город Воронеж |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А14-6685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис": Турковой Д.В. - представителя по доверенности от 03.08.2020 (сроком до 31.12.2021);
от общества с ограниченной ответственностью "ОЗОН": Латыповой Е.Е. - адвоката, доверенность от 09.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2021 по делу N А14-6685/2021, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЗОН" (ОГРН 1033687000522, ИНН 3602007697) к государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) о взыскании 3 295 933 руб. 50 коп. задолженности по договору N 16Т на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.01.2020 и расходов по оплате государственной пошлины, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОЗОН" (далее - истец, ООО "ОЗОН") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - ответчик, ГУП Воронежской области "Облкоммунсервис") 3 295 933 руб. 50 коп. задолженности по договору N 16Т на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.01.2020 и расходов по оплате государственной пошлины.
Решением от 24.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ГУП Воронежской области "Облкоммунсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что поскольку ООО "Озон" не исполнены обязательства по транспортированию твердых коммунальных отходов до объекта, используемого для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов - ООО "МУП по уборке города", то у ГУП ВО "Облкоммунсервис" отсутствуют правовые основания для оплаты задолженности в размере 3 295 993 руб. 50 коп. по договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов N 16Т от 24.01.2020. Полагает, что Арбитражный суд Воронежской области должен был приостановить производство по данному делу, поскольку в указанном суде также рассматривается исковое заявление ГУП ВО "Облкоммунсервис" об обязании ООО "Озон" исполнить условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (дело N А14-243/2021). Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "Озон" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ на основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 N 219, соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ГУП ВО "Облкоммунсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Богучарского, В.Мамонского, Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского, Воробьевского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Борисоглебского, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.
24.01.2020 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (Региональный оператор) и ООО "Озон" (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов N 16Т (далее - договор), по условиям которого Региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность оказывать услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (зона деятельности - Лискинский межмуниципальный кластер) в количестве (в объеме) от мест их накопления и сбора, которые определены в настоящем договоре до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, передаче их на такие объекты, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п.1.1. договора).
Количество (объем) твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов определяются согласно Приложению N 1 к договору, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области, утвержденной приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 (далее - Территориальная схема обращения с отходами), объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору (п. 1.2. договора).
Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов должны осуществляться с учетом экологического законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 1.4. договора).
Договор заключается на срок по 31.12.2020 года включительно (п.1.4. договора).
Цена договора, сроки и порядок оплаты по договору закреплены в разделе 2 договора.
Стоимость услуг по сбору и транспортированию единицы количества (объема) твердых коммунальных отходов составляет 450 руб. за 1 куб.м., (НДС не облагается).
Расчетным периодом по исполнению услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется исходя из стоимости фактически собранного и транспортированного объема твердых коммунальных отходов за расчетный период, а в местах бестарного сбора - исходя из среднегодового норматива накопления ТКО.
Региональный оператор производит плату за сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов Исполнителю пропорционально фактически полученной от потребителя сумме выручки, приходящейся на услуги по сбору и транспортированию отходов в общей сумме выручке (тарифа) регионального оператора, оказанные в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, в следующие сроки:
- платеж за первый расчетный период производится не позднее 30 дней с даты подписания акта оказанных Исполнителем услуг за первый расчетный период;
- платежи за второй и последующие расчетные периоды осуществляются не позднее 5 дней с момента получения денежных средств от населения, на основании подписанных сторонами актов оказанных услуг за соответствующий расчетный период;
- расчеты за расчетный период производятся с периодичностью не реже, чем четыре раза в течение месяца расчетов.
Обязательства Регионального оператора по оплате оказанных услуг за расчетный период считаются исполненными с момента списания денежных средств с расчетного счета Регионального оператора.
Согласно п. 7.1. договора, В случае нарушения Исполнителем обязательств по настоящему договору Региональный оператор в день обнаружения нарушения в присутствии представителя Исполнителя составляет акт о нарушении Исполнителем обязательств по договору и вручает его представителю Исполнителя. При неявке представителя Исполнителя Региональный оператор составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение одного рабочего дня направляет акт Исполнителю с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Региональным оператором.
В случае несогласия с содержанием акта Исполнитель вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Региональному оператору в течение одного рабочего дня со дня направления Региональным оператором акта.
Договор вступает в силу с 24.01.2020 и действует по 31.03.2020 (п. 10.1. договора).
Между сторонами 16.06.2020 было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов N 16Т от 24.01.2020, в котором стороны договорились о следующем:
Пункт 1.1 договора N 16Т от 24.01.2020 на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов изложить в следующей редакции: "Региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность оказывать услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (зона деятельности - Лискинский межмуниципальный кластер) в количестве (в объеме) от мест их накопления и сбора, которые определены в настоящем договоре до объекта, используемого для временного складирования твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: на расстоянии 6 км. от Сухо-Березовского сельского поселения, на земельном участке с кадастровым номером 36:02:5400024:142, передаче их на такой объект, с последующей транспортировкой до объекта, используемого для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов-ООО "МУП по уборке города", расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, 69, на земельном участке с кадастровым номером 36:14:0013301:14, передаче их на такой объект, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора".
Стороны договорились изложить п. 2.1 договора N 16Т от 24.01.2020 на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в следующей редакции: "Стоимость услуг по сбору и транспортированию единицы количества (объема) твердых коммунальных отходов с 01.01.2020 по 15.06.2020 включительно составляет 450 руб. за 1 куб.м (НДС не облагается), с 16.06.2020 по 31.12.2020 включительно стоимость услуг по сбору и транспортированию единицы количества (объема) твердых коммунальных отходов составляет: 398 руб. 50 коп. за 1 куб.м. (НДС не облагается)".
В рамках указанного договора истцом ответчику в декабре 2020 года были оказаны услуги на сумму 3 295 993 руб. 50 коп. по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, что подтверждается актом N 323 от 31.12.2020, подписанного ответчиком без замечаний в отношении объема и качества выполненных работ.
Истец указывает, что встречное обязательство по оплате оказанных услуг ответчик не исполнил.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием оплатить задолженность.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты оказанных услуг, наличие задолженности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В силу статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ на основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 N 219, соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ГУП ВО "Облкоммунсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Богучарского, В.Мамонского, Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского, Воробьевского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Борисоглебского, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно пункту 8.17 Правил региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Между сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 16Т на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.01.2020.
Факт оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов истцом ответчику в декабре 2020 года на сумму 3 295 993 руб. 50 коп. обосновывается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом N 323 от 31.12.2020, актом сверки взаимных сторон за период 2020 года, счетом-фактурой N 323 от 31.12.2020.
Из акта N 323 от 31.12.2020 усматривается, что истцом ответчику были оказаны услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за декабрь 2020 года на сумму 3 295 993 руб. 50 коп.
Ответчик в свою очередь доказательства оплаты оказанных услуг не представил.
Ответчик своим правом, предусмотренным пунктом 7.1 договора не воспользовался, акт о нарушении Исполнителем обязательств по договору и возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия не составил.
С учетом того, что ответчик не заявил о несогласии с объемом и качеством выполненных работ, акт выполненных работ подписал без возражений, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что истец надлежаще исполнил свои обязательства по договору.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта наличия у ответчика задолженности перед истцом в сумме 3 295 993 руб. 50 коп. за декабрь 2020 года в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.
С учетом результата рассмотрения иска, положений ст. 110 АПК РФ, с ответчика правомерно взыскано 39 480 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Довод заявителя жалобы о том, что Арбитражный суд Воронежской области должен был приостановить производство по данному делу, до рассмотрения дела N А14-243/2021, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствуют сомнения в возможности принятия противоречивых судебных актов, либо о возможной преюдиции дела N А14-243/2021 для настоящего спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2021 по делу N А14-6685/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6685/2021
Истец: ООО "Озон"
Ответчик: ГУП ВО "Облкоммунсервис"