г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А21-12974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Ажигов Е.Р. по доверенности от 28.02.2019
от заинтересованного лица: Глущенко А.В. по доверенности от 19.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31642/2021) ООО "Клестер Систем" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2021 по делу N А21-12974/2020, принятое
по заявлению ООО "Клестер Систем"
к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
о признании незаконными акта проверки, уведомления о возврате субсидии
по встречному иску
о взыскании с ООО "Клестер Систем" выплаченной субсидии в размере 1 846 297 руб., штрафных санкций в размере 515 132,25 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клестер Систем" (ОГРН: 1123926065350, адрес: 236029, г. Калининград, ул. Б.Окружная, д. 16; далее - ООО "Клестер Систем", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области (ОГРН: 1053900177737, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, 1; далее - Минэкономразвития, ответчик) о признании незаконными акта проверки соблюдения Обществом целей и условий предоставления субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий N 3 от 30.09.2020, уведомления о возврате субсидии от 22.10.2020 N 12464-ДК.
Минэкономразвития заявило встречные исковые требования, уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с ООО "Клестер Систем" выплаченной субсидии в размере 1 846 297 руб., штрафных санкций в размере 515 132,25 руб.
Решением от 10.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении требований ООО "Клестер Систем" о признании незаконным уведомления о возврате субсидии от 22.10.2020 N 12464-ДК отказал, в части требований ООО "Клестер Систем" о признании незаконным акта проверки N 3 от 30.09.2020 производство по делу прекратил; встречный иск Минэкономразвития удовлетворил, взыскав с ООО "Клестер Систем" субсидию в размере 1 846 297 руб., штрафные санкции в размере 515 132,25 руб.; взыскал с ООО "Клестер Систем" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 31807,15 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Клестер Систем" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Клестер Систем" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.12.2017 между ООО "Клестер Систем" и Минэкономразвития заключено Соглашение N 2 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий. Данное соглашение заключено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Законом Калининградской области N 25 от 19.12.2016 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон КО N 25), постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2014 N 144 "О государственной программе Калининградской области "Развитие промышленности и предпринимательства" (далее - Постановление N 144), Постановлением Правительства Калининградской области N 546 от 20.10.2017 "Об установлении порядка предоставления субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий и порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий" (далее - Порядок предоставления субсидии).
Денежные средства по указанному Соглашению получены истцом 20.12.2017.
В соответствии с п.1.1. Соглашения субсидия предоставлялась на возмещение затрат по приобретению оборудования для производства пенополистирола. Указанное оборудование приобретено истцом.
Согласно п.3.1.4 Соглашения субсидия предоставлялась при выполнении получателем субсидии ряда условий, среди которых обеспечение в течение 3-х лет с даты получения субсидии достижения следующих показателей результативности:
п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
Количество созданных новых высокопроизводительных рабочих мест (не менее 10 рабочих мест) |
единиц |
4 |
3 |
3 |
2 |
Объем отгруженной продукции |
тыс. рублей |
135 000 |
150 000 |
160 000 |
Пунктом 5.4.3 Соглашения выполнение выше указанных показателей возлагается на Получателя субсидии.
Кроме того, на основании п.5.4.5 Соглашения получатель субсидии обязался обеспечить сохранение фактического уровня средней заработной платы работников Получателя не ниже 75 % от уровня средней заработной платы в Калининградской области, рассчитываемого на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области по состоянию на последнюю отчетную дату, формируемых в соответствии с позицией 1.30.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, в течение 3 лет с даты получения субсидии.
Пункт 5.4.4 Соглашения предусматривал обязанность Получателя субсидий предоставлять Министерству один раз в полгода в течение 3-х лет с даты получения субсидии до 5-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием отчет об осуществлении производственной деятельности по форме, утвержденной Министерством.
В сентябре 2020 года Министерством проведена проверка Общества на предмет соблюдения целей и условий предоставления субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий.
По результатам проверки 30.09.2020 Министерством составлен Акт N 3, которым зафиксировано, что Общество не выполнило условия п.5.4 Соглашения, а именно:
- не обеспечило достижение значений показателя результативности по объему отгруженной продукции;
- не обеспечило сохранение фактического уровня средней заработной платы работников.
22.10.2020 Министерством на основании Акта N 3 от 30.09.2020 вынесено Уведомление о возврате субсидии исх. N 12464-ДК, в котором указано, что истцом нарушены п.п. 5.4.3, 5.4.5 Соглашения.
Не согласившись с актом проверки и уведомлением о возврате субсидии, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных акта и уведомления. В свою очередь Министерство обратилось к истцу со встречными требованиями о взыскании выплаченной по Соглашению субсидии в размере 1 846 297 руб. и штрафных санкций в размере 515 132,25 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, в связи с чем в признании незаконным уведомления о возврате субсидии отказал, в части требований о признании незаконным акта проверки производство по делу прекратил. Вместе с тем, признав встречные исковые требования обоснованными, заявление Министерства удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление Обществу средств субсидии на возмещение затрат по приобретению оборудования для производства пенополистирола осуществлялось Министерством в соответствии с Законом КО N 25, Постановлением N 144, Порядком предоставления субсидии.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств.
В силу пункта 37 Порядка предоставления субсидий, действовавшим в период спорных правоотношений, показателями результативности являются:
1) прирост объема отгруженной промышленной продукции в стоимостном выражении в течение 3-х лет с даты получения субсидии;
2) создание в течение 3-х лет новых рабочих мест.
Согласно пп. 5.4.3 пункта 5.4 Соглашения Общество взяло на себя обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных пп. 3.1.4 Соглашения.
На основании отчета о финансовых результатах, входящего в состав бухгалтерской (финансовой отчетности) за 2019 год, январь-июнь 2020 года, а также сальдовых ведомостей по счету 90 за 2018 и 2019 год, 1 полугодие 2020 года, отчета об осуществлении производственной деятельности, представленных ООО "Клестер Систем" в Министерство, процент достижения рассматриваемого показателя результативности предоставления субсидии в 2018 году составил 100 %, а в 2019 году-83 %.
Фактический объем отгруженной Получателем субсидии промышленной продукции к объему, установленному Соглашением о предоставлении субсидии, составил: за 2018 год - 27 % (37039 тыс.руб.), за 2019 год - 83 % (124141 тыс.руб.).
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что им в полной мере подтверждено выполнение условий Соглашения по объему отгруженной продукции.
По утверждению Общества, за 2018 год ООО "Клестер Систем" произвел и отгрузил продукции с учетом давальческого сырья на общую сумму 138 117 тыс.руб., из которых 37 039 тыс.руб. продукции из собственного сырья, и на 101 078 тыс.руб. продукции для ООО "Синомастер" и ООО "Фирма Стройбалт"; за 2019 год ООО "Клестер Систем" произвел и отгрузил продукции с учетом давальческого сырья на общую сумму 150 342 тыс.руб., из которых 124 141 тыс.руб. продукции из собственного сырья, и на 26 201 тыс.руб. продукции для ООО "Синомастер".
Таким образом, по мнению заявителя, Обществом в полной мере выполнены условия по объему отгруженной продукции.
Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
В силу пункта 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, давальческие материалы - это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.
Исходя из данного определения содержанием договора переработки давальческого сырья является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, т.е. когда одна сторона (переработчик) обязуется изготовить из сырья, принадлежащего другой стороне (давальцу), продукцию в количестве и по характеристикам в соответствии с указанным договором, а последняя обязуется оплатить услуги по переработке.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отличительным признаком договора на переработку давальческого сырья является то, что переработчик не приобретает сырье у давальца и, соответственно, не оплачивает его, а получает для дальнейшей переработки. При этом собственником переданного сырья остается давалец. Кроме того, переработчик не реализует произведенную из этого сырья готовую продукцию, а передает ее заказчику-давальцу.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что показатель результативности предоставления субсидии - объем отгруженной промышленной продукции, Обществом не достигнут.
При этом ООО "Клестер Систем" в нарушение пп. 5.4.7 Соглашения не информировало Министерство об обстоятельствах, которые ставят под угрозу исполнение обязательств или повлияли на исполнение обязательств по Соглашению.
В соответствии с обязательством Получателя субсидии, представленного в Министерство на основании подпункта 4 пункта 27 Порядка предоставления субсидий, пп. 5.4.5 пункта 5.4 Соглашения ООО "Клестер Систем" обязано в течение 3 лет с даты получения субсидии обеспечить сохранение фактического уровня средней заработной платы работников не ниже 75 % от уровня средней заработной платы в Калининградской области.
Сведения об уровне средней заработной платы в Калининградской области общедоступны и опубликованы в актуальном состоянии на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries.
По данным Общества, представленным в ходе Проверки в форме Информации о среднем уровне заработной платы за период с 01.01.2018 -30.06.2020, фактический уровень средней заработной платы работников (по сравнению с уровнем средней заработной платы в Калининградской области) составил: за 2018 год - 74,1 % (24724 рубля), за 2019 год - 78,9 % (28120 рублей).
В целях проверки достоверности данной информации Министерство направило соответствующий запрос от 28.08.2020 N 10226-ДК в налоговый орган.
Из содержания ответа Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 04.09.2020 N 19-07/22774@ усматривается, что средний уровень заработной платы в Калининградской области (по данным статистики) за 2018 год составил 33 385 руб., за 2019 - 35 637 руб.
При этом из анализа данных, содержащихся в представленных Обществом сведениях о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ за 2018-2019 годы, уровень средней заработной платы работников Общества по сравнению с уровнем средней заработной платы в Калининградской области по итогам 2018 года составил 24 156 руб., что составило 72%, по итогам 2019 года - 24 870 руб., что составило 70%.
С целью проверки доводов заявителя о неверном исчислении среднего уровня заработной платы, который установлен штатным расписанием ООО "Клестер Систем" в размере не ниже 75 % от уровня средней заработной платы в Калининградской области, судом первой инстанции запрашивалась информация в УФНС по Калининградской области, а также Калининградросстат (т.6 л.д.50, 51).
Согласно полученной из УФНС по Калининградской области (том 8 л.д.130) Обществом за 2018 год представлены справки по форме 2-НДФЛ в отношении 24 физических лиц, за 2019 год в отношении 25 физических лиц.
Расчет среднемесячного заработка произведен на основании указанных справок по кодам дохода 2000, 2001, 2002, 2012, 2013, 2530 исходя из общей суммы выплаченного налоговым агентом дохода, деленной на общее количество месяцев, в котором выплачивался доход физическому лицу за налоговый период - год, за полугодие - на основании расчета формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы исчисленного налоговым агентом дохода, деленной на количество физических лиц получателей дохода и количество месяцев, в которых исчислен доход.
По итогам представленных Обществом сведений о доходах физических лиц по форме 2 НДФЛ, размер среднемесячной заработной платы в 2018 году составил 24 156 рублей, в 2019 году - 24870 рублей; по форме 6-НДФЛ за полугодие 2018 года - 21037 рублей, за полугодие 2019 года- 22321 рубль.
Согласно данным Калининградросстата (том 8 л.д.131-133) среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций по Калининградской области за 2018 год составила - 33 385,0 рублей (75% -25038,75 рублей), за первое полугодие 2019 года - 33236,1 рубль, за 2019 год - 35637,1 рубль (75%-26727,82 рубля).
Довод заявителя о том, что при расчете средней заработной платы Обществом за основу взята Экспресс-информация от 15.02.2019 N 22, от 20.02.2020 N 25 (том 9 л.д.11-14), обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку размещенные там статистические данные за 2018 год (75% от 32634 - 24475,5 рублей), за 2019 года (75% от 34357,2 - 25767,9 рублей) также превышают показатели среднемесячной заработной платы, выплаченной работникам ООО "Клестер Систем".
При этом довод апелляционной жалобы о том, что средняя фактическая заработная плата сотрудников Общества значительно выше средней по региону, опровергается данными представленными по запросу налоговым органом.
Пунктом 7.1 Соглашения установлено, что в случае выявления Министерством нарушения Соглашения, нецелевого использования субсидии, невыполнения получателем субсидии обязательств, указанных в п.5.4, Министерство письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной субсидии.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности направленного в адрес Общества уведомления о возврате субсидии от 22.10.2020 N 12464-ДК.
Пунктом 42 Порядка предоставления субсидии и подпунктом 5.4.10 пункта 5.4 Соглашения установлено, что в отношении Получателя субсидии подлежат применению штрафные санкции в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от суммы субсидии, подлежащей возврату, за каждый день использования бюджетных средств с даты их получения Получателем субсидии до дня поступления денежных средств в областной бюджет.
Расчет штрафных санкций проверен судами первой и апелляционной инстанциями и признан обоснованным и арифметически верным.
При изложенных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об обязанности Общества возвратить полученную субсидию, а также выплатить штрафную санкцию, начисленную на сумму субсидии.
В части оспаривания акта проверки N 3 от 30.09.2020 производство по делу судом первой инстанции прекращено. В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная по апелляционной жалобе государственная пошлина в размере 14 404 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 августа 2021 года по делу N А21-12974/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клестер Систем" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Клестер Систем" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 14 404 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12974/2020
Истец: ООО "Клестер Систем"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ