г. Владивосток |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А24-3542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-7093/2021
на решение от 20.09.2021
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-3542/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. ПетропавловскаКамчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, временный управляющий Чернеев В.И
о взыскании 786 156,16 руб.,
при участии: лица, участвующие в деле не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец, адрес: 683001, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", ответчик, адрес: 683017, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 29) о взыскании 786 156,16 руб., из которых 780 580,16 руб. долга по оплате коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения, потребленного в мае 2021 года в целях содержания общего имущества жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, и 5 576 руб. неустойки в виде пеней за просрочку оплаты с 20.06.2021 по 31.07.2021 с указанием на взыскание пеней по день фактической оплаты долга.
Определением от 02.08.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен административный управляющий ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" Чернеев Вадим Игоревич.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.09.2021 исковые требования удовлетворены частично, в пользу ПАО "Камчатскэнерго" взыскано 314 286,02 руб. долга, 2 293,01 руб. пеней, 7540,00 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 324 119,03 руб. Определено производить взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" пеней на 314 286,02 руб. долга с 01.08.2021 по 18.08.2021 исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки; с 19.08.2021 по 17.09.2021 исходя из 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки; начиная с 18.09.2021 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, действующей на день фактической оплаты. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на незаконный отказ суда в иске в части суммы 466 294,14 руб. в отношении ряда жилых помещений, по которым истец выставляет нулевой показатель и по которым объемы поставленного ресурса должны быть выставлены исходя из нормативов, а также в связи с отсутствием системы горячего водоснабжения. Указывает, что установление самого факта осуществления теплоснабжения, технологически подключенного к открытой системе теплоснабжения, предполагает наличие возможности для отбора горячей воды (теплоносителя) из централизованных тепловых систем теплоснабжающей организации, при этом истец в спорный период осуществлял поставку коммунального ресурса в виде горячей воды в целях содержания общего имущества спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. Обращает внимание апелляционного суда на то, что в спорных домах, находящихся в управлении ответчика, согласно сведениям информационного ресурса Реформа ЖКХ, имеется открытая система теплоснабжения с отбором ГВС из тепловой сети. Также поясняет, что ряд жилых помещений являются незаселенными, в связи с чем требования по оплате за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилых помещений не предъявляются.
От ООО "УЖКХ" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, ответчик указывает на верное установление судом всех обстоятельств дела и безосновательность доводов апеллянта.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ПАО "Камчатскэнерго" в исковой период осуществляло поставку тепловой энергии в находящиеся в управлении ООО "УЖКХ" МКД в целях содержания общего имущества.
На оплату поставленной в мае 2021 года тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры на сумму 780 580,16 руб., которые ответчиком не оплачены.
Расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета (разница данных общедомовых приборов учета и индивидуального потребления граждан (по индивидуальным приборам учета и индивидуальным расходам по нормативу потребления), так и по нормативу в отношении тех домов, которые не оборудованы средствами измерения.
Ссылаясь на отсутствие оплаты ответчиком потребленного в спорном периоде коммунального ресурса, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 10.10.2019 по делу N А24-7511/2019 к производству принято заявление о признании ответчика несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 в отношении ответчика введена процедура финансового оздоровления сроком на два года. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 административным управляющим должника утвержден Чернеев В.И. Предметом настоящих требований является задолженность по оплате тепловой энергии за период, который истек после возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве. Данные требования являются текущими, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Отношения по поставке горячей воды в целях содержания МКД регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, произвольное изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и произвольный отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
Частью 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 539 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пунктов 21, 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) ответчик обладает статусом как исполнителя коммунальных услуг (теплоснабжение), потребляемого на ОДН, так и абонента (потребителя) в отношениях по теплоснабжению на ОДН.
Таким образом, ответчик как лицо, выступающее исполнителем коммунальных услуг, является обязанным лицом по оплате тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества спорных МКД.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к данным Правилам.
Рассматривая разногласия сторон относительно поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: по пр. 50 лет Октября, д. 18, д. 28, д. 5/2, д. 9/1, д. 9/2, д. 9/6, д. 15/2; пер. Ботанический, д. 7; ул. Владивостокская, д. 7, д. 31; ул. Заводская, д. 18; ул. Зеркальная, д. 52, д. 56; ул. Индустриальная, д. 11, д. 19; ул. Капитана Беляева, д. 2, д. 3, д. 11; ул. Капитана Драбкина, д. 10; ул. Кирдищева, д. 4, д. 11; ул. Ключевская, д. 20, д. 23, д. 23А, д. 25, д. 37, д. 5; ул. Комсомольская, д. 6; ул. Красноармейская, д. 18; ул. Курильская, д. 20; ул. Ленинградская, д. 74; ул. Ленинская, д. 32; ул. Лермонтова, д. 10А, д. 18; ул. Максутова, д. 38А; ул. Морская, д. 21, д. 25, д. 27; ул. Набережная, д. 20; ул. Николаевой-Терешковой, д. 7; ул. Океанская, д. 54Б; ул. Олега Кошевого, д. 10/2; ул. Пограничная, д. 26; ул. Рябиковская, д. 35Б, д. 37, д. 57А, д. 60, д. 81/4, д. 91; ул. Советская, д. 16; ул. Солнечная, д. 19/1; ул. Тельмана, д. 2Б; ул. Тургенева, д. 14; ул. Школьная, д. 8; ул. Штурмана Елагина, д. 13, д. 21; ул. 2-я Шевченко, д. 9; ул. Автомобилистов, д. 10, д. 45/2; ул. Арсеньева, д. 4А; ул. Бийская, д. 7; ул. Бохняка, д. 1; ул. Войцешека, д. 9А; ул. Горького, д. 15; Елизовское шоссе, д. 26; ул. Крылова, д. 3; пр. Победы, д. 81; ул. Фестивальная, д. 30, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
В силу пунктов 21, 21 (1) Правил N 124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, определяющий виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Как следует из пункта "л" пункта 11 Правил N 491, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме осуществляется при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Из приведенных норм следует, что возможность взимания платы за потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме коммунальные ресурсы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома, а отсутствие конструктивной и технической возможности потребления определенного вида коммунальных ресурсов в многоквартирном доме исключает взимание платы за такую услугу (ресурс).
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
К последнему способу относится и горячее водоснабжение путем отбора теплоносителя из внутридомовой системы теплоснабжения (отопления).
В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома. Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления (из радиаторов отопления) не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи доводы апеллянта об обратном являются ошибочными, поскольку фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 354 и N 124 и исключает возможность признания такой коммунальной услуги оказанной и подлежащей оплате. Данный вывод согласуется с правовой позицией, приведенной в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2020 N Ф03-3776/2020.
Ответчиком в материалы дела представлены технические паспорта, согласно которым в многоквартирных домах по пр. 50 лет Октября, д. 28, д. 5/2, д. 9/1, д. 9/2, д. 9/6, д. 15/2; пер. Ботанический, д. 7; ул. Владивостокская, д. 31; ул. Индустриальная, д. 11; ул. Капитана Беляева, д. 2, д. 3; ул. Капитана Драбкина, д. 10; ул. Кирдищева, д. 4, д. 11; ул. Ключевская, д. 20, д. 23, д. 23А, д. 25, д. 37, д. 5; ул. Красноармейская, д. 18; ул. Курильская, д. 20; ул. Ленинская, д. 32; ул. Морская, д. 27; ул. Набережная, д. 20; ул. Рябиковская, д. 35Б, д. 37, д. 57А, д. 60, д. 81/4, д. 91; ул. Советская, д. 16; ул. Тельмана, д. 2Б; ул. Автомобилистов, д. 45/2; ул. Арсеньева, д. 4А; ул. Бийская, д. 7; ул. Войцешека, д. 9А; ул. Горького, д. 15; Елизовское шоссе, д. 26; пр. Победы, д. 81 система горячего водоснабжения отсутствует, горячее водоснабжение осуществляется посредством использования дровяных и газовых колонок.
Как установлено судом из представленных ответчиком в материалы дела актов обследования внутридомовых инженерных систем и сетей теплоснабжения в отношении всего перечня спорных МКД от 27.05.2021, 28.05.2021, 01.06.2021, 02.06.2021, 03.06.2021, 04.06.20231, 07.06.2021, 08.06.2021, 09.06.2021, 15.06.2021, 17.06.2021, 18.06.2021 подача коммунального ресурса "отопление" в многоквартирные жилые дома осуществляется по двухтрубной системе централизованного теплоснабжения; система горячего водоснабжения отсутствует; отбор горячей воды в жилых помещениях может осуществляться из радиаторов отопления или стояков, присоединенных к трубопроводам отопления.
Также в дело представлены заявления граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах по ул. Войцешека, д. 9А, ул. Горького, д. 15, ул. Автомобилистов, д. 45/2 об отсутствии горячего водоснабжения (отсутствии водоразбора).
Согласно акту от 28.08.2021 обследования на предмет наличия отбора воды из системы отопления в квартире N 30 д. 9 по ул. 2-я Шевченко в указанной квартире отсутствуют отводы, врезки, водоразборные краны, разбор воды из системы центрального отопления не осуществляется. Установлен электротитан.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлено техническое заключение N 02-П-174-21-ТЗ, составленное ООО "ПетроПроект" с целью установления факта наличия (отсутствия) системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах с открытой (двухтрубной) системой теплоснабжения, а также установления при наличии системы горячего водоснабжения факта наличия (отсутствия) отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводам; установления факта наличия/отсутствия возможности получения управляющей организацией от ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса "горячая вода" в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в г. Петропавловске-Камчатском по управлением ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", согласно которому во всех многоквартирных жилых домах отсутствует система горячего водоснабжения (подача горячей воды в дом по центральным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям не осуществляется). Отсутствуют элементы системы горячего водоснабжения: узел ввода, разводящая трубопроводная сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборная, запорно-регулирующая арматура для горячего водоснабжения. Отсутствует оборудование в многоквартирных жилых домах, позволяющее осуществлять производство горячей воды управляющей организацией. Возможность получения управляющей организацией от ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса "горячая вода" для целей содержания общедомового имущества в многоквартирных домах отсутствует, так как отсутствует (не запроектирована и не смонтирована) система горячего водоснабжения.
При составлении технического заключения специалистом проводился анализ технической документации и обследование многоквартирных жилых домов. К техническому заданию приложены технические паспорта многоквартирных жилых домов и фотоматериалы. Оснований не доверять представленному техническому заключению у суда не имеется. Из 163 домов, указанных в техническом заключении, 68 домов указаны в контррасчете ответчика, как дома, в которых отсутствует система горячего водоснабжения.
В свою очередь истец не представил вопреки статье 65 АПК РФ доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, и не подтвердил документально, что конструктивные особенности спорных многоквартирных домов имеют наличие отдельной системы горячего водоснабжения, подключенной к подающему и обратному трубопроводу системы отопления, которая предусматривает возможность отбора горячей воды из открытой системы горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества данных многоквартирных домов.
Таким образом, наличие в спорных домах централизованной системы горячего водоснабжения судом из материалов дела не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств наличия у ответчика технической возможности отбора носителя из системы отопления для оказания услуги ГВС в спорных домах в соответствии с проектно-технической документацией истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены, равно как и иные доказательства конструктивной возможности такого отбора для целей содержания общего имущества соответствующих МКД. В этой связи взыскание долга за поставку ГВС на ОДН по данным домам неправомерно.
Оценивая возражения ООО "УЖКХ" в части неправомерности завышения объема ресурса на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов N 46 и N 48 по ул. Красная Сопка г. Петропавловска-Камчатского, на величину, подлежащую предъявлению к оплате собственнику жилых помещений, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как верно установлено судом из представленного в материалы дела расчета и представителем истца не оспаривалось, сумма по жилым помещениям, по которым не предъявлялся объем коммунального ресурса (выставлялся нулевой показатель), в том числе с применением утвержденных нормативов за спорный период, составила 8 322,65 руб. Данные квартиры имеют законных владельцев и не оборудованы индивидуальными приборами учета.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) названных Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) названных Правил случаях.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими правилами (начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода включительно, за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не позднее 6 расчетных периодов подряд), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, неиспользование собственниками (законными владельцами) помещений не освобождает их от обязанности по оплате коммунальных услуг. При отсутствии индивидуального прибора учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется по нормативу, а при непредставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета расчетным способом. В этой связи аргумент ответчика о занижении истцом объема потребления по незаселенным квартирам, что привело к увеличению приходящихся на управляющую компанию объемов коммунальных ресурсов на СОИ (ОДН), правомерно признан арбитражным судом обоснованным.
При этом правомерно отклоняя довод истца о том, что потребление тепловой энергии на ГВС в пустующих жилых помещениях отсутствует, суд учитывает, что в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обязанность собственника жилого помещения оборудовать принадлежащее ему жилое помещение прибором учета определена пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261- ФЗ). Доказательств в подтверждение того, что у собственников спорных квартир отсутствовала техническая возможность установки индивидуального прибора учета, материалы дела не содержат, истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, согласно пункту 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном названными Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 указанных Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке, либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) названных Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки. Соответствие пункта 80 Правил N 354 нормам ЖК РФ подтверждено решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N АКПИ18-603, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N АПЛ18- 519.
Принимая во внимание недоказанность истцом факта наличия в части спорных МКД горячего водоснабжения (подключение к обратному и подающему трубопроводам системы горячего водоснабжения для целей осуществления ответчиком забора теплоносителя и оказания услуг по содержанию общедомового имущества), а также неправомерность уменьшения количества коммунального ресурса, подлежащего оплате в расчетном периоде, на величину объема, определенного по нормативу по тем помещениям, которые имеют законного владельца, но по которым истцом не выполнены начисления собственнику и проставлены в расчете нулевые значения объемов потребления собственником, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требования ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с ООО "УЖКХ" 457 971,49 руб. долга за потребленные коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды на общедомовые нужды не подлежат удовлетворению.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении иска о взыскании указанной задолженности и установлена сумма долга, подлежащая взысканию с ответчика, в размере 314 286,02 руб. по жилым домам, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения.
Оценивая правомерность частичного удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика 5 576 руб. пеней за период с 20.06.2021 по 31.07.2021, со взысканием пеней на сумму долга по день фактического исполнения обязательства, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе, неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени) - определенную законом или договором денежную сумму.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.3. статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку требования истца о взыскании долга удовлетворены частично в сумме 314 286,02 руб. судом правомерно произведен самостоятельный расчет пеней, в результате чего требование истца о взыскании пеней за период с 20.06.2021 по 31.07.2021 удовлетворено частично в размере 2 293,01 руб. на основании статьи 330 ГК РФ и части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ.
Расчет пени с учетом произведенной судом корректировки проверен апелляционным судом и признан верным арифметически и по праву, произведенным с применением надлежащей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Правомерность взыскания пени, начисленной на сумму основного долга, начиная с 01.08.2021 по день его фактической оплаты, подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Доказательства отсутствия вины ответчика в допущенной просрочке, либо наличия оснований к уменьшению размера ответственности в соответствии со статьями 404, 405, 406 ГК РФ не представлены. Ходатайства о применении положений статьи 333 ГК РФ не заявлено.
При изложенных обстоятельствах исковые требования правомерно признаны обоснованными и частично удовлетворены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.09.2021 по делу N А24-3542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3542/2021
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
Третье лицо: Чернеев Вадим Игоревич - арбитражный управляющий