г. Красноярск |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А33-37811/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белоглазовой Е.В.,
судей: Бутиной И.Н., Яковенко И.В.,
секретаря судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления": Фроловой К.А., представителя по доверенности от 19.03.2021 N 14, диплом, паспорт (до и после перерыва);
от ответчика - Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края: Шнарской С.В., представителя по доверенности от 18.08.2021, диплом, паспорт (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июня 2021 года по делу N А33-37811/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Красноярска "Муниципальная управляющая компания Красноярская" (ИНН 2460000726, ОГРН 1022401797000, далее - технический заказчик, МП "МУК КРАСНОЯРСКАЯ", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" (ИНН 2466139058, ОГРН 1062466133322, далее - МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС", ответчик), Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее - Региональный фонд, фонд, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "ЭкспоСтрой" (далее - ООО "ЭкспоСтрой", общество, ответчик) об обязании в рамках гарантийных обязательств устранить недостатки некачественно выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД по адресу ул. Горького, д. 10, согласно локально-сметному расчету N 1 на сумму 19 964 683 рубля, локально-сметному расчету N 2 на сумму 833 650 рублей, представленным с заключением эксперта от 10.03.2021 N116 (уточнение исковых требований от 27.05.2021).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 июня 2021 года исковые требования, предъявленные к ООО "ЭкспоСтрой" и Региональному фонду, удовлетворены. В удовлетворении иска к МКУ г.Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Региональный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска к Региональному фонду отказать.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительных пояснений заявитель жалобы указал на то, что обязанности Регионального фонда по договору от 08.02.2018 N 882069 как плательщика согласно пункту 5.6.4 заключается в оплате выполненных работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, при этом ни проверка качества, ни приемка выполненных работ фондом не осуществляется, указанные полномочия переданы фондом органу местного самоуправления. Поскольку функции технического заказчика переданы органу местного самоуправления - городу Красноярску, который в лице соответствующего учреждения является стороной по договору подряда, а также лицом, обязанным организовать процедуру устранения недостатков в гарантийный период, то надлежащим ответчиком по настоящему делу является МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС", а не Региональный фонд. Указывает, что подрядчик ООО "ЭкспоСтрой" устранять недостатки не намерен, производственную деятельность не осуществляет, экономическую деятельность прекратил, почтовую корреспонденцию с 2019 года по месту регистрации не получает, в настоящее время является отсутствующим должником. В связи с этим решение суда по обязанию ООО "Экспострой" провести работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, по адресу: г.Красноярск, ул.Горького, 10, является неисполнимым. Считает, что Жилищным кодексом Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений, средства которых используются на финансирование (оплату) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком, которого привлек региональный оператор. В рассматриваемом случае Региональный фонд не привлекал подрядную организацию, не являлся заказчиком работ.
Ответчик МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу фонда, в котором доводы жалобы не признал, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта. В отзыве на апелляционную жалобу указал, что договором от 12.04.2017 N 13, а также постановлением администрации города Красноярска от 04.04.2017 N 241 "Об осуществлении функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления администрации города Красноярска от 01.03.2018 N 135) функции технического заказчика переданы МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС". Полагает, что в целях организации приемки работ, выполненных в рамках капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Красноярска, создается приемочная комиссия (далее - комиссия), в состав которой входит представитель регионального фонда. По мнению истца, доводы регионального фонда о том, что он не участвуют в приемке выполненных работ и не осуществляют контроль, являются несостоятельными. По мнению истца, Региональный фонд принял на себя обязательство самостоятельно вести претензионную и исковую работу с подрядной организацией ООО "ЭкспоСтрой", выполнявшей работы по проведению капитального ремонта фасада указанного многоквартирного дома, что подтверждается перепиской между сторонами (письма от 31.12.2019 N 9950/2019, от 20.03.2020 N 1929/2020). Считает, что пунктом 4.7. Регламента, утвержденного приказом от 06.03.2020 N 12, региональный фонд самостоятельно осуществляет устранение дефектов и недостатков работ по данному объекту. Полагает, что указанный порядок не запрещает региональному оператору устранять недостатки с привлечением третьих лиц, в том числе посредством проведения повторных конкурсных процедур.
В судебном заседании представитель Регионального фонда поддержал требования апелляционной жалобы. Просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" согласен с решением суда первой инстанции. Просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.06.2021 года по делу N А33-37811/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
МП "МУК Красноярская" осуществляет управление многоквартирным домом N 10 по ул. Горького в г. Красноярске (далее МКД) на основании договора управления.
Между муниципальным казенным учреждением города Красноярска "Управление капительного строительства" (Технический заказчик), Региональным фондом (Плательщик, Региональный фонд КРМДКК) и ООО "Экспострой" (Подрядчик) в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 19.01.2018 N ЭАКР240000000698797 заключен договор от 08.02.2018 N 882069 на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту фасада и выполнения работ по капитальному ремонту фасада в многоквартирных домах, расположенных на территории города Красноярска, в том числе многоквартирного дома по адресу: ул. Горького/пр-т Мира, д.10/114 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. договора Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту фасада и выполнить работы по капитальному ремонту фасада в многоквартирных домах, расположенных на территории города Красноярска (далее - работы) в соответствии с: описанием объекта закупки (техническим заданием) - приложение N 2 к договору; графиком выполнения работ на объекте - приложение N 3 к договору, Заказчик обязуется обеспечить приемку, а Плательщик осуществить оплату работ в соответствии с Разделом 5 "Цена и порядок расчетов" договора.
В соответствии с пунктом 1.2. договора объекты капитального ремонта: Многоквартирные дома (далее - объект), расположенные на территории г. Красноярска по адресам, указанным в приложении N 1 к настоящему договору.
Пунктом 1.2.1 договора установлен вид работ на объектах: ремонт фасада.
Пунктом 1.2.2 предусмотрено, что в случае если договором предусмотрена разработка проектной документации на 2 и более объекта, проектная документация разрабатывается и оформляется на каждый объект отдельно, результат работ по договору передается также на каждый объект отдельно.
Согласно пункту 2.1.1. договора начало выполнения работ: "08" февраля 2018 года в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к договору).
Согласно пункту 2.1.2 договора окончание выполнения работы: "04" ноября 2018 года. Уведомление о завершении работ и необходимости приемки направляется Заказчику в срок не позднее: "26" октября 2018 года.
Согласно пункту 4.4. договора подрядчик обязан выполнять обусловленную настоящим договором работу с соблюдением требований в соответствии с действующими нормами. При выполнении работ должны использоваться материалы, оборудование, комплектующие, имеющие сертификаты или паспорта качества изготовителя и технические условия.
В соответствии с пунктом 5.1. договора общая стоимость работ по договору составляет 48 304 291 рубль 65 копеек, в том числе НДС 18% - 7 368 451 рубль 27 копеек, в соответствии с Приложением N 3 к настоящему Договору.
В силу пункта 6.1 договора приемка результатов выполненных работ осуществляется приемочной комиссией, при этом от Подрядчика в сдаче результатов принимает участие не менее 2 (двух) специалистов из числа сотрудников Подрядчика. Акт комиссионной приемки работ подписывается всеми членами комиссии.
Согласно пункту 6.7. договора по окончании работ Подрядчик направляет Заказчику на проверку и подписание следующие документы: акты приемки выполненных работ по форме N КС-2; акты комиссионной приемки выполненных работ; справки о стоимости выполненной работы и затрат по форме N КС-3; акты на скрытые работы; акты испытаний (в случае если производится капитальный ремонт систем теплоснабжения, электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения или канализации); счет-фактура (счет); техническую и исполнительную документацию.
Пунктом 6.9.1. договора установлено, что сдача Подрядчиком и приемка Заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного Объекта) оформляются подписанием акта комиссионной приемки выполненных работ. Акт комиссионной приемки выполненных работ подписывается членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком.
Согласно пункту 7.1. договора гарантийный срок на выполненные работы 5 лет со дня, следующего за днем подписания акта комиссионной приемки выполненных работ.
Пунктом 7.2. договора установлено, что подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме согласно условиям договора и действующими в Российской Федерации строительными нормами; своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, а также в течение гарантийного срока (пункт 7.1 договора) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Заказчика уведомления; устранение всех недостатков и дефектов, выявленных в гарантийный период за счет Подрядчика.
Пунктом 7.3. договора установлено, что указанные гарантии не распространяются на недостатки и дефекты, возникшие вследствие ненадлежащей эксплуатации объекта в период гарантийного срока, естественного износа объекта капитального ремонта, неправильного использования объекта капитального ремонта, а также преднамеренного или непреднамеренного повреждения результатов выполненных Подрядчиком работ третьими лицами.
Согласно пункту 7.4. договора в случае если в течение гарантийного срока (пункт 7.1 договора) будут выявлены недостатки и дефекты сторонами составляется акт. Гарантийный срок в этом случае соответственно продлевается на период устранения недостатков и дефектов.
В силу пункта 7.5. договора при отказе Подрядчика от составления акта, указанного в п. 7.4 настоящего договора, в течение пяти дней со дня получения извещения от Заказчика об обнаруженных дефектах и недостатках, о чем производится соответствующая отметка в акте, и он принимается Заказчиком без участия Подрядчика. Заказчик вправе привлечь третье лицо (управляющую организацию, лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, и пр.). Акт, подписанный третьим лицом и Заказчиком, направляется Подрядчику. Такой акт является допустимым и достаточным доказательством наличия недостатков и (или) дефектов в выполненных Подрядчиком работах, а также основанием для привлечения Подрядчика к ответственности за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 7.6. договора подрядчик должен без дополнительной оплаты устранить недостатки и дефекты, отраженные в указанном в п. 7.4. настоящего договора акте, в установленный Заказчиком срок и возместить Заказчику понесенные последним расходы по привлечению третьего лица.
Согласно пункту 7.7. договора если Подрядчик не выполнит работы, в установленный актом срок, Заказчик имеет право самостоятельно или с привлечением третьих лиц устранить недостатки и дефекты за счет Плательщика. Подрядчик в этом случае возмещает Плательщику затраты по устранению дефектов и недостатков.
Согласно пункту 13.2. договора в случае не урегулирования споров и разногласий в претензионном порядке, спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Красноярского края.
Приложением 1 к договору является адресный перечень многоквартирных домов, под пунктом 9 которого обозначен дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Горького/ пр-т Мира, д. 10/114.
В соответствии с пунктом 3.4.14. договора Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами и правилами (СП, ГОСТ, СанПиН и пр.) локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ, проектной документацией, проектом производства работ, описанием объекта закупки, техническими характеристиками материалов в сроки, предусмотренные настоящим договором.
Согласно пункту 3.4.15 договора Подрядчик обязан обеспечить объект необходимыми материалами, изделиями, оборудованием, конструкциями, строительной техникой, а также осуществить их приемку, разгрузку и складирование. Используемые при производстве работ материалы (комплектующие и оборудование) должны соответствовать государственным стандартам Российской Федерации и техническим условиям. На всех этапах выполнения работ должны быть в наличии сертификаты (соответствия, пожарные, гигиенические), технические паспорта и (или) другие документы, удостоверяющие качество используемых Подрядчиком материалов.
Пунктом 6.11. договора предусмотрено, что Заказчик, принявший работу без проверки, не лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при приемке.
Согласно пункту 3.4.20. Подрядчик обязан нести материальную ответственность, без возмещения со стороны Заказчика, за несоблюдение и последствия несоблюдения по своей вине и вине Субподрядчиков законодательства Российской Федерации и условий настоящего договора на весь период выполнения работ по настоящему договору, в том числе и до истечения гарантийного срока, предусмотренного пунктом 7.1 настоящего договора. Своевременно устранять недостатки и дефекты, допущенные по вине Подрядчика и выявленные до приемки Работ, во время приемки Работ и в течение гарантийного срока результата работ (пункт 3.4.35. договора).
В соответствии с пунктом 7.2. раздела 7 "Гарантийный срок и гарантийные обязательства" договора Подрядчик гарантирует своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, а также в течение гарантийного срока (пункт 7.1 договора) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Заказчика уведомления.
Постановлением администрации города Красноярска от 01.03.2018 N 135 "О внесении изменений в постановление администрации города от 12.04.2017 N 241 "Об осуществлении функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора" реализация переданных полномочий технического заказчика с 12.04.2017 возложена на МКУ города Красноярска "УРТСЖиМС".
Дополнительным соглашением N 1 от 29.05.2018 к договору от 08.02.2018 N 882069 внесены изменения в преамбулу договора, в соответствии с которыми слова "Муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление капительного строительства" заменено словами "Муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления".
Кроме того, к договору от 08.02.2018 N 882069 заключены дополнительные соглашения N2 от 24.09.2018, N3 от 19.11.2018, N4 от 14.12.2018.
Работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома проводились в рамках подготовки к проведению XXXIX Всемирной зимней универсиады 2019 в г. Красноярске на субсидии, предоставленные из федерального бюджета.
05.07.2018 между департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (главный распорядитель) и Региональным фондом (получатель) заключен договор N 145, в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом настоящего договора является предоставление из бюджета города Красноярска в 2018 году получателю субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с исполнением краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в части ремонта фасадов зданий и ремонта фасада зданий с устройством архитектурно-художественной подсветки в целях подготовки к проведению XXXIX Всемирной зимней универсиады 2019 в г. Красноярске) предоставление которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления.
В пункте 5.3.10 договора стороны согласовали, что получатель обязуется устранить выявленные недостатки и дефекты безвозмездно, за исключением случаев преднамеренного повреждения со стороны третьих лиц, в гарантийный срок, установленный порядком предоставления субсидий.
04.04.2019 Региональный фонд (также - фонд) и администрация города Красноярска (также - заказчик) заключили договор N 13 о передаче функций технического заказчика, в соответствии с пунктом 1.2 фонд передает, а заказчик принимает на себя функции технического заказчика услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в объеме, предусмотренном приложением N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора фонд имеет право осуществлять контроль за соответствием объема и качества выполняемых работ. Проводить выездные проверки на финансируемых объектах с целью контроля проведения работ.
В пункте 1 дополнительного соглашения от 15.11.2019 к договору N 13 от 04.04.2019 о передаче функций технического заказчика стороны дополнительно согласовали, что фонд выступает в качестве истца и ответчика при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, контрольно-надзорных и других органах и учреждениях, по вопросам, связанным с заключением, исполнением, изменением, расторжением указанных договоров подряда на выполнение работ (оказание услуг), по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
14.12.2018 Подрядчик сдал работы по актам КС-2, КС-3, Заказчик работы принял и оплатил (платежное поручение от 25.12.2018 N 2195).
В материалах дела представлен Акт комиссионной приемки выполненных работ от 14.12.2018, подписанный представителем истца П.А. Радионовым.
Как установлено судом, работы выполнены подрядчиком и сданы заказчику, что подтверждается подписанными сторонами актами формы КС-2, актом приемки законченного строительством объекта, актом о приемке в эксплуатацию комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания.
Из пояснений истца следует, что работы по капитальному ремонту были выполнены некачественно, с недостатками, в адрес управляющей компании МП "МУК Красноярская" поступают жалобы от жителей данного МКД. В связи с часто поступающими жалобами от жителей МКД, к особо критичным относятся следующие недостатки, являющиеся следствием некачественно выполненных работ по капитальному ремонту:
1. отсутствуют ограждающие конструкции на балконах, в количестве 3 шт. (по факту сейчас плиты перекрытия и стоечные кирпичные столбики без ограждений);
2. многочисленные непрокрасы по стенам и балконам плитам фасада МКД;
3. частично неоштукатуренные стены фасада, отслоение, накрывки штукатурно-малярного слоя по стенам фасада МКД со стороны подъездов;
4. неровная, шероховатая поверхность стен фасада МКД со стороны подъездов (не подготовленная поверхность фасада после нанесения штукатурки, шпатлевки к покрасочным работам);
5. не восстановлены криволинейные тяги, а также карниз фасада МКД со стороны подъездов (не произведена смена аварийной кирпичной кладки криволинейных тяг и карниза с последующим производством штукатурно-малярных работ);
6. не демонтированы все недействующие крепежные элементы по фасаду МКД;
7. некачественно произведен монтаж окон ПВХ, т.е. не качественно выполнен монтажный шов, наблюдается монтажная пена по контуру со стороны подъездов (не срезана и не произведены штукатурно-малярные работы), необходимо руководствоваться проектной документацией, нормами ГОСТ Р 52749-2007 "Швы монтажные оконные с паропроницаемы. саморасширяющимися лентами, СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции.
МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" как Заказчик, осуществляющий контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, 12.07.2019 направил в ООО "ЭкспоСтрой" требование N 1630 об устранении недостатков.
ООО "ЭкспоСтрой" предоставило гарантию на устранение недостатков.
Поскольку в добровольном порядке выявленные недостатки не устранены, управляющая компания обратилась с иском в суд с целью устранения выявленных недостатков по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 10 по улице Горького г.Красноярска.
Удовлетворяя исковые требования к ООО "ЭкспоСтрой" и фонду, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия недостатков выполненных подрядчиком работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Горького г.Красноярска, обязанности регионального фонда в силу статей 180, 182 ЖК РФ контролировать качество выполнения работ подрядными организациями и соответствие работ требованиям проектной документации, ответственности фонда за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями. Отказывая в удовлетворении исковых требований к МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС", суд исходил из того, что учреждение не является региональным оператором, обязанности технического заказчика исполнены им надлежащим образом.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3, 4, 5, 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Согласно части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
На основании пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей. Заказчик вправе предъявить требования, в отношении недостатков результата работы, обнаруженных в течение гарантийного срока (статья 724 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Данная норма права предусматривает в пределах гарантийного срока презумпцию вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ.
Как верно установлено судом, настоящее требование заявлено истцом в пределах гарантийного срока.
Из материалов дела следует, что МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" в адрес ООО "ЭкспоСтрой" направило требование (уведомление) об устранении недостатков выполненных работ от 12.07.2019 N 1630. Ответ со стороны подрядчика не последовал.
Из пояснений МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" следует, что в связи с наличием жалоб о неудовлетворительном качестве выполненных работ, поступавших в их адрес, руководствуясь пунктом 7.7. договора, специалистами МКУ г. Красноярска "УРТСЖиМС" направлено письмо в Региональный фонд от 13.03.2020 N 08/921 "О гарантийном устранении замечаний".
Согласно пункту 7.7. договора, если подрядчик не выполнит работы, в установленный срок, заказчик имеет право самостоятельно или с привлечением третьих лиц устранить недостатки и дефекты за счет плательщика. Подрядчик в этом случае возмещает плательщику затраты по устранению дефектов и недостатков.
Согласно письмам от 31.12.2019 N 9950/2019, от 20.03.2020 N 1929/2020 Региональный фонд принял на себя обязательства в дальнейшем самостоятельно вести претензионную и исковую работу с подрядной организацией ООО "ЭкспоСтрой", выполнявшей работы по проведению капитального ремонта фасада многоквартирного дома N 10, по ул. Горького.
При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С целью разрешения спора относительно качества выполненных подрядчиком работ и определения работ по устранению выявленных недостатков определением от 21.01.2021 судом назначена судебная строительная техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам государственного предприятия Красноярского края "Красноярский региональный центр энергетики и экспертизы".
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) соответствует ли объем и качество выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10 условиям договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации, строительным нормам и правилам?
2) определить недостатки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10;
3) определить причины возникновения недостатков работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10, выполненных в рамках договора от 02.08.2018 N 882069;
4) какие работы по капитальному ремонту, и в каком объеме необходимо выполнить для приведения общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10 в соответствие условиям договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации?
29.03.2021 в материалы дела поступило экспертное заключение от 10.03.2021 N 116, согласно которому даны следующие ответы на поставленные судом вопросы.
Ответ на вопрос N 1. Выполненный объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10 не соответствует условиям договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации, строительным нормам и правилам.
Ответ на вопрос N 2. Выполненный объем работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, дом 10, имеет недостатки (подробное описание недостатков приведено в исследовательской части).
Ответ на вопрос N 3. Причинами возникновения недостатков работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10, выполненных в рамках договора от 02.08.2018 N 882069, является несоблюдение договора от 02.08.2018 N 882069, требований проектной документации, требований СП 71.13330.2017, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 30971-2012, ПУЭ-7.
Ответ на вопрос N 4. Объем и виды работ, которые необходимо выполнить для приведения общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10 в соответствие условиям договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации соответствуют утвержденному локально-сметному расчету N 18-24-АР и локально-сметному расчету N 2 (приложение к договору N 882069), предъявленному в материалах дела, за исключением выявленных при проведении экспертизы объемов качественно выполненных работ, отраженных в таблице N1, N 3 настоящего заключения приведены в Локально-сметном расчете N 1 (ремонта фасада) и Локально-сметном расчёте N 2 (прокладка электросетей) с учетом индекса перевода цен, рекомендованного Министерством строительства Красноярского края на момент проведения экспертизы (3 квартал 2020 года). Локально-сметный расчет N1 на сумму 19 964 683 рубля. Локально сметный расчет N 2 на сумму 833 650 рублей.
Из экспертного заключения следует, что комиссией экспертов даны ответы на поставленные вопросы, входящие в их компетенции. Произведен осмотр работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10, выполненного в рамках договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации. Установлено, что фактические объемы ремонтных работ на фасаде и прокладке электросетей выполнены частично. Выполненные работы по ремонту фасада и прокладки электросетей не соответствуют условиям договора от 02.08.2018 N 882069, требованиям проектной документации, требованиям СП 71.13330.2017 и ПУЭ-7. Определен объем и состав работ, необходимых для приведения общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Горького, д. 10 в соответствие условиям договора от 02.08.2018 N 882069, проектной документации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, в том числе заключение эксперта. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
В экспертном заключении указаны нормативные, методические и технические средства, использованные в исследовании. Полученные результаты и выводы, содержащиеся в экспертном заключении, основаны на анализе фактических данных и материалов, представленных в распоряжение эксперта, при использовании существующих и допустимых при проведении судебной экспертизы методов проведения исследований, изложенных в экспертном заключении.
Представленное в материалы дела экспертное заключение составлено с соблюдением требований статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанное экспертное заключение является ясным и полным, выводы носят категорический характер и не являются противоречивыми.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии существенных дефектов в результатах работ по МКД, расположенному по адресу: г.Красноярск, ул.Горького,10, которые не отвечают условиям контракта, не соответствует качеству, установленному договором.
Суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по устранению недостатков на подрядчика ООО "ЭкспоСтрой" и на Региональный фонд, который, вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями.
Жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 6-КГ17-4).
Как указано выше, согласно пункту 5.3.10 договора N 145 от 05.07.2018 получатель субсидии (Региональный фонд) обязался устранить выявленные недостатки и дефекты безвозмездно, за исключением случаев преднамеренного повреждения со стороны третьих лиц, в гарантийный срок, установленный порядком предоставления субсидий.
В пункте 1 дополнительного соглашения от 15.11.2019 к договору N 13 от 04.04.2019 о передаче функций технического заказчика стороны дополнительно согласовали, что фонд выступает в качестве истца и ответчика при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, контрольно-надзорных и других органах и учреждениях, по вопросам, связанным с заключением, исполнением, изменением, расторжением указанных договоров подряда на выполнение работ (оказание услуг), по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 4.7 Регламента взаимодействия подразделений Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края и технических заказчиков по вопросам приема, обработки обращений и заявлений на причинение ущербов и/или о недостатках (дефектах) общего имущества многоквартирных домов, допущенных в процессе проведения капитального ремонта либо выявленных в период гарантийного срока, и мерах, направленных на их урегулирование и устранение, утверждённого приказом от 06.03.2020 N 12, при выявлении в ходе обработки обращений заявителей факта ликвидации подрядной организации, снижении ее активности в вопросах своевременного урегулирования ущербов и устранения недостатков (дефектов), нахождении в банкротном состоянии или отказе в выполнении принятых по договорам подряда на себя обязательств, функции возмещения ущербов и устранения недостатков осуществляет Фонд (за исключением убытков, причиненных распорядителю бюджетных и иных средств, доведенные для финансирования работ).
Доводы заявителя жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств. При этом доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июня 2021 года по делу N А33-37811/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Белоглазова |
Судьи |
И.В. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-37811/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА "МУНИЦИПАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ КРАСНОЯРСКАЯ"
Ответчик: ООО "ЭкспоСтрой", ТСЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА "УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С И РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Третье лицо: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, государственное предприятие Красноярского края "Красноярский региональный центр энергетики и экспертизы", ФБУ "Красноярский ЦСМ"
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2025 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7162/2024
18.01.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6887/2023
15.03.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-384/2022
17.11.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4143/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-37811/19