г. Тула |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А62-788/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратеней Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Берит-АвтоГаз" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2021 по делу N А62-788/2021 (судья Печорина В. А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берит-АвтоГаз" (г. Смоленск, ОГРН 1066731112040, ИНН 6729036655) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ОГРН 1106731005260, ИНН 6732000017) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении мер поддержки,
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Берит-АвтоГаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении мер поддержки.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции настаивает на том, что по состоянию на 01.03.2020 года общество занималось именно деятельностью автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41), а не торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 45.3). Более того, деятельность автомобильного грузового транспорта всегда присутствовала в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида. Общество не вносило изменения в реестр в части основного вида деятельности, поскольку нет законодательно установленной обязанности по внесению изменений в сведения по кодам ОКВЭД. Таким образом, деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41) является для общества фактически основной с 2011 года по настоящее время.
От инспекции в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, обществом инспекции подана налоговая отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2 квартал 2020 года, в соответствии с которой обществом самостоятельно исчислены страховые взносы в размере 148 038,87 рубля.
От инспекции поступил ответ от 30.10.2020 N 13-13/040383, в котором указано на отсутствие оснований для мер поддержки, так как по состоянию на 01.03.2020 деятельность предприятия, указанная в ЕГРЮЛ в качестве основной, не включена в перечень отраслей, наиболее пострадавших от действия коронавирусной инфекции, утвержденный Правительством РФ.
Общество, ссылаясь на то обстоятельство, что с 2011 года фактически осуществляет деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41), при этом данный вид деятельности был включен в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности по состоянию на март 2020 года, в июне 2020 указан в качестве основного.
Инспекцией представлен отзыв на заявление, в котором предъявленные требования не признаны со ссылкой на то обстоятельство, что в данном случае налоговый орган не обладает полномочиями по проверке фактически осуществляемого вида деятельности налогоплательщика и мера государственной поддержки предоставляется автоматически (данные налоговой отчетности по страховым взносам обнуляются в программном комплексе) путем сравнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в части кода вида деятельности, указанного в качестве основного по состоянию на 01.03.2020.
По состоянию на 01.03.2020 код основного вида экономической деятельности общества - 45.3 "Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями" (согласно данным Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - л.д.51), следовательно, оснований для внесения общества в перечень налогоплательщиков, которым предоставлена мера поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности уплачивать налоги, авансовые платежи, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года отсутствует. Обществом внесены изменения в ЕГРЮЛ об основном виде деятельности, указан код 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта" 17.06.2020. Вместе с тем внесение таких изменений после 01.03.2020 не предоставляет права на перерасчет налоговых обязательств.
Не согласившись с указанными отказами, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, в связи с тем, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576), предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 Постановление N 576 устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) осуществление деятельности в сфере, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" предусматривает ведение единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержатся сведения о юридическом лице, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пп. "п" п. 1 ст. 5).
Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Регулируя вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, Закон N 209-ФЗ в ч. 1 ст. 14 устанавливает основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
В силу ч. 2 данной статьи при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434) (с учетом изменений и дополнений), в частности, в Перечне указана отрасль деятельности 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам".
Как указано в разделе 4 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Постановление N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Таким образом, инспекция в соответствии с положениями Правил, не вправе осуществлять какие-либо иные формы определения получателя субсидии, не предусмотренные п. 3, в том числе формы налогового контроля.
Отклоняя довод общества, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что по состоянию на 01.03.2020 года общество занималось именно деятельностью автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41), а не торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 45.3), суд первой инстанции верно указал на то, что обществом внесены изменения об основном виде деятельности 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта только 17.06.2020.
Заявленный обществом в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ОКВЭД (45.3) по состоянию на 01.03.2020, не поименован в перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, обществом не соблюдены условия предусмотренные cт. 2, 3 Федерального закона от 8 июня 2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", п. 2 Постановления N 409 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года основного кода ОКВЭД, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением N 434, в связи с чем, у заявителя отсутствует право освобождения от уплаты налогов (авансовых платежей) и применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 0,0 % в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года.
Относительно довода общества, также продублированного в жалобе, о том, что за весь период своей деятельности оно отчитывается по основному виду деятельности по ОКВЭД 49.41, суд справедливо отметил следующее.
На основании ст. 5 Закона N 129-ФЗ и п. 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@, юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагают заниматься, и представляют сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юридического лица.
Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. Заявленные при регистрации виды деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. При этом порядком заполнения деклараций (расчетов) не установлена обязанность указания конкретного кода ОКВЭД (основного или дополнительного), по которому фактически осуществляется деятельность, поскольку данный показатель не оказывает влияния на расчет сумм налога (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджет.
Согласно введению к ОК029-2014 ОКВЭД присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на то, что инспекцией правомерно направлено в адрес общества сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 30.10.2020, предусмотренный постановлением N 576, поскольку указанный обществом вид деятельности на момент 01.03.2020 не включен в Перечень, ввиду чего правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения получателя субсидии используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРИП и в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Из этого следует, что субсидии предоставляются субъектам экономической деятельности, у которых в качестве основного вида осуществляемой деятельности в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 указаны непосредственно группа - 45.32 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями", а также подгруппы - 45.32.1 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в специализированных магазинах", 45.32.2 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями прочая" и виды - 45.32.21 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями через информационно-коммуникационную сеть Интернет", 45.32.22 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями по почтовым заказам", 45.32.29 "Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями прочая, не включенная в другие группировки".
При этом равнозначная по ОКВЭД 2 группа - 45.31 "Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями" и вышестоящие в ОКВЭД 2 группировки, такие как подкласс 45.3 "Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями" не включены в Перечень.
На основании изложенного, суд области пришел к верному выводу о том, что общество с основным видом деятельности с кодом 45.3 "Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями" не вправе претендовать на получение мер государственной поддержки, ввиду отсутствия указанного вида в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичные правовые подходы сформированы и в судебной практике по делам N А23-8662/2020, А51-15568/2020.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2021 по делу N А62-788/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-788/2021
Истец: ООО "БЕРИТ-АВТОГАЗ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ГОРОДУ СМОЛЕНСКУ