город Омск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А46-9000/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11710/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9000/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Айтенову Ибраю Гапасовичу (ИНН 553703294250, ОГРНИП 316554300065892) о взыскании 750 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие семейного крестьянского (фермерского) хозяйства, а также 1 436 250 руб. штрафных санкций,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Айтенову Ибраю Гапасовичу (далее - ИП глава К(Ф)Х Айтенов И.Г., предприниматель, ответчик) о взыскании 750 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, а также 1 436 250 руб. штрафных санкций за каждый день просрочки от суммы субсидии, подлежащей возврату.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9000/2021 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г. нарушено условие предоставления гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно - не достигнут показатель результативности предоставления гранта в виде создания 4 новых рабочих мест, согласно отчету на 1 января 2021 года создано только 2 рабочих места. Ссылаясь на пункт 5.1.8 соглашения, министерство указывает, что в случае нарушения получателем условий гранта, осуществляется уплата штрафной санкции в размере ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый день просрочки от суммы субсидий, подлежащих возврату.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
ИП глава К(Ф)Х Айтенов И.Г., надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, лично участия в разбирательстве по жалобе не принял. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Минсельхозпрода Омской области поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя министерства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области". Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной государственной программы утвержден Порядок предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок).
Порядком установлена цель предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
С целью участия в конкурсе для предоставления грантов главам К(Ф)Х на создание, развитие К(Ф)Х и на единовременную помощь на бытовое обустройство ответчиком 14.04.2017 подана заявка в министерство.
05.06.2017 между министерством и ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г. заключено соглашение (договор) N 1-юф о предоставлении из областного бюджета гранта на создание, развитие К(Ф)Х и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - соглашение) в общей сумме 3 000 000 руб.
Пунктом 3.3 соглашения определено, что направлением расходов предоставления субсидии является приобретение трактора, грабель колёсно-пальцевых с комплектом центрального колеса и приобретение крупного рогатого скота (коровы) в количестве 51 шт.
Часть гранта, источником финансового обеспечения которого выступили средства федерального бюджета, зачислена 15.06.2017 в сумме 2 596 421 руб. 05 коп., часть гранта, источником финансового обеспечения которого являются средства областного бюджета, зачислены 15.06.2017 в сумме 403 578 руб. 95 руб. на счет предпринимателя, открытый в филиале N 5440 ПАО "ВТБ 24".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 17 и пунктом 17.1 Порядка предоставления грантов, одним из условий предоставления гранта является достижение значений показателей результативности, установленных Министерством; показателем результативности является, в том числе, количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц).
Согласно показателям результативности, указанным в приложении N 1 к соглашению, количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, составляет 4 новых рабочих места.
Согласно предоставленному в Минсельхозпрод Омской области отчёту о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 (далее также - отчёт), индивидуальным предпринимателем Айтеновым И.Г. фактически создано 3 новых рабочих места, заключены трудовые договоры от 02.11.2017 N 1, от 09.01.2019 N 2, от 02.12.2019 N 3 с Кипреевым А.Г., Романовой Н.А., Айтеновым Г.М.
Ввиду изложенного министерством сочтено, что предпринимателем нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 5 пункта 17 Порядка, пунктом 3.10 соглашения, а именно - не достигнут показатель результативности предоставления гранта в виде создания 4 новых рабочих мест.
Посчитав, что индивидуальным предпринимателем Айтеновым И.Г. не достигнуто плановое значение показателя результативности, предусмотренное приложением N 1 к соглашению в части количества подлежащих созданию новых рабочих мест, Минсельхозпрод Омской области 04.03.2021 направил в адрес указанного лица уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта, в размере, пропорциональном невыполненным показателям, а именно в сумме 750 000 руб.
Оставление требований без исполнения явилось поводом для обращения Минсельхозпрода Омской области в суд с настоящим иском.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем министерство не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как было выше сказано, на момент заключения между Айтеновым Г.М. и министерством соглашения на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок.
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, среди которых, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ.
Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетных законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (пункт 3.1 Порядка).
Согласно подпункту 5 пункта 17 Порядка условиями предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров являются, в том числе создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант в течение 18 месяцев.
Положениями заключенного сторонами соглашения также предусмотрено (пунктом 3.10), что условиями предоставления гранта является, в том числе, создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн руб. субсидии, но не менее одного нового постоянного рабочего места на одну субсидию в течение 18 месяцев.
Пунктом 7.2 соглашения установлено, что данное соглашение вступает в силу после его заключения и действует до 05.06.2022.
Приложением N 1 к соглашению "Показатели результативности" предусмотрено, в частности, что плановое значение показателя "количество новых постоянных рабочих мест" составляет 4 единицы.
Таким образом, положения Порядка, равно как и положения соглашения предусматривают, что Айтенов Г.М., будучи получателем гранта, должен создать не менее 4 новых постоянных рабочих мест в период действия соглашения (до 05.06.2022), но не менее одного нового постоянного рабочего места на одну субсидию в течение 18 месяцев.
Материалами дела, в том числе представленными Айтеновым И.Г. трудовыми договорами подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Айтеновым И.Г. фактически создано 3 новых рабочих места, заключены трудовые договоры от 02.11.2017 N 1, от 09.01.2019 N 2, от 02.12.2019 N 3 с Кипреевым А.Г., Романовой Н.А., Айтеновым Г.М.
Соответственно, Айтеновым И.Г. по состоянию на 01.01.2021 были исполнены требования соглашения в части создания новых рабочих мест, так как с момента заключения соглашения предпринимателем создавалось не менее одного нового постоянного рабочего места в течение 18 месяцев.
С учетом того, что положения пункта 7.2 соглашения предусматривают, что таковое действует до 05.06.2022, то Айтенов И.Г. вправе достигнуть показателя результативности в установленный срок.
Позиция истца о том, что 4 новых рабочих места должны быть созданы в течение первых 18 месяцев с момента заключения соглашения, является необоснованной и противоречит условиям соглашения.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела N А46-8975/2020 министерство обращалось с требованиями к ИП главе К(Ф)Х Айтенову И.Г. о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие К(Ф)Х, заявляя аналогичные доводы.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-8975/2020, оставленным без изменения постановлением от 12.11.2020 суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований министерства было отказано.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что министерство от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9000/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9000/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП АЙТЕНОВ ИБРАЙ ГАПАСОВИЧ