город Омск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А75-1854/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова аА.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10657/2021) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-1854/2021 (судья Чудинова С.С.), принятое по заявлению акционерного общества "Чкалова 7 корпус 2" (ОГРН 1138601000471, ИНН 8601049037, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 118/1, квартира 3) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН: 1048600009963, ИНН: 8601017571, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, Дзержинского улица, дом 2), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 2), об оспаривании решений,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Хидирова Зарифбека Мухаматжоновича по доверенности от 24.02.2021;
от акционерного общества "Чкалова 7 корпус 2" - Блиновой Елены Сергеевны по доверенности от 11.01.2021 N 1/21;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Хидирова Зарифбека Мухаматжоновича по доверенности от 03.11.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чкалова 7 корпус 2" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, АО "Чкалова 7 корпус 2") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 1 по ХМАО - Югре, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решений от 30.07.2020 N 1265 и N 6, об обязании возместить сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 26 473 339 руб., заявленную к возмещению в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФНС России по ХМАО - Югре, Управление, вышестоящий налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-1854/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 1 по ХМАО - Югре обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, выражая несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что обществом предпринимались попытки получения кредитных денежных средств (представлены доказательства обращения о предоставлении средств) в связи с отсутствием собственных средств, необходимых для достройки жилого дама, указал на то, что фактически попытка получения кредитных средств с 19.03.2013 по 22.02.2017 ограничилась одним обращением к своему же учредителю о получении займа от 25.01.2016 (спустя 3 года после получения ОНС) на сумму 85 млн. руб., при этом, в своем ответе от 15.05.2016 учредитель сообщил о готовности предоставить займ обществу в запрашиваемом размере. Общество не воспользовалось заёмными средствами, документального подтверждения совершения иных попыток поиска источника денежных средств для осуществления строительства не представлено.
По мнению подателя жалобы, налогоплательщик вправе претендовать на налоговый вычет в течение трех лет с момента принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг), указанное право могло быть реализовано налогоплательщиком не позднее 2 квартала 2016 года. Вместе с тем право на налоговый вычет по расходам, связанным со строительством объекта незавершенного строительства, у налогоплательщика утрачено в период, начиная с 4 квартала 2016 года по 3 квартал 2017 года.
Податель жалобы считает, что налогоплательщик с 4 квартала 2014 года продолжать строительство жилого дома не намеревался и, соответственно, не в праве претендовать на перенос срока определения права на отражение в декларации по налогу на добавленную стоимость суммы НДС по расходам, понесенным в 2013-2015 годах с 2016 - 2018 годов на 2019 год. Кроме того, необходимым условием принятия сумм НДС к вычету при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал является восстановление ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС участником общества, осуществившим вложение имущества в уставный капитал. При несоблюдении указанных условий вычет по НДС неправомерен. В силу соблюдения принципа равенства налогообложения праву на налоговый вычет корреспондирует обязанность по внесению в бюджет суммы налога, следовательно, в рассматриваемой ситуации ООО УК "Ореол" должно было восстановить НДС в бюджет.
В письменном отзыве УФНС России по ХМАО - Югре, поддержав позицию Инспекции, просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
АО "Чкалова 7 корпус 2" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе налогового органа, отзыве вышестоящего налогового органа, и письменных поясне6ний.
Представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, письменные пояснения, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Заявитель в силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в спорный период являлся плательщиком НДС.
Обществом 24.07.2019 в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017 года с указанием выручки от реализации объекта незавершенного строительства в сумме 10 млн. руб., в том числе НДС 1 666 666 руб. 67 коп., к вычету заявлена сумма НДС в размере 28 140 006 руб., связанная с расходами на строительство объекта.
В налоговой декларации отражена выручка от реализации объекта незавершенного строительства (далее - ОНС) площадью застройки 3 807 кв.м, степень готовности 2%, инв. N 71:187:002:000050790, лит А, кадастровый или условный номер 86-72-39/010/2009-044, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Югорск, ул.Чкалова, дом 7, корпус 2 в размере 10 000 000 руб., в том числе НДС 1 666 666,67 руб. и налоговые вычеты по НДС в размере 28 140 006 руб., связанные с расходами на строительство реализованного ОНС.
В связи с превышением затрат на строительство над доходами от реализации ОНС в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 26 473 339 руб. (28 140 006 - 1 666 667 = 26 473 339). Таким образом, как полагает налогоплательщик, в рассматриваемой налоговой декларации все отраженные операции связаны с реализацией объекта незавершенного строительства, реализованного обществом на основании договора от 04.04.2019 и вычетами, связанными с расходами на строительство данного ОНС.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом сделан вывод о неправомерности налоговых вычетов по налоговым операциям на сумму 22 500 000 руб., а также о заявлении налогового вычета в размере 5 640 005 руб. 87 коп. за рамками трехлетнего срока.
Решением от 30.07.2020 N 6 налогоплательщику отказано в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению на сумму 26 473 339 руб.
Решением от 30.07.2020 N 1265 обществу доначислен НДС в размере 1 666 667 руб., пени в сумме 216 646 руб., применены штрафные санкции в размере 333 324 руб.
Основанием для отказа в реализации права на вычет послужили:
- нарушение пункта 1.1 статьи 172 НК РФ, выразившееся в заявлении права на вычет за рамками трехлетнего срока с момента принятия приобретенных товаров, работ и/или услуг на учет на сумму 5 640 005,87 руб. (пункт 2.1 Решения);
- нарушение пункта 11 статьи 171 НК РФ, выразившееся в заявлении права на вычет на сумму 22 500 000 руб. по операции по передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал и непредставлении доказательств восстановления ранее принятого НДС к вычету, а также непредставления доказательств непринятия НДС к вычету (пункт 2.2 Решения).
Обществом в вышестоящий налоговый орган подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой Управлением 12.11.2020 вынесено решение N 07-15/1298@ об оставлении решений Инспекции в силе.
Считая решения Инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты Мансийского округа - Югры решение от 23.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 171 НК РФ, в частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В соответствии с абзацем 1 части 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов завершенного капитального строительства.
Согласно абзацу 1 части 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах 1 и 2 части 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном в абзацах 1 и 2 части 1 статьи 172 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных частями 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, могут быть приняты к вычету при одновременном выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (пункт 1 части 2 статьи 171 НК РФ);
- у налогоплательщика имеется счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями НК РФ (абз. 1 части 1 статьи 172 НК РФ);
- приобретенные товар (работы, услуги) приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов (абз. 2 части 1 статьи 172 НК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные частью 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33). Поскольку пунктом 2 статьи 173 НК РФ не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило части 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Из абзаца 2 пункта 28 Постановления N 33 следует, что право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Налогоплательщик вправе применить налоговый вычет, заявленный в налоговой декларации, в том числе в уточненной налоговой декларации, в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов, применение которых ведет к возникновению суммы возмещения (Определение ВС РФ от 01.08.2018 N 306-КГ18-10544).
Возмещение НДС за пределами установленного частью 2 статьи 173 НК РФ срока возможно, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика (Определения Конституционного Суда Российской Федерации, от 03.07.2008 N 630-О-П, от 24.09.2013 N 1275-О, от 22.01.2014 N 63-О, от 27.10.2015 N 2428-О).\
В рассматриваемом случае налогоплательщиком соблюден трехлетний срок на заявление права на вычет по НДС, выводы налогового органа о нарушении Обществом пункта 1.1 статьи 172 НК РФ подлежат отклонению как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно разрешению на строительство N RU86322000-90 от 02.10.2013, целевое предназначение строящегося объекта - Жилой дом N 2, общая площадь квартир 13 705,3 кв.м., количество квартир 240.
В силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Таким образом, вопреки мнению налогового органа у заявителя на момент нахождения в собственности ОНС отсутствовало право на получение налоговых вычетов по приобретаемым материалам (работам, услугам).
Данная позиция также соответствует позиции, изложенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.06.2014 N 03-07-15/29969.
Вместе с тем, реализация объекта незавершенного строительства (ОНС) облагается НДС, в связи с чем у налогоплательщика возникает право на получение налогового вычета по приобретенным им материалам. Трёхлетний срока на обращение с заявлением о получении налоговых вычетов начинает течь с момента возникновения права на получение вычетов, т.е. с даты продажи ОНС.
В рассматриваемой ситуации у общества возникло право на вычет по НДС в момент реализации объекта незавершенного строительства, использования объекта в облагаемых НДС операциях, а не в момент несения затрат на строительство жилого дома.
Налоговые вычеты по НДС отражены в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, поданной 24.07.2019, т.е. в пределах установленного трехлетнего срока.
За период строительства жилого дома с октября 2013 года по апрель 2019 года общество заключило договоры подряда на строительство объекта и понесло затраты, в том числе связанные со строительством в размере 48 898 874,35 руб., в том числе НДС в размере 5 777 487,53 руб., который подлежит возмещению заявителю в качестве налоговых вычетов.
В рассматриваемом случае налоговый орган не оспаривает факт формирования в бюджете источника для возмещения налога на добавленную стоимость.
Материалами дела и документами, представленными налоговому органу в процессе камеральной проверки подтверждается факт уплаты НДС в бюджет контрагентами заявителя.
Так, в материалы дела представлены следующие документы, подтверждающие формирование в бюджете источника для возмещения НДС: копия договора купли-продажи объекта незавершённого строительства от 20.05.2011 N 1 (т. 3 л.д.79-83), заключенного между акционерном Заявителя - ООО "УК "Ореол" и продавцом объекта - закрытым акционерным обществом "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами" (далее - ЗАО "ЮИСП"); копия акта приема-передачи ОНС от 20.05.2011 (т.3 л.д.84); копия свидетельства о регистрации (т. 3 л.д.85); копия счета-фактуры от 19.08.2011 N 82 (т. 3 л.д.78); копия бухгалтерской справки от 10.05.2011 (т. 3 л.д. 86); копии платежных поручений от 20.05.2011, и от 12.05.2011, подтверждающие оплату стоимости ОНС (т.3 л.д.87, 88).
Кроме того, как усматривается из материалов дела, до заключения договора купли-продажи проведена независимая оценка объекта, о чем составлен отчет об оценке объекта от 29.04.2011 N 15-102, согласно которому цена ОНС составляет 117 133 000 руб. без учета НДС. (т. 3 л.д. 89-150).
В материалы дела представлены: копия книги продаж ЗАО "ЮИСП" за 3 квартал 2011 (т. 3 л.д.73-77), в которой в составе выручки отражена счет-фактура от 19.08.2011 N 1 на сумму 147 500 000 руб. в том числе НДС на сумму 22 500 000 руб. (т. 3 л.д.76); копия налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года, предоставленной в налоговый орган ЗАО "ЮИСП" в которой задекларирована выручка от продажи ОНС, НДС в размере 22 500 000 руб. исчислен и уплачен в бюджет; решение о внесении приобретенного у ЗАО "ЮИСП" ОНС в качестве вклада в уставный капитал ЗАО "Чкалова 7 корпус 2" (т.3 л.д. 20-21)
Имущество передано акционером заявителю во исполнение принятого решения по акту приема-передачи от 19.03.2013 (т. 3 л.д. 22-23).
Одновременно с передачей объекта заявителю акционером переданы бухгалтерские справки от 11.04.2013, от 11.04.2013 N 4 (т. 3 л.д.25-28) из которых следует, что сумма передаваемого по Объекту незавершенного строительства НДС составляет 22 500 000 руб., также прилагается счет-фактура от 19.08.2011 N 82, выставленная в рамках договора купли-продажи N 1 от 20.05.2011 при приобретении объекта недвижимости. Из справки N 4 следует, что по счету 19.08 по состоянию на 10.04.2013 ООО "УК "ОРЕОЛ" ДУ ЗПИФ недвижимости "Югра-Проектный" значится сумма НДС в размере 22 500 000 руб. которая 11.04.2013 передается ЗАО "Чкалова 7 корпус 2" на основании справки от 11.04.2013.
Кроме того, налоговыми декларациями по НДС ООО "УК "ОРЕОЛ" и книгами покупок к ним (т.4 л.д.39-152, том 5 л.д. 1-54) за налоговые периоды с 2 квартала 2011 года - периода заключения договора купли-продажи ОНС по 2 квартал 2014 года включительно (за период трех лет с момента покупки ОНС) подтверждается, что НДС по счету-фактуре от 19.08.2011 N 82 в размере 22 500 000 ООО "УК "Ореол" к вычету не принимался.
Из совокупности представленных документов следует, что НДС в размере 22 500 000 руб. исчислен и уплачен в бюджет продавцом ОНС -ЗАО "Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами", что подтверждается налоговой декларацией и книгой продаж к ней (т.3 л.д. 68-74).
НДС в размере 22 500 000 руб. не принят к вычету покупателем ОНС - ООО "УК "ОРЕОЛ" ДУ ЗПИФ недвижимости "Югра-Проектный", учитывался на счете 19.08 и был передан вместе с недвижимым имуществом и документами ЗАО "Чкалова 7 корпус 2 при внесении в качестве вклада в уставный капитал",что подтверждается копиями документов представленных в томе 4 л.д.20-38 и декларациями с книгами покупок ООО "УК "Ореол" т. 4 л.д. 39-152, т. 5 л.д. 1-54).
В соответствии с пунктом 11 статьи 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном частью 3 статьи 170 НК РФ, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.
Согласно части 8 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в части 11 статьи 171 НК РФ, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Из Буквального толкования положений пункта 1 части 3 статьи 170 НК РФ следует, что в случае передачи имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ подлежат восстановлению суммы НДС ранее принятые к вычету при приобретении таких товаров.
Таким образом, в случае, если НДС к вычету не принимался, то при передаче имущества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ суммы НДС восстановлению не подлежат, однако в силу прямого указания части 11 статьи 171 и части 8 статьи 172 подлежат вычету у принимающей стороны.
Заявляя об отсутствии доказательств непринятия ООО "УК "Ореол" спорной суммы НДС к вычету, в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что сумма НДС принята к вычету ООО "УК "Ореол" и по данной причине подлежит восстановлению.
Более того, налоговый орган не представил возражений относительно представленных заявителем копий налоговых деклараций по НДС ООО "УК "Ореол" с приложением к ним книг покупок за все налоговые периоды, в которых спорная сумма НДС могла быть принята к вычету, в представленных налоговых декларациях и регистрах налогового учета к ним - книгах покупок отсутствует информация о спорном счете-фактуре.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт непринятия ООО "УК "Ореол" спорной суммы НДС к вычету и отсутствие основания для восстановления суммы НДС в бюджет.
Исходя из изложенного, довод налогового органа о необходимости ООО "УК "Ореол" восстановления суммы НДС в бюджете и непредставлении документов, подтверждающих непринятие НДС со стоимости ОНС к вычету, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Данные доводы налогового органа были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены судом по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств.
Таким образом, право на вычет по НДС со стоимости затрат на строительство возникло у заявителя в момент реализации объекта незавершенного строительства и использования приобретенного имущества в облагаемых НДС операциях во 2 квартале 2019 года. Именно в этот момент наступило условие для реализации права на вычет, установленное пунктом 1 части 2 статьи 171 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что право на вычет было реализовано заявителем в налоговой декларации за 2 квартал 2019 года, представленной в налоговый орган 10.07.2019, при этом трехлетний срок установленный положениями части 1.1 статьи 172 НК РФ, частью 2 статьи 173 НК РФ истечет 30.06.2022.
Доводы налогового органа о том, что обществом строительство ОНС с 2016 года не велось, что свидетельствует о намеренном затягивании процесса реализации ОНС с целью невозможности осуществления мероприятий налогового контроля, несостоятельны.
Заявителем получено разрешение на строительство от 02.10.2013 N RU 86322000-90 (т. 3 л.д.5), разработана и утверждена проектная декларация на объект строительства (т.3 л.д.6-22).
Как следует из проектной декларации, ЗАО "Чкалова 7 корпус 2" является застройщиком 9-и секционного 5-9-ти этажного многоквартирного жилого дома, разрешение на строительство N RU 86-322000-90 выдано 02.10.2013. Срок строительства - IV квартал 2013 начало и IV квартал 2015 окончание.
Согласно изменениям в проектную декларацию от 23.10.2015 срок действия разрешения на строительство продлен до 09.10.2017.
Далее в проектную декларацию застройщиком многократно вносились изменения в соответствии с требованиями законодательства, последние из которых от 15.03.2016 о продлении срока аренды земельного участка, от 10.05.2016 - о фирменном наименовании Застройщика, что в силу положений статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ свидетельствует о намерениях продолжить строительство объекта.
Материалами дела также подтверждается, что Заявитель заключил ряд договоров строительного подряда в целях организации строительства объекта, в процессе строительства стороны оформляли соответствующие первичные документы акты, счета-фактуры (т. 2 л.д.1-124).
Подрядные организации в процессе строительства жилого дома выставляли заявителю счета-фактуры, исчисляли и уплачивали НДС в бюджет, при этом застройщик учитывал затраты на строительство жилого дома на счете 08.76, а суммы НДС на счете 19.76 (копии документов представлены в материалы дела в виде анализа счета 19, 08, и отчета по проводкам за период с августа 2013 по июнь 2019 (т. 3 л.д. 27-65).
Исходя из изложенного, материалами дела подтверждается, что застройщик приобретал товары, работы и услуги, связанные со строительством многоквартирного жилого дома. При этом, операции по реализации жилых домов не подлежат налогообложению НДС в силу положений пункта 22 части 3 статьи 149 НК РФ.
Как следует из представленных документов, обществом предпринимались попытки получения кредитных денежных средств (представлены доказательства обращения о предоставлении средств) в связи с отсутствием собственных средств, необходимых для достройки жилого дома, однако денежные средства обществу не были предоставлены.
Данная ситуация не свидетельствует о намеренных действиях общества о создании схемы уклонения от проверки документов, подтверждающих выполнение работ (приобретения материалов), налоговым органом.
Согласно пояснениям представителя общества, заявитель после приобретения ОНС собирался достроить его, однако после 2014 года в связи с ухудшением финансово- экономической ситуации не смог этого сделать собственными силами и средствами, в связи с чем, был вынужден обратиться за предоставлением финансовой помощи, каковая, однако, не была получена. Именно из-за тяжелого финансового положения ОНС и был продан.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФв любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку налоговый орган при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-1854/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1854/2021
Истец: АО "ЧКАЛОВА 7 КОРПУС 2", Восьмой Арбитражный Апелляционный суд, ООО "ЦЕНТР-СИРИУС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре