г. Киров |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А29-4734/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии 15.11.2021: Русских П.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Русских Петра Юрьевича и индивидуального предпринимателя Малюк Игоря Николаевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2021 по делу N А29-4734/2021
по иску индивидуального предпринимателя Русских Петра Юрьевича
(ОГРНИП: 320112100008231; ИНН: 110300127631),
индивидуального предпринимателя Малюк Игоря Николаевича
(ОГРНИП: 320112100007960; ИНН: 110307802042)
к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1021100807716; ИНН: 1103023523),
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1131103000214; ИНН: 1103007560),
третье лицо: индивидуальный предприниматель Желонкина Юлия Викторовна
(ОГРНИП: 311110309800022; ИНН: 110313168385)
об обязании заключить договор аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Русских Петр Юрьевич и индивидуальный предприниматель Малюк Игорь Николаевич (далее - истцы, Предприниматели) обратились в Воркутинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация) и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) об обязании заключить договор аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 11:16:1704008:30 и 11:16:1704008:31 для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса сроком на три года с 01.01.2021.
Дополнениями к иску истцы просили признать незаконным отказы Комитета от 20.11.2020 N 9159 и от 28.12.2020 N 10632.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 25.03.2021 дело N 2-735/2021 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Истцы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили исковые требования. В соответствии с уточненными исковыми требованиями Предприниматели просят обязать Администрацию заключить договор аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 11:16:1704008:30 и 11:16:1704008:31 для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса сроком на три года.
К участию в деле определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.06.2021 привлечена индивидуальный предприниматель Желонкина Юлия Викторовна.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприниматели не согласились с решением, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Предпринимателей, с Желонкиной Ю.В. не заключался договор "для завершения строительства", поэтому Предприниматели, являющиеся собственниками объекта незавершенного строительства, имеют право на предоставление земельного участка без аукциона для завершения строительства данного объекта.
Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании 15.11.2021 истец Русских П.Ю. поддержал свою позицию по делу.
Другие лица явку в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
15.11.2021 в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 часов 18.11.2021. Информация о перерыве размещена в Картотеке арбитражных дел.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ИП Желонкиной Ю.В. был заключен договор от 14.02.2014 N 05-2014 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 11:16:1704008:30 и 11:16:1704008:31 для строительства оздоровительно-банного комплекса.
В пункте 2.1 договора был предусмотрен срок аренды с 02.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно разрешению на строительство (продленный срок до 29.12.2019) планируемым объектом капитального строительства являлся оздоровительно-банный комплекс, 2-х этажный, общей площадью 526,2 кв.м, по проектной документации 01-11-861-000-ПЗ.
Названная проектная документация предусматривает строительство оздоровительно-банного комплекса.
В пункте 2.4 договора от 14.02.2014 предусматривалось условие о продлении договора не неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
27.01.2016 между Администрацией и ИП Желонкиной Ю.В. был заключен без проведения торгов новый договор N 08-2016 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 11:16:1704008:30 и 11:16:1704008:31 для строительства оздоровительно-банного комплекса.
Пункт 2.1 указанного договора предусматривал срок аренды с 01.01.2016 по 30.09.2018.
Указанный договор зарегистрирован.
Дополнительным соглашением от 31.08.2018 пункт 2.1 договора от 27.01.2016 N 08-2016 изложен в редакции, согласно которой срок аренды устанавливается с 01.01.2016 по 31.12.2019.
Дополнительное соглашение зарегистрировано.
В Едином государственной реестре недвижимости имеются сведения, что в границах земельного участка с кадастровым номером 11:16:1704008:31 имеется объект незавершенного строительства с кадастровым номером 11:16:1704008:481, который присвоен 22.11.2019.
13.02.2020 на объект незавершенного строительства зарегистрировано право общей долевой собственности (по 1/2) Русских П.Ю. и Малюк И.Н., приобретенного по договорам купли-продажи доли объекта незавершенного строительства.
Комитет письмом от 20.11.2020 N 9158 на обращение Русских П.Ю. и Малюк И.Н. отказал им в заключении договора аренды вышеназванных земельных участков.
Основаниями отказа в аренде послужили выводы Комитета, что на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки уже предоставлялись для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса, а также что объект недвижимости с кадастровым номером 11:16:1704008:482 (сооружение - открытая площадка), расположенный в границах спорных земельных участков, не может относиться к недвижимому имуществу.
Спор по иску Администрации к Предпринимателям об исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности ответчиков на сооружение (открытая площадка) с кадастровым номером 11:16:1704008:482, об обязании произвести его демонтаж со спорных земельных участков находится на рассмотрении Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4733/2021.
В рамках настоящего дела Предприниматели заявили исковые требования об обязании ответчиков заключить без проведения торгов договор аренды на спорные земельные участки для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и исходил из того, что арендатор земельных участков уже реализовал свое право на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
С 01.03.2015 пункт 21 Закона N 137-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Законом N 171-ФЗ введена с 01.03.2015 статья 39.6 ЗК РФ.
На основании пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает без проведения торгов заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что до 01.03.2015 спорные земельные участки были предоставлены ИП Желонкиной Ю.В. в аренду по договору аренды от 14.02.2014.
После окончания срока действия договора аренды от 14.02.2014 арендатор при отсутствии возражений со стороны арендодателя продолжал пользоваться арендуемым земельным участком, в связи с чем данный договор аренды был возобновлен на неопределенный срок (пункт 2.4 договора, пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор аренды от 14.02.2014 прекратил свое действие с 01.01.2016, поскольку по заявлению арендатора от 14.01.2016 на основании постановления Администрации от 27.01.2016 N 140 с арендатором с 01.01.2016 был заключен новый договор аренды от 27.01.2016 без проведения торгов.
В названном постановлении и в договоре аренды от 27.01.2016 разрешенное использование спорных земельных участков - для строительства оздоровительно-банного комплекса.
Срок аренды земельных участков установлен с 01.01.2016 и составил три года (до 31.12.2019) в редакции дополнительного соглашения от 31.08.2018 к договору аренды от 27.01.2016.
Основанием заключения дополнительного соглашения от 31.08.2018 послужило заявление арендатора (ИП Желонкиной Ю.В.) от 17.08.2018, в котором арендатор указал цель использования земельных участков - для завершения строительства; постановление Администрации от 27.08.2018 N 1199 о внесении изменений в постановление от 27.01.2016 N 140, а именно о предоставлении в аренду земельных участков в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ на период три года (с 01.01.2016 по 31.12.2019).
Из материалов дела видно, что в период аренды земельных участков объект незавершенного строительства поставлен на кадастровый учет (22.11.2019 кадастровый номер 11:16:1704008:481).
Таким образом, поскольку договор от 27.01.2016 заключен после вступления в силу Закона N 171-ФЗ, в редакции дополнительного соглашения от 31.08.2018 он заключен для завершения строительства на срок три года, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что арендатору (ИП Желонкиной Ю.В.) предоставлялись для завершения строительства объекта недвижимости спорные земельные участки в аренду без проведения торгов в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Поскольку с 01.03.2015 предоставление в указанном порядке земельного участка на три года для завершения строительства объекта незавершенного строительства осуществляется однократно, требование Предпринимателей о повторном предоставлении в аренду земельных участков для завершения строительства противоречит положениям действующего законодательства, в связи с этим данное требование не может быть удовлетворено.
В предмет требований по настоящему делу входит только испрашиваемое основание для завершения строительства оздоровительно-банного комплекса.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истцов - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2021 по делу N А29-4734/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Русских Петра Юрьевича и индивидуального предпринимателя Малюк Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4734/2021
Истец: ИП Русских Петр Юрьевич, Малюк Игорь Николаевич, Малюк Игорь Николаевич, Русских Петр Юрьевич
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа "Воркута", КУМИ АМОГО "Воркута"
Третье лицо: Воркутинский городской суд Республики Коми, ИП Желонкина Юлия Викторовна, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута", Рогоза Виктор Владимирович, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми