г. Киров |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А29-2420/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Рожковой М.А., действующей на основании доверенности от 09.11.2021,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А29-2420/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (ОГРН 1021100519263, ИНН 1101487047)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ОГРН 1021100514951, ИНН 1101481197)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Промтехснабинструмент" (ОГРН 1076319012483, ИНН 6319689403), общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "Комета" (ОГРН 1169658031641, ИНН 6671037480)
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (далее - заявитель, ГБУЗ РК "СГП N 3", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 19.02.2021 N 04-02/1284 и выданного на его основе предписания от 19.02.2021 N 04-02/1285.
Общество с ограниченной ответственностью "Промтехснабинструмент" (далее - ООО "Промтехснабинструмент") привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ РК "СГП N 3" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для отмены оспариваемого судебного акта, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд определением от 29.09.2021 перешел к судебному разбирательству по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "Комета" (далее - ООО "ПКФ "Комета"). Судебное заседание назначено на 16.11.2021 в 13 ч. 00 мин.
УФАС представило отзыв на заявление ГБУЗ РК "СГП N 3".
Третьи лица отзывы на заявление Учреждения не представили.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. Заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, 12.02.2021 в УФАС поступила жалоба ООО "Промтехснабинструмент" на действия аукционной комиссии Учреждения при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка пробирок вакуумных" (т.1 л.д.93-94).
В ходе рассмотрения указанной жалобы комиссией УФАС установлено, что 28.01.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещены извещение N 0307300001721000009 о проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных для нужд "ГБУЗ РК "СГП N 3" и документация об электронном аукционе (т.1 л.д.99-115). Начальная (максимальная) цена контракта составила 997 020 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2021 N 0307300001721000009-1 на участие в закупке было подано 14 заявок, 10 участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в том числе ООО "Промтехснабинструмент" (номер заявки - 5) (т.1 л.д.95-97).
Основанием для отказа Обществу в допуске к участию в закупке послужило несоответствие представленных показателей пунктам 1, 2, 3 Технического задания (пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).
По итогам рассмотрения жалобы ООО "Промтехснабинструмент" и проведения внеплановой проверки 19.02.2021 комиссия УФАС приняла решение N 04-02/1284 о признании жалобы Общества обоснованной (пункт 1) (т.1 л.д.41-44). В действиях аукционной комиссии заказчика по отклонению первой части заявки Общества установлено нарушение требований частей 4, 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (пункт 2).
На основании пункта 3 данного решения в адрес аукционной комиссии выдано предписание от 19.02.2021 N 04-02/1285, которым указано устранить допущенные нарушения Закона N 44-ФЗ посредством отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2021 N030730000172000009-1, протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.02.2021 N0307300001721000009-3 (т.1 л.д.45).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Исследовав материалы дела, письменные позиции лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в предпринимательской сфере деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых относится электронный аукцион (части 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано положениями статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкция по ее заполнению (пункты 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. А при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе также должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (подпункт б).
В силу части 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе (часть 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что причиной отказа ООО "Промтехснабинструмент" в допуске к участию в закупке послужила констатация аукционной комиссией заказчика факта несоответствия представленных участником закупки показателей пунктам 1, 2 и 3 Технического задания.
Заказчик при описании объекта закупки в Техническом задании установил следующие требования (т.1 л.д.109-110):
по позиции 1: пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД с активатором свертывания: количество в упаковке - неважно. Общее количество 85 000 штук;
по позиции 2: пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД с натрия цитратом: количество в упаковке - 100. Общее количество 9 000 штук;
двойной отрывной цифровой код для идентификации проба/пациент: не менее 2 шт.;
по позиции 3: пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД с К3ЭДТА: количество в упаковке - неважно. Общее количество 60 000 штук.
В пункте 27 Информационной карты аукционной документации заказчик указал, что первая часть заявки должна содержать, в том числе информацию о конкретных показателях товара (наименование, товара, характеристики товара), соответствующих значениям, установленным настоящей документацией (характеристики товара в разделе III документации).
В порядке оформления первой части заявок в части указания показателей товара заказчиком определено:
по всем показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки, т.е. с применением предлогов от
,
до
,
не более
,
не менее
,
, слова, заключенные в скобки изменению не подлежат, в случае перечисления нескольких характеристик через запятую указываются все из перечисленных.
ООО "Промтехснабинструмент" в первой части заявки на участие в электронном аукционе по позициям 1, 2 и 3 Технического задания указало количество пробирок в упаковке - 100, предложило в позиции 2 двойной отрывной цифровой код для идентификации проба/пациент - 2 шт. (т.1 л.д.135).
Учитывая положения аукционной документации и пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ об указании в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации, в совокупности с определенными заказчиком характеристиками товара апелляционный суд признает, что предложение конкретных значений не могло быть основанием для отклонения заявки Общества.
Указанные участником закупки в первой части заявки конкретные показатели спорных товаров не выходят за пределы установленных заказчиком критериев (неважно
,
,
не менее 2 шт.
), не противоречат им и в целом соответствуют требованиям Закона
44-ФЗ.
Доводы Учреждения о том, что в рассматриваемой ситуации участники закупки обязаны были при подаче первой части заявки дословно воспроизвести аукционное задание, судом рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
Как отмечалось выше, Закон N 44-ФЗ, как и пункт 27 Информационной карты аукционной документации, требует от участника закупки указывать в первых частях заявок конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Очевидно, что указание на параметр неважно
либо знак меньше или равно (
) не является конкретным показателем.
Устанавливая подобные параметры показателей в отношении закупаемых товаров, заказчик, по сути, признает, что наполнение вторичной (групповой) упаковки не имеет для него определяющего значения. В такой ситуации участник закупки вправе предложить любое значение показателей при условии, что оно не противоречит (соответствует) аукционной документации, что и имело место в настоящем деле.
В этой связи суд апелляционной инстанции признает несостоятельной ссылку заявителя на то, что включение в договор конкретного значения по показателю "количество в упаковке" будет противоречить информации, размещаемой в реестре контрактов.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084, в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта, в том числе информация о количестве поставленного товара, о единице измерения поставленного товара.
В рассматриваемом случае согласно Техническому заданию количество закупаемого товара (единица измерения - шт.) по позиции 1 составляло 85 000 шт., по позиции 2 - 9 000 шт., по позиции 3 - 60 000 шт., т.е. заказчику требовалось конкретное количество пробирок, а не их упаковок.
При таких обстоятельствах аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала третьему лицу (участник закупки под порядковым номером 5) в допуске к участию в спорном аукционе. Вывод УФАС о наличии в действиях аукционной комиссии по отклонению первой части заявки ООО "Промтехснабинструмент" нарушения частей 4, 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя об обратном, в том числе со ссылкой на правоприменительную практику, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления Учреждения о признании недействительными решения и предписания УФАС от 19.02.2021 следует отказать.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловное основание для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражные суды заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 3 000 рублей, а при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории - 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в их удовлетворении относятся на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Учреждение представило платежное поручение от 13.08.2021 N 807355 об уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей. В этой связи на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 266, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2021 по делу N А29-2420/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19.02.2021 N 04-02/1284 и предписания от 19.02.2021 N 04-02/1285 отказать.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (ОГРН 1021100519263, ИНН 1101487047) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.08.2021 N 807355.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2420/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская Городская Поликлиника N 3"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: ООО "ПКФ "Комета", ООО "Промтехснабинструмент"