданских правоотношений.
В заключении экспертизы экспертом сделан вывод относительно площади, необходимой для эксплуатации производственной базы по производству железобетонных изделий, также в соответствии с нереализованным Технологическим регламентом производственного процесса, без учета того, что из всего комплекса зданий построено только два объекта, и длительное время общество не предпринимало никаких мер по выполнению предписаний, установленных постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.08.1997 N 1457.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по обращению общества, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 по делу N А32-2187/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2187/2021
Истец: ООО "Мрамор"
Ответчик: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района