г. Пермь |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А60-1580/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Власовой О. Г., Гладких Д. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е. Х.
при участии: представителя истца, Цибусова И. А. по паспорту, доверенности от 27.11.2020, предъявлен диплом;
от ответчика представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетический комплекс "Чкаловский",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2021 года
по делу N А60-1580/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетический комплекс "Чкаловский" (ИНН 6674352539, ОГРН 1106674006120)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК РЭМП УЖСК" (ИНН 6679068585, ОГРН 1156679005152)
о понуждении в предоставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
Титова, 10, квартира 1, 2, 4, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 49, 50, 53, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 76, 77, 78; ул. Титова, 12, квартира 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70; ул. Титова, 13, квартира 4, 6, 11, 12, 13, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 64, 67, 68, 69, 70, 72, 75, 77, 78, 79; ул. Титова, 14, квартира 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 38, 40, 43, 44, 45, 48; ул. Титова, 15, квартира 3, 4, 7, 9, 10, 11, 14, 18, 19, 20, 22, 28; ул. Титова, 17, квартира 1, 2, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 15; ул. Титова, 17А, квартира 4, 7, 9, 11, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 37; ул. Титова, 17Б, квартира 1, 2, 3, 4, 7, 8, 12; ул. Титова, 18, квартира 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51; ул. Титова, 22, квартира 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 28, 31, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 47; ул. Титова, 23, квартира 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 24, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 38, 39, 41, 43, 45, 46, 49, 51, 52, 54, 55, 57, 58, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 72, 74, 75, 76; ул. Титова, 25А, квартира 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 32, 36, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 62, 63, 64, 66, 68, 70, 72, 73, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 84, 85, 87, 89, 90, 92, 93, 94, 95, 97 ком. 1, 97, 100, 101, 102, 105, 106, 107, 108, 110, 112, 113, 115, 116, 117, 119, 120, 122, 123, 124, 125, 126, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 138, 140, 142, 143; ул. Титова, 26, квартира 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 17, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51. 1.5 Информация о количестве зарегистрированных гражданах в следующих жилых помещениях: ул. Агрономическая, 3, квартира 6, 7, 8; ул. Агрономическая, 4А, квартира 2, 3, 4, 6, 7; ул. Агрономическая, 5, квартира 7; ул. Агрономическая, 6, квартира 1; ул. Агрономическая, 7, квартира 4, 5, 6, 34, 41, 46, 65, 76, 84, 84, 117, 120, 126, 129, 145, 148, 174, 185; ул. Агрономическая, 8, квартира 1,3; ул. Агрономическая, 12/14, квартира 3, 27, 28; ул. Агрономическая, 23, квартира 7, 25, 41, 49, 69, 70, 75, 80, 83, 91, 98, 122, 126, 128, 143, 145, 147, 148, 151; ул. Братская, 4, квартира 12, 14, 18; ул. Братская, 4А, квартира 1, 5, 17; ул. Братская, 8, квартира 2, 9, 14, 15, 20, 34, 36; ул. Братская, 10А, квартира 1, 2, 23, 27, 30, 58, 66; ул. Военная, 1А, квартира 10, 31, 34, 61; ул. Военная, 3, квартира 5, 11, 12, 13, 17б, 18, 20; ул. Военная, 4, квартира 3, 11, 40, 42, 57, 64; ул. Военная, 4А, квартира 7, 10, 11, 41, 46, 52, 64; ул. Военная, 5А, квартира 9, 13, 21, 25, 26, 27, 28; ул. Военная, 6, квартира 8, 14, 21; ул. Военная, 7, квартира 1, 14, 17, 27, 47, 50, 53, 54, 58, 60, 61/63, 61, 63, 66, 74, 76, 79А, 80, 81, 88, 92, 93, 94, 100, 101, 111, 112, 117, 119, 121, 123, 125, 133; ул. Военная, 7А, квартира 2, 4, 15, 35, 43; ул. Военная, 8А, квартира 1, 4-5, 7-8, 9-11, 12-17, 15, 16, 17, 18, 18-22, 19, 30, 39, 42-43, 60, 62, 63, 67-72, 79, 96, 99, 106, 107, 108, 128-132; ул. Военная, 9, квартира 9, 13, 15, 22; ул. Военная, 10, квартира 1, 5, 30, 33, 49, 52, 69, 75, 79, 85, 93, 98, 123, 125, 126, 140, 146, 154, 166, 167, 169, 171, 177, 179, 182, 192, 211, 215; ул. Военная, 11, квартира 3, 7, 10, 15; ул. Военная, 13, квартира 22, 36, 39, 42, 55, 68; ул. Военная, 15, квартира 15, 18, 20, 24, 27, 29, 39, 53, 56, 59, 67; ул. Военная, 20, квартира 2, 8; ул. Военная, 20Б, квартира 6, 7; ул. Военная, 20В, квартира 1, 3; пер. Рижский, 4, квартира 15, 18, 37; пер. Рижский, 6, квартира 1; пер. Рижский, 6А, квартира 2, 4, 7; пер. Рижский, 8, квартира 3, 5, 6; пер. Рижский, 8А, квартира 1, 1А, 1Б, 4; пер. Рижский, 10, квартира 4, 6; пер. Рижский, 10А, квартира 1, 3; пер. Рижский, 12, квартира 6; пер. Таллинский, 3, квартира 6, 9, 13, 18; пер. Таллинский, 4, квартира 5, 6, 23; пер. Таллинский, 8, квартира 2, 6; ул. Титова, 8/1, квартира 4, 8, 23, 31, 47, 57, 92; ул. Титова, 8/2, квартира 1, 2, 11, 27, 57, 95; ул. Титова, 10, квартира 5, 10, 30, 35, 42, 54, 67; ул. Титова, 12, квартира 28, 36, 36В, 37, 47, 49, 64, 71; ул. Титова, 13, квартира 17, 21, 24, 30, 32, 35, 39, 43, 44, 45, 49, 51, 52, 59, 67, 68, 69, 71, 73, 79; ул. Титова, 14, квартира 12, 13, 16, 28, 29, 31, 36, 40, 49, 52; ул. Титова, 15, квартира 4, 9, 18, 24; ул. Титова, 17, квартира 10, 10а, 10б, 13, 15, 18; ул. Титова, 17А, квартира 2, 4, 14, 35; ул. Титова, 17Б, квартира 5, 6; ул. Титова, 18, квартира 19, 28, 29, 36, 41, 43, 52; ул. Титова, 22, квартира 3, 12, 16, 24, 32, 33, 37, 42; ул. Титова, 23, квартира 11, 24, 29, 33, 39, 64, 72; ул. Титова, 25А, квартира 10, 19, 26, 32, 53, 54, 74, 86, 89, 97 ком. 1, 102, 105, 108, 111, 127, 128, 144; ул. Титова, 26, квартира 3, 14, 15, 25, 27, 33, 34, 50. Также просил в случае неисполнения решения суда в части предоставления сведений, а также неполного или недостоверного предоставления таких сведений, взыскать 500 руб. судебной неустойки ежедневно по день надлежащего исполнения решения суда за каждый дом, по которому не предоставлены полные и достоверные сведения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Истец считает, что ответчик, являющийся УК, оператором персональных данных, имеет возможность получить персональные данные непосредственно от собственников помещений в МКД, в том числе при проведении общих собраний собственников помещений. Доказательства того, что ответчиком предприняты все меры для получения необходимой информации, отсутствуют. Ссылается на то, что запрашиваемая информация необходима для расчета и взыскания платы за коммунальные услуги; отсутствие сведений о собственниках и пользователях жилых помещений в МКД, включающие в себя дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, препятствует РСО взыскивать с собственников помещений в судебном порядке задолженность по оплате коммунальных услуг; отмечает, что отказ ответчика в представлении сведений существенно нарушает права истца, не согласен с выводом суда о том, что ответчик имеет право предоставлять данные только с согласия субъекта персональных данных.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании в течение 30-ти дней с момента вступления решения в законную силу передать ООО "ТЭК "ЧКАЛОВСКИЙ", а в случае отсутствия - изготовить и передать, на бумажном носителе за подписью директора и на электронном носителе сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги и позволяющие идентифицировать собственников помещений в указанных в иске МКД, расположенных в г. Екатеринбург: информацию по правоустанавливающим документам на жилые помещения; фамилию, имя, отчество собственника жилого помещения, дату и место рождения собственника жилого помещения; реквизиты документа, удостоверяющего личность собственника жилого помещения, информацию о количестве зарегистрированных гражданах в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 01.09.2018 ООО "ТЭК "ЧКАЛОВСКИЙ" перешло на прямые договоры с собственниками пользователями помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "УК РЭМП УЖСК" в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Ответчик осуществляет деятельность по управлению спорными многоквартирными домами.
В целях защиты прав потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услугу устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в МКД.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 истец как исполнитель коммунальной услуги по водоснабжению обязано: производить расчет размера платы, производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу.
В силу части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление РСО информации о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, а также иных сведений, необходимых для начисления потребителям платы за представленную РСО коммунальную услугу.
Согласно 3.1. статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление МКД, предоставляют РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии).
В соответствии с пунктом 6(1) Правил N 354 управляющая организация, предоставляет РСО сведения из реестра собственников помещений в МКД, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
По смыслу статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Истец указал, что предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Согласно подпунктами "б", "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 416 от 15.05.2013 таковая включает в себя сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество в МКД на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Между тем, по утверждению истца, ответчик до настоящего времени не исполнил в полном объеме свою обязанность по предоставлению информации и документов. Так, письмом N 4104 от 23.09.2020 ответчиком ООО "ТЭК "ЧКАЛОВСКИЙ" переданы ограниченные сведения (ФИО, инициалы (частично), адрес жилого помещения)), в связи с чем истец обратился в суд с иском об обязании предоставить указанную информацию, так как считает, что отсутствие у ООО "ТЭК "ЧКАЛОВСКИЙ", как у исполнителя коммунальной услуги по отоплению, информации, необходимой для начисления платы, собственникам помещений в спорных МКД, в том числе, персональных данных, не позволяет энергоснабжающей организации произвести расчет платы за отопление достоверно (корректно).
Требования истца основаны на пункте 6 Правил N 354.
Суд первой инстанции, признав, что ответчиком предприняты все исчерпывающие меры для получения необходимых для передачи РСО сведений, в удовлетворении исковых требований отказал.
В силу пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление МКД, при переходе собственников на прямые договоры в случае, предусмотренном статьей 157.2 Кодекса, вменяется предоставление РСО информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. В связи со спецификой поставки коммунального ресурса в МКД РСО обладает только теми сведениями, которые ей передают потребители и управляющая организация, предусмотрена обязанность управляющей организации предоставлять в РСО не только сведения по изменению количества зарегистрированных граждан в жилых помещениях МКД, но и количество собственников жилых помещений МКД, реестр которых в силу части 3.1 статьи 45 ЖК РФ ведет управляющая организация.
Апелляционный суд считает необходимым отметить особо, что требования истца основаны на пункте 6 Правил N 354, однако указанная норма изменена, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897, вступили в силу по истечению 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации - 23.07.2019).
Таким образом, норма, на которой основаны требования истца (в части запроса отсутствующих у ответчика сведений - паспортные данные, данные о дате и месте рождения и т.д.), действует с 31.07.2019.
Между тем, как следует из материалов дела и указано самим истцом при обращении в суд, собственники помещений спорных многоквартирных домов перешли на прямые расчеты до указанной даты (с 01.09.2018).
Следует отметить, что ранее Правила N 354 наделяли обязанностью управляющие организации по предоставлению сведений из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, при этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги (т.е. в том числе теми сведениями которые истребует истец).
Таким образом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Соответственно, в данном случае, настаивая на получении от управляющей компании сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, дате и месте рождения и т.д. РСО требует от ответчика обработать те персональные данные, обрабатывать которые без согласия субъекта персональных данных, управляющая компания не вправе.
Также следует отметить, что ответчик указал, что непосредственно после получения искового заявления обратился в органы, которые являются операторами данной информации.
В частности, ответчиком направлены запросы в компетентные организации, а именно в Комитет по жилищной политике, МО "г. Екатеринбург" ДУМИ, ЕМУП "БТИ", "Центр муниципальных услуг". В процессе рассмотрения дела ответчиком также представлены ответы ГУ МВД России по Свердловской области (письмо от 08.06.2021), Департамента информатизации и связи Свердловской области (письмо от 02.07.2021 N 01-01-64/1907).
Также 19.01.2021 ответчиком в адрес истца были направлены оригиналы выписок из поквартирных карточек в отношении жилых помещений расположенных в МКД расположенных по адресам: Агрономическая 3,4А,5,5А,6,7,8,12/14,23; Братская 4,4А,8,10А; Военная 1 А,3,4,4 А,5 А,6,7,7 А,8 А,9,10,11,13,15,16,18,20,20Б,20В; Рижский 4,6,6А,8,8А,10А,12; Таллинский 3,4,7,8; Титова 8/1,8,2/, 10,12,13,14,15,17,17А, 17Б, 18,22,23,25А,26. Указанные выписки содержат в себе информацию о лицах, проживающих в жилом помещении, а также их дату рождения. В адрес истца в электронном виде была направлена информация о собственниках и их контактных телефонах имеющихся у ответчика и информация о праве собственности на жилые помещения, а именно выписки из единого государственного реестра недвижимости.
Имеющаяся в распоряжении ответчика информация о собственниках представлена истцу, что указывает на отсутствие со стороны ответчика умысла на не предоставление информации или уклонение от исполнения соответствующей обязанности.
Возможности предоставления иной информации у ответчика не имеется. Обратного истцом не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Ответчиком представлены доказательства, что собственники помещений отказали ему в предоставлении таких сведений.
Суд признает, что ответчиком предприняты все исчерпывающие меры для получения необходимых для передачи РСО сведений.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции также верно исходил из следующего.
Имеющаяся в распоряжении ответчика информация о собственниках в полном объеме представлена истцу, что дополнительно указывает на отсутствие со стороны ответчика умысла на не предоставление информации или уклонение от исполнения соответствующей обязанности.
По смыслу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо, обращающееся за судебной защитой, обязано указать, какие именно права и законные интересы были нарушены или создана угроза их нарушения, обосновав, каким образом судебный акт их восстановит.
Обращение с иском в суд имеет цель не только получения возможности принудительного исполнения решения, но также и цель внесения правовой определенности в отношения спорящих сторон, что достигается путем разрешения правового спора и принятия судебного акта, обладающего признаками исключительности (недопустимость повторного рассмотрения судом тождественного спора), неопровержимости (запрет дальнейшего обжалования вступившего в законную силу решения в ординарном порядке и допустимость пересмотра решения при наличии строго определенных оснований) и исполнимости (обязательность исполнения решения).
Таким образом, судебный акт является исполнимым в том случае, если после внесения определенности в правоотношения сторон для сторон становится очевидным, какие действия должен совершить ответчик или воздержаться от их совершения, совершение таких действий становится для ответчика обязательным, и ответчик имеет реальную возможность исполнить такое решение.
Исходя из материалов дела, судом первой инстанции верно установлено, что ответчиком предприняты исчерпывающие меры для получения испрашиваемой информации (статья 71 АПК РФ). Истцом не представлено доказательств наличия у ответчика истребуемой информации (за исключением представленной), а также источников, где указанная информации может быть безусловно получена.
Истец ссылается на то, что предоставление истребуемых им данных не требует согласия субъекта персональных данных.
В статье 3 Федерального закона "О персональных данных" даны следующие определения:
персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Таким образом, исходя из толкования Федерального закона "О персональных данных", ООО "УК "РЭМП УЖСК" является оператором, который занимается обработкой персональных данных в ходе осуществления своей деятельности в сфере оказания услуг, следовательно, вправе распространять указанные персональные данные, а именно передавать их определенному кругу лиц (осуществлять передачу персональных данных).
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных допускается в определенных случаях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Таким образом, согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется в случае, когда обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Между тем, Федеральный закон "О Персональных данных" в статье 5 вводит общие принципы обработки персональных данных.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, а в соответствии с частью 4 той же статьи обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; на основании части 4 статьи 21 в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора).
Исходя из указанных норм, любые действия, направленные на хранение, систематизацию (в простой письменной форме или в электронном виде) персональных данных, закон относит к понятию "обработка персональных данных", также как и предоставление персональных данных (в данном случае в РСО) также входит в понятие "обработка персональных данных".
ООО "УК "РЭМП УЖСК" является оператором, который занимается обработкой персональных данных в ходе осуществления своей деятельности в сфере оказания услуг, таким образом, без письменного согласия субъекта персональных данных оператор может осуществить обработку только тех персональных данных, которые необходимы для исполнения договора с субъектом персональных данных.
В соответствии с принципами обработки персональных данных, обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки - то есть без наличия которых, исполнение договора с субъектом персональных данных невозможно.
При этом, как только достигнуты цели обработки персональных данных, оператор обязан прекратить их обработку.
Истец требует от управляющей компании предоставить те персональные данные, которые не соответствуют целям обработки персональных данных, как оператором, и не являются необходимыми для исполнения договора с субъектом персональных данных.
Истец требует предоставить реквизиты документа, удостоверяющего личность, сведения о дате и месте рождения собственников жилых помещений, однако управляющая компания, как оператор персональных данных, может обладать этими персональными данными только с согласия субъекта персональных данных.
Следует особо отметить, что для того, чтобы оказать услуги абоненту - субъекту персональных данных, наличие данных сведений не является необходимым, а, следовательно, согласно законодательству о защите персональных данных, управляющая компания и не вправе обрабатывать их без согласия абонента, то есть хранить, систематизировать и предоставлять иным лицам.
Правила оказания коммунальных услуг не содержат требований, о том, что управляющая компания или РСО не смогут корректно рассчитать объём поставляемых ресурсов и услуг и получить за них оплату от абонента, не обладая сведениями о номере и серии документа, удостоверяющего его личность.
Так, порядок начисления платы за отопление регламентируется пунктом 54 Правил N 354, где речь о реквизитах документа удостоверяющего личность, дате и месте рождения собственника, не идёт; для корректного расчёта требуются сведения о площади жилого помещения, и сведения прямо или косвенно позволяющие определить собственника жилого помещения, например, фамилия, имя и отчество.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 для начисления достоверной и корректной платы за отопление необходимо обладать сведениями о площади помещения, его адресе, а также сведениями о том, кому на праве собственности принадлежит данное жилое или нежилое помещение, в отношении юридических лиц такими сведениями являются наименование юридического лица и организационно-правовая форма, фамилия имя и отчество являются достаточными сведениями для того, чтобы идентифицировать физическое лицо, поскольку эти персональные данные касаются не абстрактных ФИО, а являются фамилией именем и отчеством собственника жилого помещения, расположенного по конкретному адресу, этого вполне достаточно для идентификации физического лица для расчета и начисления платы по отоплению.
В случае, если собственники будут иметь задолженность по оплате за отопление, ООО "ТЭК "Чкаловский" вправе получить сведения о собственниках жилых помещений, которые в настоящее время являются открытой информацией, так ООО "ТЭК "Чкаловский" вправе получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, а при необходимости и справку из МКУ "Центр муниципальных услуг".
Также следует отметить, что обращение с иском в суд имеет цель не только получения возможности принудительного исполнения решения, но также и цель внесения правовой определенности в отношения спорящих сторон, что достигается путем разрешения правового спора и принятия судебного акта, обладающего признаками исключительности, неопровержимости и исполнимости (обязательность исполнения решения).
Таким образом, судебный акт является исполнимым в том случае, если после внесения определенности в правоотношения сторон для сторон становится очевидным, какие действия должен совершить ответчик или воздержаться от их совершения, совершение таких действий становится для ответчика обязательным, и ответчик имеет реальную возможность исполнить такое решение.
Истцом не представлено доказательств наличия у ответчика истребуемой информации (за исключением представленной), а также источников, где указанная информации может быть безусловно получена (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, учитывая, что собственники спорных МКД, в том числе перешли на прямые договоры до вступления в силу изменений, внесенных в Правила N 354 Постановлением N 897, а также ответчик предпринял все необходимые меры для получения запрашиваемой информацией, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2021 года по делу N А60-1580/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1580/2021
Истец: ООО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЧКАЛОВСКИЙ
Ответчик: ООО УК РЭМП УЖСК