г. Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А41-83224/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Мизяк В.П., Семикина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области": Ермошина Е.В. по доверенности N 11-118/2021 от 12.10.21,
от Давлетшина Ильдара Ренатовича: Челюканов Н.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 18.09.2020, зарегистрированной в реестре за N 38/123-н/38-2020-1-1603,
от Красавина Владимира Викторовича: Челюканов Н.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 18.09.2020, зарегистрированной в реестре за N 78/71-н/78-2020-21-324, от Кузнецовой Марии Андреевны: Челюканов Н.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 22.09.2020, зарегистрированной в реестре N 77/519-н/77-2020-10-2957,
от Овчинникова Сергея Михайловича: Челюканов Н.А. по нотариально удостоверенной доверенности от 08.10.21, зарегистрированной в реестре за N 50/115-н/50-2021-3-1998,
от конкурсного управляющего Акционерного Коммерческого Банка "Легион" (акционерное общество) Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": Байдаков И.М. по нотариально удостоверенной доверенности от 03.09.21, зарегистрированной в реестре за N 77/486-н/77-2021-21-735,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" и конкурсного управляющего Акционерного Коммерческого Банка "Легион" (акционерное общество) Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на определение Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2021 года по делу N А41-83224/19, по заявлению унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" о намерении стать приобретателем прав общества с ограниченной ответственностью "Ивакино Парк",
УСТАНОВИЛ:
Унитарная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области" (Фонд защиты прав участников долевого строительства) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просила:
1. Удовлетворить заявление Фонда защиты прав участников долевого строительства о намерении в порядке статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" стать приобретателем прав общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ивакино Парк" на земельный участок с кадастровым номером: 50:10:0020401:133, площадью 9 600 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Ивакино, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащий ООО "Ивакино Парк" на праве аренды, со всеми неотделимыми улучшениями на этом земельном участке, в том числе объектом незавершенного строительства: 9-ти этажный жилой многоквартирный дом, сетями и сооружениями инженерно-технического обеспечения (ID ЕРПО р-41740), а также прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения.
2. Передать Фонду защиты прав участников долевого строительства права требования по подключению (технологическому присоединению) объектов незавершенного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по договорам, заключенным ООО "Ивакино Парк" в отношении передаваемого земельного участка с находящимися на них неотделимыми улучшениями (при наличии таких договоров).
3. Передать Заявителю обязательства ООО "Ивакино Парк" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства в рамках настоящего дела N А41-83224/19, при условии полной оплаты цены договоров, предусматривающих передачу жилых помещений и (или) договоров, предусматривающих передачу машино-места и нежилых помещений, такими участниками, и передать имевшееся у ООО "Ивакино Парк" право требования к участникам строительства, не исполнившим обязательства по договорам долевого участия в полном объеме по исполнению обязательств в оставшейся части (при наличии таковых).
4. Определить соотношение прав ООО "Ивакино Парк" на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, подлежащими передаче Заявителю и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, и установить размер требования Заявителя, подлежащего включению в реестр требований кредиторов ООО "Ивакино Парк" в соответствии с пунктом 4 статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ (т. 1, л.д. 2-10).
Заявление подано на основании статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2021 года заявление было удовлетворено, Фонду защиты прав участников долевого строительства были переданы права на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020401:133, площадью 9 600 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Ивакино, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащие ООО "Ивакино Парк" на праве аренды, со всеми неотделимыми улучшениями на этих земельных участках, в том числе объектами незавершенного строительства: 9-ти этажный жилой многоквартирный дом, сетями и сооружениями инженерно-технического обеспечения, также прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения; Фонду защиты прав участников долевого строительства переданы права требования по подключению (технологическому присоединению) объектов незавершенного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по договорам, заключенным ООО "Ивакино Парк" в отношении передаваемого земельного участка с находящимися на них неотделимыми улучшениями, при их наличии. Фонду защиты прав участников долевого строительства переданы обязательства ООО "Ивакино Парк" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства и права требования к участникам строительства, не исполнившим обязательства по договорам долевого участия в полном объеме, по исполнению обязательств в оставшейся части на день принятия решения о финансировании мероприятий по завершения строительства объекта незавершенного строительства (т. 1, л.д. 61-64).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд защиты прав участников долевого строительства обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда изменить в части, а именно:
1. Исключить из мотивировочной части Определения абзацы 6, 7, 9, 10 на странице 7, абзац 1 на странице 8 следующего содержания:
"Заявление ФОНДА ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН - УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ рассматриваются судом в порядке определенном специальными положениями ст. 201.15-1 Закона о банкротстве, которая не устанавливает зависимость между признанием заявления фонда обоснованным и наличием нерассмотренных требований.",
"Кроме того, суд полагает, что редакция параграфа 7 Главы IX Закона о банкротстве, применяемая при рассмотрении настоящего дела, не устанавливает невозможность получения гражданами удовлетворения своих требований в виде передачи им квартир.
даже если они были включены в реестр требований после вынесения определения о передаче прав и обязанностей застройщика иному лицу, ввиду следующего.",
"Положения п.15 ст.201.4 Закона о банкротстве, устанавливающего период отсечения возможности получить удовлетворение требований путем передачи квартир, в случае включения в реестр до дня принятия Фондом решения о финансировании мероприятий введено Федеральным законом N 151-ФЗ от 27.06.2019 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 151-ФЗ), который вступил в силу в первоначальной своей редакции 02.08.2019 г.",
"При этом в п. 16 ст. 16 Закона N 151 -ФЗ указано, что положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона",
"Таким образом, права иных лиц, чьи требования заявлены, но не рассмотрены, или не заявлены до настоящего времени, на получение жилых помещений при рассмотрении заявления Фонда до включения их в реестр не нарушаются".
2. Абзац 4 резолютивной части Определения изложить в следующей редакции:
"Передать ФОНДУ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН - УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обязательства ООО "ИВАКИНО ПАРК" перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства в рамках настоящего дела N А41-83224/2019, при условии полной или частичной оплаты цены договоров, предусматривающих передачу жилых помещений и (или) договоров, предусматривающих передачу машино-места и нежилых помещений, такими участниками, и передать имевшееся у ООО "Ивакино Парк" право требования к участникам строительства, не исполнившим обязательства по договорам долевого участия в полном объеме, по исполнению обязательств в оставшейся части (при наличии таковых).".
3. Определить размер требований Фонда (приобретателя), подлежащих включению в реестр требований кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве без учета требований участников строительства, которые были включены в реестр требований участников строительства после принятия публично правовой компанией "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства ООО "Ивакино-Парк" - 30.12.2020, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права при его вынесении (т. 1, л.д. 68-71).
Конкурсный управляющий Акционерного Коммерческого Банка "Легион" (акционерное общество) Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (конкурсный управляющий АКБ "Легион" (АО)), также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при его вынесении (т. 2, л.д. 2-11).
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2020 года ООО "Ивакино Парк" было признано банкротом, при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Ивакино Парк" применены правила § 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении ООО "Ивакино Парк" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена Черникова Юлия Викторовна, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
30.12.2020 состоялось заседание Наблюдательного совета Фонда защиты прав участников долевого строительства, на котором в числе прочих было принято решение о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении объектов незавершенного строительства ООО "Ивакино Парк" и предоставлении согласия на совершение сделок, предусматривающих безвозмездную передачу имущества Фонда третьим лицам, на основных условиях согласно Приложениям 40-46 в случае заключения с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации (т. 1, л.д. 26-29).
В соответствии с Приложением 41 к протоколу заседания Наблюдательного совета от 30.12.2020 размер финансовой помощи на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства ООО "Ивакино Парк" определен суммой не более 710 760 319 рублей 47 копеек, а под объектом незавершенного строительства понимается 9-ти этажный жилой многоквартирный дом, сетями и сооружениями инженерно-технического обеспечения (ID ЕРПО р-41740), разрешение на строительство N RU-50-63-1450-2015 от 27.07.15 (т. 1, л.д. 30-34).
Согласно справке о размере финансирования, необходимого для завершения строительства объекта незавершенного строительства, размер финансирования, необходимого для завершения строительства вышеуказанного дома по состоянию на 30.12.2020 составляет 707 312 605 рублей 17 копеек (т. 1, л.д. 35).
Полагая, что права и обязанности застройщика ООО "Ивакино Парк" должны быть переданы ему в соответствии с нормами действующего законодательства, Фонд защиты прав участников долевого строительства обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 201.15.1 и 201.15-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционных жалоб подлежащими отклонению.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем (далее в целях настоящего параграфа - приобретатель). В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
В соответствии с абзацем шестым 6 пункта 1 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве приобретателем может быть Фонд либо Фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, которые приняты по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 9.1. Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников строительства, к Фонду в порядке, установленном ст. ст. 201.15-1, 201.15-2, 201.15-2-1 и 201.15-2-2 Закона о банкротстве, переходят имущество застройщика, включая права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, в том числе необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов строительства, и обязательства перед участниками строительства. Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе за счет денежных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со ст. 13.1 настоящего Федерального закона.
Возможность осуществления Фондом субъекта Российской Федерации урегулирования обязательств застройщика за счет денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.04, в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 закреплена частью 3 статьи 21.1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.04 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Частью 3.1 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 установлено право публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (Фонда) принимать решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 7.1 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве к заявлению о намерении Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие возможность финансирования завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке (сведения о собственных средствах и сведения о размерах финансирования, необходимого для завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке).
В целях подтверждения возможности финансирования Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации вправе представить решение Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, или решение Фонда субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда субъекта Российской Федерации, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве в течение 10 дней с даты поступления арбитражному управляющему заявления о намерении наряду со сведениями, предусмотренными абзацем вторым пункта 2 статьи 201.15 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий представляет в арбитражный суд и лицу, имеющему намерение стать приобретателем и направившему заявление о намерении, следующие сведения:
1) расчет суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди и определяемой в соответствии с пунктом 5 статьи 201.10 Закона о банкротстве на дату направления заявления о намерении в арбитражный суд (в том числе сведения об общем размере соответствующей задолженности, сведения о стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок и сведения о стоимости имущества застройщика, которое остается у него после передачи объекта незавершенного строительства);
2) соотношение стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве если стоимость прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, подлежащий передаче приобретателю, превышает совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, приобретатель обязан перечислить застройщику денежные средства в размере такого превышения.
Если стоимость прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, подлежащий передаче приобретателю, меньше совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, приобретатель получает право требования к застройщику в размере образовавшейся разницы. Указанное право требования приобретателя подлежит включению в реестр требований кредиторов в составе третьей и (или) четвертой очереди кредиторов в соответствии с правилами, установленными статьей 201.9 настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве).
Пунктом 10 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве предусмотрено, что исполнительный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, представляет в арбитражный суд заключение о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем, в течение десяти дней с даты поступления заявления о намерении. При подготовке заключения оценивается возможность передачи земельного участка либо земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика нескольким приобретателям. Порядок и основания принятия исполнительным органом, уполномоченным Правительством РФ, соответствующего заключения определяются Правительством РФ.
Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области был создан 18.05.2020 в соответствии с постановлением Правительства Московской области N 181/9 от 13.04.2020 "О создании Унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области" (т. 1, л.д. 18-25).
По результатам заседания Наблюдательного совета Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства согласно протоколу N НС-29/2020 от 30.12.2020 было принято решение о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17, в отношении объектов незавершенного строительства застройщика-должника ООО "Ивакино Парк", в соответствии с которым Фонд окажет безвозмездную целевую финансовую помощь Фонду Московской области путем передачи в его собственность имущества Фонда, источники формирования которого предусмотрены Федеральным законом N 218-ФЗ от 29.07.17 на основании заключенного с заявителем соответствующего соглашения (т. 1, л.д. 26-34).
Целевое назначение финансовой помощи: финансирование мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 в отношении вышеуказанных объектов. Размер финансовой помощи (до подписания дополнительного соглашения об определении окончательного размера финансовой помощи) составляет 710 760 319 рублей 47 копеек.
В соответствии со справкой Фонда размер финансирования, необходимого для завершения строительства объекта незавершенного строительства ООО "Ивакино Парк", по состоянию на 30.12.2020 составляет 707 312 605 рублей 17 копеек (т. 1, л.д. 35).
Конкурсным управляющим ООО "Ивакино Парк" Черниковой Ю.В. в порядке пункта 8 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве в материалы дела были представлены сведения о размере задолженности Общества перед кредиторами, в соответствии с которыми задолженность по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди, определяемой в соответствии с пунктом 5 статьи 201.10 Закона о банкротстве, составляет 955 905 рублей 60 копеек (т. 1, л.д. 50-54).
Также у должника имеется имущество оценочной стоимостью в 2 880 003 рубля 57 копеек, что является достаточным для целей выполнения условий передачи объектов по правилам статей 201.15, 201.15-1 Закона о банкротстве.
В соответствии с отчетом ИП Даниловой Р.М. об оценке стоимости объекта незавершенного строительства N 492-20 от 08.12.2020, стоимость объекта незавершенного строительства по состоянию на 29.09.2020 составляет 380 000 000 рублей (т. 1, л.д. 55-56), совокупный размер требований участников строительства составляет 799 892 813 рублей 45 копеек, в том числе 125 810 516 рублей 35 копеек неисполненных обязательств участников строительства, следовательно, обязанность по перечислению застройщику денежных средств на основании пункта 3 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве у Фонда Московской области отсутствует.
Поскольку Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Московской области были соблюдены все условия, предусмотренные статьями 201.10, 201.15, 201.15-1 Закона о банкротстве, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы Фонда Московской области о нарушении оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов в связи с неправильным истолкованием Закона о банкротстве подлежит отклонению.
Пунктом 3.1 статьи 201.4 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования участников строительства, возникшие из договоров участия в долевом строительстве, включаются в реестр требований участников строительства конкурсным управляющим самостоятельно на основании информации, размещенной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в единой информационной системе жилищного строительства. При наличии у застройщика документов, подтверждающих факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по таким договорам, конкурсный управляющий вносит в реестр требований участников строительства сведения о размере требования участника строительства.
Конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований участников строительства в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи.
Участник строительства вправе предъявить свое требование, возникшее из договора участия в долевом строительстве, в установленном настоящей статьей порядке или уточнить размер своего требования к застройщику, предъявив конкурсному управляющему соответствующие документы.
В случае, если на день принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", день принятия некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.04 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства или на день проведения собрания участников строительства у застройщика отсутствуют документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком, и участник строительства не представил документы, подтверждающие размер своего требования, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра требований участников строительства. В случае, если указанные документы об оплате не были представлены по уважительным причинам, арбитражный суд восстанавливает опоздавшего на включение в реестр.
Пунктом 15 статьи 201.4 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования участников строительства, включенные в реестр требований участников строительства после дня принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 201.9 настоящего Федерального закона.
Пункты 3.1 и 15 статьи 201.4 Закона о банкротстве введены одновременно подпунктами "в" и "е" пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 151-ФЗ от 27.06.19 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 151-ФЗ от 27.06.19 настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Пунктом 16 статьи 16 Закона N 151-ФЗ от 27.06.19 установлено, что положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве (в редакции настоящего Федерального закона) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Первоначальный текст Закона N 151-ФЗ от 27.06.19 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.06.19, следовательно, первоначальный текст редакции вступил в силу с указанной даты.
02.08.19 вступила в силу следующая редакция Закона N 151-ФЗ от 27.06.19, измененная Федеральным законом N 261-ФЗ от 02.08.19 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Производство по настоящему делу о банкротстве ООО "Ивакино Парк" было возбуждено определением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2019 года.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении заявления Фонда Московской области была применена верная редакция закона N 151-ФЗ от 27.06.19 (с учетом Федерального закона N 261-ФЗ от 02.08.19).
Следует отметить, что целью введения законом N 151-ФЗ вышеуказанных положений является упрощение для граждан - физических лиц, не являющихся профессиональными участниками рынка, процедуры включения в реестр требований участников строительства в целях максимальной защиты их прав.
Механизм введенных законом N 151-ФЗ норм в редакции от 27.06.19 (пункты 3.1 и 15 статьи 201.4 Закона о банкротстве) устанавливает следующую последовательность действий:
конкурсный управляющий, получив из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр) информацию о зарегистрированных договорах долевого участия и физических лицах, их заключивших, включает в реестр требований участников строительства данные требования о передаче жилых помещений, после чего, направляет данные сведения в Фонд для принятия решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ.
В случае, если у застройщика отсутствуют документы, подтверждающие факт полного или частичного исполнения участником строительства своих обязательств по оплате перед застройщиком и участником строительства такие документы не представлены, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра требований участников строительства.
Таким образом, введенные законом N 151-ФЗ от 27.06.19 положения пунктов 3.1 и 15 статьи 201.4 Закона о банкротстве предусматривают иной, более упрощенный порядок формирования реестра требований участников строительства, что в свою очередь, позволяет обеспечить интересы максимального количества граждан-участников строительства на дату принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17.
При этом право граждан-участников строительства на получение жилого помещения, предусмотренного договором участия в долевом строительстве, заключенного с должником-застройщиком, не может быть произвольно поставлено в зависимость как от действий арбитражного управляющего, на которого законом возложена обязанность самостоятельного включения в реестр требований участников строительства всех лиц, заключивших с должником-застройщиком договоры участия в долевом строительстве, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке, так и от действий Фонда, дата принятия решения которого, устанавливает период отсечения возможности получить удовлетворение требований путем передачи квартир, в случае включения в реестр после принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ.
В своей апелляционной жалобе Фонд указывает, что правовое положение участников строительства является равным, независимо от того, когда требования включены в реестр требований участников строительства (до или после принятия решения о финансировании), но в силу установленных Законом о банкротстве условий, дата включения в реестр влияет лишь на способ исполнения обязательств перед участниками строительства (предоставление жилого помещения или получение соответствующего возмещения).
Суд апелляционной инстанции критически относится к приведенной позиции Фонда и обращает внимание, что конкурсным управляющим должника обязанность, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 201.4 Закона о банкротстве, по формированию реестра требований участников строительства на основании сведений, предоставляемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнена не была.
Напротив, из материалов дела следует, что конкурсный управляющий в отношении ряда требований участников строительства направил отказ во включении в реестр требований участников строительства, в результате чего сложилась ситуация, при которой требования таких участников строительства хоть и были заявлены надлежащим образом и в силу положений пункта 3.1. статьи 201.4 Закона о банкротстве подлежали включению в реестр требований участников строительства до принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17, но при этом были признаны обоснованными и включены в реестр требований участников строительства арбитражным судом уже после принятия Фондом соответствующего решения о финансировании, что привело к возникновению для данных участников строительства правовых последствий, предусмотренных пунктом 15 статьи 201.4 Закона о банкротстве.
Фактически указанные участники строительства были лишены возможности получения жилого помещения, предусмотренного договором участия в долевом строительстве, при том что другие участники в аналогичной ситуации были включены конкурсным управляющим в реестр требований участников строительства самостоятельно и, следовательно, право на получение жилого помещения сохранили.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2015 года N 305-ЭС14-1186 по делу N А40-80775/13 сформирован правовой подход, согласно которому при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) должника необходимо исходить из принципов правовой определенности и равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений.
Учитывая обстоятельства неисполнения конкурсным управляющим должника обязанности, предусмотренной пунктом 3.1 статьи 201.4 Закона о банкротстве, а также исходя из общего правового подхода, касающегося реализации прав и законных интересов участников долевого строительства, в том числе, вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации, которой закреплен принцип равенства, означающий, в том числе, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), суд апелляционной инстанции считает возможным в рамках собственных дискреционных полномочий определить состав и размер реестра требований участников строительства.
Данный правовой подход, когда суд при принятии решения действует вопреки соответствующей нормы права в случае наличия обстоятельств недоверия к одной из сторон судебного процесса применен в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 305-ЭС19-26656 и от 26 августа 2020 года N 308-ЭС20-2721.
Более того, положения абзаца 4 пункта 3.1 статьи 201.4 Закона о банкротстве также указывают на возможность восстановления участника строительства, опоздавшего на включение в реестр по уважительным причинам, арбитражным судом, а судебные акты о включении требований участников строительства в реестр, по сути своей выполняют функции судебных актов, принятых по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего об исключении требований из реестра требований участников строительства.
Довод апелляционной жалобы Фонда Московской области о том, что между ним и Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (ППК) было заключено соглашение N ФЗП-28/619-21 от 10.03.21 о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов ООО "Ивакино Парк", в котором определены участники строительства в количестве 211 человек на основании представленного конкурсным управляющим реестра требований участников строительства, перед которыми Фонду надлежит исполнить обязательства по передаче жилых помещений, и именно с учетом данного Соглашения ППК принималось решение о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3.1 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования.
Как установлено в пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации N 1192 от 12.09.19 "Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила), Фонд принимает решение о финансировании на основании:
а) информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
б) документов, полученных Фондом от застройщика в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона;
в) документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в соответствии с пунктом 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсным управляющим;
г) иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 10 Правил принятие Фондом решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, и размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил;
д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат).
В соответствии с п. 10(1) Правил размер финансирования, необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства (V), определяется по формуле:
V = A x S x P / 100,
где:
A - величина готовности объекта, определяемая разницей между 100 процентами и определенной в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил степенью готовности объекта незавершенного строительства, выраженной в процентах (процентов);
S - общая площадь объекта незавершенного строительства согласно разрешению на строительство (кв. м);
P - показатель средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляется возведение объекта незавершенного строительства, на основании проектных деклараций, размещенных застройщиками, осуществляющими строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, в отношении всех не введенных в эксплуатацию предусмотренных проектами строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на 15-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором принимается решение о финансировании. В случае отсутствия в единой информационной системе жилищного строительства таких проектных деклараций применяется показатель средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади по проектным декларациям застройщиков, реализующих проекты строительства на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, размещенным в единой информационной системе жилищного строительства (руб./кв. м).
Пункт 13 Правил предусматривает, что Фонд принимает решение о финансировании завершения строительства в случае, если размер финансирования, необходимого для завершения строительства, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил, не превышает размер предельной суммы выплат.
Из анализа приведенных положений Правил не следует, что размер финансирования, необходимый для завершения строительства находится в зависимости от размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, поскольку рассчитывается по формуле, указанной в пункте 10(1) Правил, которая также не содержит указания на размер реестра участников строительства.
Согласно справке о размере финансирования, необходимого для завершения строительства объекта незавершенного строительства, представленной Фондом с заявлением о намерении, размер финансирования необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства, расположенных по адресу Московская область, г.о. Химки, микрорайон Ивакино (9-ти этажный жилой многоквартирный дом, сети и сооружения инженерно-технического обеспечения), возведение которых не завершено застройщиком ООО "Ивакино Парк" и в отношении которых публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" принято решение о завершении строительства, по состоянию на 30.121.2020 составил 707 312 605 рублей 17 копеек (т. 1, л.д. 35).
Таким образом, размер финансирования, необходимого для завершения строительства был определен до заключения соглашения N ФЗП-28/619-21 от 10.03.21, в связи с чем суд апелляционной инстанции критически относится к доводу заявителя, о том, что по условиям Соглашения о предоставлении финансовой помощи, свободные объекты (помещения) подлежат реализации Фондом в пользу третьих лиц после государственной регистрации перехода прав застройщика-банкрота на основании определения суда, а вырученные средства подлежат возврату публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 12 Устава Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1231 от 07.10.17 "О публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", Фонд создан в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений.
Согласно пункту 17 Устава унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области", утвержденного распоряжением Министерства жилищной политики Московской области N 47/1 от 23.04.2020, предметом деятельности Фонда является реализация мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав граждан-участников строительства (т. 1, л.д. 41-48).
Одной из основных целей включения в законодательство о несостоятельности специальных правил о банкротстве застройщика являлось создание эффективных механизмов, направленных на повышение вероятности исполнения обязательства перед дольщиками со стороны застройщика, в том числе посредством закрепления приоритетной очередности удовлетворения требований граждан - участников строительства.
Положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" основаны на принципах гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства; конечным итогом взаимоотношений участников долевого строительства и застройщика является передача объекта долевого строительства участнику.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.13 N 15510/12, основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов. Применение указанных правил должно быть направлено на достижение данной цели, а не на воспрепятствование ей.
В связи с изложенным апелляционный суд приходит к выводу о том, что все требования граждан - участников строительства, возникшие из договоров участия в долевом строительстве, в отношении которых имеются сведения о государственной регистрации прав в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на дату открытия конкурсного производства в отношении должника, считаются включенными в реестр требований участников строительства с даты введения в отношении должника-застройщика процедуры конкурсного производства - 15 октября 2019 года, и, соответственно, подлежат учету для целей принятия Фондом решения от 03.12.2020 о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ, в отношении объектов незавершенного строительства застройщика-должника.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС21-16308 от 24 сентября 2021 года по делу N А41-65911/19.
Довод апелляционной жалобы конкурсного управляющего АКБ "Легион" (АО) о том, что переданное Фонду имущество ООО "Ивакино Парк" находится в залоге у Банка, который и должен давать согласие на передачу этого имущества, признается апелляционным судом несостоятельным.
В силу пункта 14 статьи 16 Федерального закона N 151-ФЗ от 27.06.19 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика в соответствии со статьей 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, если в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, которые должны быть построены на передаваемом земельном участке, договор с первым участником строительства, предусматривающий передачу жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, в том числе договор участия в долевом строительстве, заключен без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года и применительно к договорам участия в долевом строительстве представлен на государственную регистрацию до 1 июля 2019 года. Передача указанного в настоящей части земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика в соответствии со статьей 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 3, и требований, предусмотренных пунктами 5, 7 и 10 статьи 201.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В настоящем деле не подлежат применению условия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 статьи 201.10 и пункта 2 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве об отсутствии требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, но обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, либо получения согласия ог таких кредиторов, либо перечисление средств на депозитный счет арбитражного суда в размере, достаточном для погашения требований указанных кредиторов и установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 201.14 Закона о банкротстве для целей передачи имущества приобретателю.
В статьях 201.10 - 201.15-2 Закона о банкротстве закреплен правовой механизм замены застройщика. Указанный механизм направлен на урегулирование проблем незавершенного строительства и предоставление дополнительных гарантий защиты прав участников строительства. Замена застройщика преследует цели завершения строительства многоквартирного дома и последующей передачи жилых помещений участникам строительства.
В соответствии с положениями статьи 201.15-1 Закона о банкротстве в рамках процедуры банкротства должника - застройщика предусмотрен способ урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, путем возмездной передачи его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 15510/12, основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов. Применение указанных правил должно быть направлено на достижение данной цели, а не на воспрепятствование ей.
Удовлетворение требований АКБ "Легион" (АО) о внесении на депозитный счет арбитражного суда денежных средств привело бы к недостаточности финансовой помощи на выполнение мероприятий по завершению строительства и восстановлению прав пострадавших граждан.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2021 года по делу N А41-83224/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83224/2019
Должник: Кошелев Андрей Геннадьевич, ООО "ИВАКИНО ПАРК"
Кредитор: Алтунян Аршак Мушегович, АО "Булгар Банк" в лице ГК АСВ, АО АКБ "Легион", Ассоциации СРО "МЦПУ", АССОЦИАЦИЯ "СИБИРСКАЯ ГИЛЬДИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЭГИДА", Бальчугова Екатерина Валериевна, Бальчугова Екатерина Валерьевна, Белова Анастасия Владимировна, Брусничкин Владимир Борисович, Брусничкина Елена Владимировна, Волков Е В, Горбов Алексей Сергеевич, Горских Артем Вадимович, Григорян А П, Давидов Эмиль Исхагович, Давлетшин Ильдар Ренатович, Давыдов Феликс Давыдович, Давыдов Эмиля Исхагович, Егорова Виктория Вячеславовна, Ермоленко Наталья Владимировна, златоустовский городской суд челябинской области, Золотухин Евгений Алексеевич, Исраилов Руслан Якубович, Карташова Екатерина Святославовна, Коваль Борис Андреевич, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Конахин Виталий Викторович, Косарев Виталий Алекандрович, Косарева Мария Владимировна, Красавин Владимир Викторович, Кузнецова Мария Андреевна, Леванкова Любовь Александровна, Лицкевич Александра Олеговна, Макаревич Людмила Ивановна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная ИФНС России N 13 по МО, Мииров Ильхам Гуршумович, Мишиев Зорик Михайлович, Морозов Тимур Викторович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ", Муравьев Сергей Алексеевич, Наволокина Татьяна Анатольевна, Нисанова Нисана Хананяевич, Новолокина Татьяна Анатольевна, НП СОАУ "Сибирская гильдия Антикризисных управляющих", Овчинников Сергей Михайлович, ООО "АУДИТ-СЕРВИС", ООО "Бизнесконсалтменеджмент", ООО "БФ Ратио", ООО "Декстра", ООО "ИВАКИНО ПАРК", ООО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРМИНВЕСТ", ООО "Объединение" "проминвест", ООО "ОМЕГАСТРОЙ", ООО "СИСТЕП", ООО "Финконсальт", ООО "ЦЕНТР АНАЛИЗА РИСКОВ", ООО "ЭКСПЕРТКЛИНСЕРВИС", Папикян Лиана Нерсесовна, Пардилов Руслан Исраилович, Пащук Владимир Трофимович, ППК "Фонд защиты прав граждан- участникв долевого строительства", Рыболовлев Сергей Сергеевич, Сакаев Айрат Ривхатович, Слепов Сергей Викторович, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА", Союз АУ "СРО СС", Струздюмов Арсений Дмитриевич, Тимофеева Наталья Иосифовна, Унитарная некоммерческая организация в организацинно-правовой форме фонда "фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства московской области", Ус Вероника Павловна, Цыганкова Ольга Владимировна, Черникова Юлия Викторовна, Чернышова Елена Александровна, Чернявский Игорь Викторович, Шагибов Юрий Федорович, Шаулова Алекса Вагифовича, Янгель Михаил Валадилеонович
Третье лицо: УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ ФОНДА "ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН-УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19930/2024
06.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22903/2024
28.11.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16883/2024
08.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
25.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19240/2023
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
05.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18222/2023
14.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
24.05.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7314/2023
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
20.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24415/2022
20.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24412/2022
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
01.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24073/2022
25.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24823/2022
11.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23986/2022
19.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
16.12.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21454/2022
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
07.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
12.10.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83224/19
05.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17008/2022
21.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3028/2022
13.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12519/2022
07.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11009/2022
16.11.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19409/2021
01.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12759/2021
03.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13173/2021
13.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11450/2021
08.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7398/2021
08.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7397/2021
04.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7400/2021
04.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7396/2021
20.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7387/2021
20.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7389/2021
22.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83224/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-83224/19