г. Ессентуки |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А15-3582/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Агрофирма Сивух" - Магомедова А.К. (по доверенности от 19.03.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.08.2021 по делу N А15-3582/2019 (в составе судьи Омаровой П.М.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Агрофирма Сивух" (далее - Кооператив) о взыскании суммы полученной в 2017 году субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями в размере 3625000р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - Казначейство).
Решением суда от 24.08.2021 в удовлетворении требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью Министерством оснований возврата выданной субсидии. Министерство и Казначейство допустили ошибки по установлению границ, площади и расположения земельного участка (сада), не выяснили кадастровый номер земельного участка Кооператива, что привело к производству замеров на другом земельном участке.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о взыскании с Кооператива выданной субсидии. Считает, что субсидия выдана Кооперативу с нарушением условий ее предоставления и подлежит возврату в бюджет.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Министерство, Казначейство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства и Казначейства.
Представитель Общества в судебном заседании возразил по существу доводов Министерства, просит решение суда оставить без изменения. Считает требования Министерства необоснованными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Кооператива, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
21.07.2017 Кооператив обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в 2017 году субсидий из средств федерального бюджета (республиканского бюджета Республики Дагестан) на закладку и уход за многолетними насаждениями.
25.07.2017 между Министерством и Кооперативом заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями (пункты 1.1.1 и 2.1). Пунктом 4.3 соглашения предусмотрена обязанность получателя субсидии: обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим соглашением (пп. 4.3.7); в случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего соглашения устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (пп. 4.3.6.1); возвращать в федеральный бюджет и в республиканский бюджет Республики Дагестан субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пп. 4.3.6.2).
Кооперативом получена субсидия в размере 3625000р.
Казначейством проведена плановая проверка Министерства на предмет использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". В ходе проверки установлено, что субсидия Кооперативу в сумме 3625000р на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями выдана неправомерно. К такому выводу Казначейство пришло на основании акта контрольных обмеров выполненных объемов работ по закладке интенсивного плодового сада от 18.07.2018, в котором указано на фактическое невыполнение работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев к кольям в общем количестве 11990 шт. по трем актам формы КС-2 от 01.06.20217 б/н. Согласно ведомостям пересчета стоимости работ по закладке интенсивного сада, являющимся приложением N 2 к акту контрольного обмера от 18.07.2018, стоимость указанных в актах формы КС-2 от 01.06.2017 работ по заготовке, перевозке, развозке по участку деревянных кольев и подвязке саженцев к деревянным кольям в количестве 11990 шт. составила 1053727р. Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.09.2018, в котором, указано на завышение стоимости и объемов выполненных работ на сумму 1053727р.
18.10.2018 Казначейством по итогам проведенной проверки выдано представление N 103-21-08/4788 и предписание N 103-21-08/4781 о принятии Министерством в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе Кооперативу.
21.03.2019 Министерством в адрес Кооператива направлена претензия N 12-04/1-10-940/19 с предложением в добровольном порядке возвратить в республиканский бюджет субсидию в сумме 3625000р, полученную на закладку и уход за многолетними насаждениями. Претензия оставлена Кооперативом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования Министерства, исходил из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса", от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2013 N 136 (в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 14.02.2017 N 31) утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за многолетними насаждениями (далее Порядок N 136), действовавший на момент предоставления спорной субсидии.
Порядок N 136 регламентирует процедуру предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - получатели субсидий) при наличии у них площадей многолетних плодовых и ягодных насаждений. Субсидии предоставляются в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), хмельниками до начала периода их товарного плодоношения, а также закладки и ухода за плодовыми и ягодными питомниками и чайными плантациями по ставкам на 1 гектар при условии наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей проекта на закладку сада. Получатели субсидии должны соответствовать одному из следующих требований: осуществить закладку насаждений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, площадью не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку; иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади насаждений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидий или их неправомерного получения субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан. При отказе получателя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
В рассматриваемом деле Кооперативом, в рамках вышеуказанной программы, получена субсидия в сумме 3625000р на закладку и уход за многолетними насаждениями (закладку сада интенсивного типа площадью 14,5 га). Кооперативом представлен пакет документов, в том числе заявление о предоставлении субсидии, справка-расчет, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 01.06.2017 на подготовку почвы и на посадку насаждений сливы, персика и яблони (всего 4 акта), справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, сертификаты соответствия на саженцы.
Казначейством при проведении проверки не учтено, что контрольные обмеры проведены на другом земельном участке. Работы, указанные в актах формы КС-2, по утверждению Кооператива были фактически выполнены. Кооперативом в материалы дела представлена копия акта от 25.02.2019 (подлинник обозревался в судебном заседании суда первой инстанции), в котором указано, что комиссией в составе контролера-ревизора К.Ш. Дибирова, зам. начальника Управления сельского хозяйства Хасавюртовского района РД И.З. Ирисбиев, председателя Кооператива Ш.Х. Газиева и бригадира садоводческой бригады Кооператива Н.М. Азиалова, при повторной проверке выявлена ошибка по земельному участку расположения сада Кооператива. Фактически при повторном замере земельного участка обнаружено 14.52 га под интенсивным садом Кооператива, указание на отсутствие деревянных кольев при проведении проверки объясняется ошибкой в месте расположения сада, по факту при проверке обнаружено 11990 саженцев и столько же кольев с привязкой. В указанном акте имеются подписи всех членов комиссии, в том числе подпись К.Ш. Дибирова с датой 08.04.2019. Допрошенный в судебном заседании 18.03.2020 в качестве свидетеля контролер-ревизор Казначейства - Дибиров К.Ш. пояснил, что контрольные обмеры выполненных работ по закладке многолетних насаждений Кооператива проводились им в июле 2018 года с выездом на место расположения сада в присутствии бригадира Кооператива. В результате обмера установлено отсутствие деревянных кольев. В 2019 году проводились повторные обмеры выполненных работ по закладке многолетних насаждений Кооператива в присутствии представителей МВД по Республике Дагестан, составлен акт от 23.03.2019. Акт контрольных обмеров от 23.03.2019, проведенных Дибировым К.Ш. в качестве специалиста, привлеченного МВД по Республике Дагестан, повторяет содержание акта от 18.07.2018 об отсутствии деревянных кольев и подвязки саженцев к ним.
Акты контрольных обмеров от 18.07.2018 и от 23.03.2019, сами по себе не могут быть приняты в качестве доказательств, позволяющих сделать вывод о невыполнении Кооперативом работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев при закладке многолетних насаждений, поскольку контрольные обмеры выполненных работ проведены по истечении более полутора лет с момента выполнения работ по закладке сада согласно актам приемки выполненных работ формы КС-2. Учитывая, что установка деревянных кольев и подвязка саженцев к ним является временной мерой до укрепления корневой системы и ствола молодых саженцев, необходимость в сохранении деревянных кольев и подвязки деревьев к дате проведения контрольных обмеров (18.07.2018, 23.03.2019), не является обязательной.
Сохранение кольев после прекращения необходимости в их использовании в связи с укреплением корневой системы саженцев не является обязанностью Кооператива. Возможность взыскания (возврат) с Кооператива спорной суммы субсидии не может быть поставлена в зависимость от названной сохранности Кооперативом кольев в течение длительного периода времени после посадки саженцев, укреплении их корневой системы и отсутствием в связи с этим дальнейшей необходимости использования этих кольев в месте посадки саженцев.
Довод Кооператива о выполнении работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев при закладке многолетних насаждений, на момент закладки сада и получения субсидии, контролирующим органом не опровергнуто.
Наличие у Кооператива сада площадью 14,5 га не подвергнуто сомнению, равно как и его интенсивность (количество саженцев не менее 800 шт. на 1 га.). Из содержания акта по форме КС-2 от 01.06.2017 следует, что количество саженцев составляет 11990 шт. Наличие саженцев в указанном количестве и выполнение работ по их посадке подтверждается и актом контрольных обмеров от 18.07.2018. Размер выданной Кооперативу субсидии определен исходя их площади сада (14,5 га) в соответствии с приложением N 1 к приказу Министерства от 24.04.2017 N 124 по ставке 80% затрат но не более 250000р на 1 гектар при закладке садов интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар). Согласно актам приемки выполненных работ от 01.06.2017 КС-2 и справке формы КС-3, Кооперативом выполнены работы по подготовке почвы и закладке насаждений на общую сумму 5611478р: подготовка почвы 14,5 га - 1237889р; закладка сада сливы 10,2 га (8490 деревьев) - 3060199р; закладка сада яблони 2,5 га (2000 деревьев) - 772475р; закладка сада персика 1,80 га (1500 деревьев) - 540915р. Из содержания ведомостей пересчета выполненных работ (приложения N 2 к акту контрольного обмера от 18.07.2018), акта проверки Казначейства от 05.09.2018 и предписания от 18.10.2018 следует, что затраты Кооператива на выполнение работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев к ним (которые по мнению истца фактически не выполнены) составили 1053727р. Выполнение других работ, указанных в актах КС-2, и понесенные в связи с этим расходы не ставится под сомнение. При этом размер предоставленной Кооперативу субсидии 3625000р, рассчитанной по ставке 250000р на 1 гектар сада интенсивного типа, не превышает размера субсидии, рассчитанной исходя из стоимости затрат на закладку сада согласно актам формы КС-2 и в случае вычета стоимости работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев к ним (5611478р - 1053727р = 4557751 * 80% = 3646200р).
Поскольку стоимость указанных в актах формы КС-2 работ по установке деревянных кольев и подвязке саженцев к ним, являющихся спорными по настоящему делу, не повлияла на определение размера субсидии, предоставленной Кооперативу, и не повлекло его увеличения, а также с учетом того, что иные указанные Кооперативом расходы на закладку сада интенсивного типа площадью 14,5 га (с количеством деревьев 11990 шт.), подтверждены материалами проведенной Казначейством проверки, отсутствуют основания для взыскания с Кооператива суммы полученной им субсидии.
Кроме того, по результатам проверки УЭБиПК МВД по РД обоснованности и правомерности получения Кооперативом субсидий из федерального бюджета на закладку и уход за многолетними насаждениями в 2017 году, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении председателя Кооператива Газиева Ш.Х. в связи с отсутствием в деянии состава преступления, о чем указано в письме УЭБИПК МВД по РД от 26.03.2021 N 19/3742.
Доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате субсидии, в материалы дела не представлены. Исковые требования Министерства не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Довод Министерства об отсутствии возражений руководителя Кооператива при подписании акта проверки, не является основанием для выводов о согласии Кооператива с результатами проверки и необоснованности выдачи субсидии.
Довод Министерства о недостаточности исследования обстоятельств, проведенной Казначейством проверки, подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции исследованы представленные в материалы дела документы, которым дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах, решения суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.08.2021 по делу N А15-3582/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Жуков Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3582/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "АГРОФИРМА СИВУХ"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН