г. Владимир |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А79-4009/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2021 года по делу N А79-4009/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о взыскании с публичного акционерного общества "Алатырский завод низкотемпературных холодильников" (ОГРН 1022101628669, ИНН 2122001630) 7 000 рублей.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (далее -заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества "Алатырский завод низкотемпературных холодильников" (далее - общество) 7 000 рублей штрафа за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.
Требования основаны на пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), пункте 2.2 статьи 11, статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и мотивированы неисполнением обществом в добровольном порядке требований от 13.11.2020 N 015S01200006230, 015S01200006231, 015S01200006232, 015S01200006233, 015S01200006234, 015S01200006235, 015S01200006236.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики- Чувашии от 09.07.2021 года по делу N А79-4009/2021, вынесенным в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики -Чувашии (межрайонного) о взыскании с публичного акционерного общества "Алатырский завод низкотемпературных холодильников" финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в размере 7 000 рублей.
В связи с поступлением апелляционной жалобы, судом изготовлен полный мотивированный текст решения от 28 июля 2021 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28 июля 2021 года по делу N А79-4009/2021 полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) считает, что вышеуказанное решение является незаконным и подлежащим отмене в виду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что требования Управления ПАО "АЗНХ" не исполнены, финансовые санкции в добровольном порядке не уплачены, таким образом по мнению управления, страхователь ПАО "АЗНХ" представил в пенсионный орган сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М "исходная" и СЗВ-М "дополняющая" с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отзыва на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представлено.
В материалы дела от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии поступило ходатайство, заявленное в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о замене стороны по делу, а именно: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, в подтверждение представлена выписка ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.10.2021 видно, что Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) прекратило свою деятельность 30.09.2021 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.1996 администрацией города Алатыря Чувашской Республики, о чем 19.09.2002 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 2162130762913.
Общество состоит на учете в Управлении в качестве страхователя.
Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за январь, февраль, март, июнь 2019 года 15.07.2019, за апрель 2019 года - 15.05.2019, за май 2019 года - 03.06.2019, за июль 2019 года - 19.08.2019.
15.06.2020 обществом в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в отношении застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены.
Управлением проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которой Управление установило факты непредставления обществом в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.
Результат проверок оформлены актами от 24.09.2020 N 015S18200005356, 015S18200005357, 015S18200005358, 015S18200005359, 015S18200005360, 015S18200005364, 015S18200005397.
Начальником Управления по результатам рассмотрения актов от 24.09.2020 N 015S18200005356, 015S18200005357, 015S18200005358, 015S18200005359, 015S18200005360, 015S18200005364, 015S18200005397 вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.10.2020 N 015S19210005520, 015S19210005521, 015S19210005522, 015S19210005524, 015S19210005525, 015S19210005526, 015S19210005527.
Данными решениями общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в виде штрафа в общей сумме 7 000 рублей.
На основании решений от 22.10.2020 N 015S19210005520, 015S19210005521, 015S19210005522, 015S19210005524, 015S19210005525, 015S19210005526, 015S19210005527 Управление направило обществу требования от 13.11.2020 N 015S01200006230, 015S01200006231, 015S01200006232, 015S01200006233, 015S01200006234, 015S01200006235, 015S01200006236, предложив уплатить финансовые санкции в общей сумме 7 000 рублей.
Общество в сроки, указанные в требованиях от 13.11.2020 N 015S01200006230, 015S01200006231, 015S01200006232, 015S01200006233, 015S01200006234, 015S01200006235, 015S01200006236, уплату финансовых санкцией не произвело.
В связи с неуплатой обществом штрафов в добровольном порядке, Управление обратилось в суд за его взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (по типу формы "дополняющая") за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в виде штрафов в размере 7 000 рублей, поскольку обществом сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года по типу "дополняющая" были представлены в Управление в порядке устранения самостоятельно выявленных ошибок, что исключает применение финансовых санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Оценивая законность решения суда, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от N 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В свою очередь статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от N 27-ФЗ).
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из положений статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н следует, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н), отменена Инструкция N 766н.
В абзаце 4 пункта 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, суд учтено, что согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока ее подачи, в том числе в случае подачи уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации.
Указанная норма поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П).
Поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях и не содержит исключений из указанного права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены, то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда Российской Федерации или до истечения срока, указанного в уведомлении органа Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания санкций.
Как следует из материалов дела и Управлением не оспаривается, что общество первоначально сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, июнь 2019 года представило 15.07.2019, за апрель 2019 года - 15.05.2019, за май 2019 года - 03.06.2019, за июль 2019 года -19.08.2019.
Впоследствии общество, самостоятельно выявив ошибки в исходных формах, исправило их путем подачи 15.06.2020 дополняющих форм за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.
При этом, как верно указано судом, ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н, ни Инструкцией N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и представить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные, исправленные).
В данном случае, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, общество реализовало свое право на уточнение представленных сведений за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды.
Управлением не представлены доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления.
Акты 24.09.2020 N 015S18200005356, 015S18200005357, 015S18200005358, 015S18200005359, 015S18200005360, 015S18200005364, 015S18200005397 и решения от 22.10.2020 N 015S19210005520, 015S19210005521, 015S19210005522, 015S19210005524, 015S19210005525, 015S19210005526, 015S19210005527 не содержат сведений о направлении обществу таких уведомлений.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному заключению о том, что обществом сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года по типу "дополняющая" были представлены в Управление в порядке устранения самостоятельно выявленных ошибок, что исключает применение финансовых санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Управления отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (по типу формы "дополняющая") за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в виде штрафов в размере 7 000 рублей.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Все доводы Управления изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 28 июля 2021 года по делу N А79-4009/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4009/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики
Ответчик: ПАО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", ПАО Конкурсный управляющий "Алатырский завод низкотемпературных холодильников" Яранцева Татьяна Георгиевна
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд, Яранцева Татьяна Георгиевна