г.Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А40-102415/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ ДО г.Москвы "Детская школа искусств "Родник"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.08.2021 по делу N А40-102415/21
по иску ГБУ ДУ г.Москвы "Детская школа искусств "Родник"
к ПАО "МОЭК",
третьего лицо: ГБУ "ЕИРЦ г.Москвы"
о разрешении разногласий при заключении контракта горячего водоснабжения, о понуждении заключить контракт,
при участии в судебном заседании:
от истца: Авдошин О.Н. по доверенности от 10.06.2021;
от ответчика: Халилов Н.А. по доверенности от 26.04.2021;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ ДУ г.Москвы "Детская школа искусств "Родник" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ПАО "МОЭК" о разрешении разногласий при заключении контракта горячего водоснабжения N 06.514103кГВ и о понуждении заключить контракт.
Решением суда от 30.08.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении проекта контракта между сторонами возник спор по содержанию редакции п.1.2, п.1.2.1, п.3.3 (места исполнения обязательств, границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, прав и обязанностей ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" в двухстороннем контракте).
Истцом 23.03.2021 в адрес ПАО "МОЭК" в электронном виде направлен протокол разногласий, из которого следует, что истец предлагает следующую редакцию пунктов.
ПАО "МОЭК", не согласившись с предложенными ГБУДО г.Москвы ДШИ "Родник" условиями, отклонил протокол разногласий.
Согласно п.2 ст.445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Таким образом, при заключении контракта между сторонами возникли разногласия по его условиям.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не передавал на рассмотрение суда возникшие при заключении публичного договора разногласия, а также не давал согласие на рассмотрение разногласий в суде, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Вопреки доводу жалобы, в дело не представлены доказательства, указывающие на то, что инженерные сети, расположенные в здании по адресу г. Москва, ул. Кантемировская, д.15. корп. 2, корп., являются бесхозными.
Согласно п.20 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, коммуникации) - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
По смыслу положений ч.9 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений ч.ч.1, 6, 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к сетям инженерно-технического обеспечения относятся также объекты электросетевого хозяйства.
Все инженерные сети, кроме функционального назначения (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства, вентиляции и связи), можно условно разделить на 2 группы: внутренние инженерные сети, которые расположены внутри зданий и помещений, а также внешние инженерные сети, которые находятся за пределами зданий, и их граница, как правило, устанавливается на внешней стене таких зданий и сооружений.
Согласно п.3.7 "СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП П-58-75" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 "N 282) инженерные сети (коммуникации) представляют собой комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях электростанции, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта.
Поскольку внутренние коммуникационные сети предназначены для обеспечения зданий энергоресурсами и не могут функционировать вне здания, то право собственности на само здание, зарегистрированное в порядке, установленном ст.223 Гражданского кодекса РФ, закрепляет право собственности его владельца и на инженерные коммуникации, расположенные в границах здания.
В то же время, в письме Минфина России от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050 разъясняется, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.
В указанный обособленный комплекс (объект недвижимости) включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно (письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57). В частности, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенную систему вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее.
Инженерные коммуникации неразрывно связаны со зданиями (выходят из зданий), являются неотъемлемой частью функционирования зданий в целом и не предназначены для выполнения определенных самостоятельных функций вне зданий, что не предполагает их самостоятельную эксплуатацию без зданий.
На основании изложенного, рассматриваемые инженерные сети должны учитываться в составе здания (в составе единого инвентарного объекта), либо в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
При строительстве объектов недвижимости, собственник строящегося объекта обязан согласовывать точки подключения инженерных сетей от строящегося объекта к существующей магистральной сети, и инженерные коммуникации прокладываются исключительно с целью возможности эксплуатации построенных объектов. Эксплуатация инженерных сетей непосредственно связана с эксплуатацией конкретных зданий, следовательно, такие инженерные сети не могут быть признаны бесхозяйными.
Федеральным законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" и Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" определено, что под бесхозяйными инженерными сетями понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи энергоресурсов и не имеющих эксплуатирующей организации.
В соответствии с актами разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, и с договорами, заключенными между собственником здания и ресурсоснабжающей организацией, инженерные сети находится в эксплуатационной ответственности собственника зданий и, следовательно, основания для признания указанных инженерных сетей бесхозяйными отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, собственник зданий вправе провести инвентаризацию инженерных коммуникаций и по итогам инвентаризации закрепить выявленное имущество на балансе организации.
Указанное согласуется с п.6 ст.2 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и п.2 ст.10 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которыми здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии с ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п5 ФЗ N 190 "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки.
Так, согласно контракту на право оперативного управления нежилым фондом представленным истцов, ГБОУ СШОР "Родник" передано здание являющееся объектом недвижимости по адресу г. Москва, Кантемировская 15, корп. 2.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности (приложение 7 контракта горячего водоснабжения 06.514103кГВ) - границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ПАО "МОЭК" и ГБОУ СШОР "Родник" является наружная стена дома находящегося в оперативном управлении ГБОУ СШОР "Родник" N 15 к. 2 по ул. Кантемировская.
Также спорные инженерные коммуникации не могут являться транзитными, так как истец также является пользователем, потребляющим горячую воду через данные сети.
В соответствии с утв. ФГУ ВНИИПО МЧС РФ 24.05.2004 "Обеспечение пожарной безопасности предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Рекомендации":
Трубопровод транзитный - трубопровод, являющийся транзитным по отношению к тем зданиям, технологические установки которых не производят и не потребляют транспортируемых жидкостей и газов.
В соответствии с п.2.1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) направленным на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливающим санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи: - через собственную территорию вышеуказанных учреждения не должны проходить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов.
Таким образом, редакция истца п.1.2 контракта N 06.514103кГВ является незаконной и не может быть утверждена.
Относительно договора горячего водоснабжения суд указывает следующее.
В соответствии с положениями ст.15.1 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ, потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 ФЗ N 190-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения (Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 14.02.2020) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации").
Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Также, правоотношения, непосредственно связанные с договором горячего водоснабжения, регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83".
В соответствии с п.5 Постановления N 642 организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду установленного качества (в том числе температуры) в режиме ее подачи, определенном договором горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать в сроки, порядке и размере, которые определены договором горячего водоснабжения, принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором горячего водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и исправность средств измерений (приборов учета).
В соответствии с п.7 Правил N 642 для заключения договора горячего водоснабжения абонент направляет в организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, заявку.
В соответствии с п.8 Правил N 642 к заявке прилагаются:
а) копии учредительных документов абонента;
б) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект абонента, а также на водопроводные сети и иные устройства, подключенные к объектам системы горячего водоснабжения, принадлежащим организации, осуществляющей горячее водоснабжение. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения, принадлежащим организации, осуществляющей горячее водоснабжение, представляют акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании водопроводными сетями, через которые осуществляется горячее водоснабжение, за исключением случаев, когда объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям;
Так, согласно пп. ж) п.17 Правил N 642 существенными условиями договора горячего водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и границы балансовой принадлежности.
Пункт 24 Правил N 642 устанавливает, что к договору горячего водоснабжения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, по объектам централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводным сетям.
В соответствии с пп. а) п.27 Правил N 642 организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана заключить с абонентом договор горячего водоснабжения в соответствии с Федеральным законом, настоящими Правилами и типовым договором горячего водоснабжения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 643 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, предусмотренный приложением к договору, подлежит подписанию при заключении договора и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, оснований для принятия редакции истца у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2021 по делу N А40-102415/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102415/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ "РОДНИК"
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МОСКВЫ"