город Омск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А70-7721/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11328/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2021 по делу N А70-7721/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат" (ОГРН 1071690035185, ИНН 1658087524, адрес: 626150, Тюменская область, город Тобольск, территория Восточный промышленный район-квартал 9, дом 1/1) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Федерального агентства воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002, ИНН 7714549744, адрес: 125167, город Москва, проспект Ленинградский, дом 37), Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1), о признании незаконным бездействия по непринятию в собственность Российской Федерации древесины, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14, об обязании в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу реализовать свои властные полномочия, принять в собственность Российской Федерации и распорядиться древесиной, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - Шевалевой Натальи Сергеевны по доверенности от 12.04.2021 N 72-ПС-01/3780;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский нефтехимический комбинат" (далее - заявитель, ООО "ЗапСибНефтехим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - заинтересованное лицо, МТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия по непринятию в собственность Российской Федерации древесины, образованной в результате сноса древесно- кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных ООО "ЗапСибНефтехим" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14, об обязании в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу реализовать свои властные полномочия, принять в собственность Российской Федерации и распорядиться древесиной, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных ООО "ЗапСибНефтехим" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация) и департамент лесного комплекса Тюменской области (далее -Департамент лесного комплекса).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2021 по делу N А70-7721/2021 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие МТУ Росимущества по непринятию в собственность Российской Федерации древесины, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных ООО "ЗапСибНефтехим" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14; на МТУ Росимущества возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу реализовать свои властные полномочия, принять в собственность Российской Федерации и распорядиться древесиной, образованной в результате сноса древесно-кустарниковой растительности в границах земельных участков, предоставленных ООО "ЗапСибНефтехим" по договору аренды земельных участков от 22.09.2020 N Д-140-14. Этим же решением с МТУ Росимущества в пользу Общества взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие у МТУ Росимущества полномочий на принятие и реализацию древесно-кустарниковой растительности, полученной при расчистке земельных участков категории земель промышленности, отсутствие нормативного регулирования способа и порядка реализации такой древесно-кустарниковой растительности.
ООО "ЗапСибНефтехим" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя МТУ Росимущества, установил следующие обстоятельства.
ООО "ЗапСибНефтехим", являясь дочерним зависимым обществом ПАО "СИБУР Холдинг", в рамках исполнения подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30.10.2013 N Пр-2546 по развитию аэропортовой и аэродромной инфраструктуры в г. Тобольске реализует инвестиционный проект "Строительство аэропорта в г.Тобольск" (далее - аэропорт).
Распоряжением Губернатора Тюменской области от 05.07.2018 N 61-р "О соответствии проекта показателям масштабного инвестиционного проекта" Аэропорт признан масштабным инвестиционным проектом Тюменской области.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 N 970-р сформированные и поставленные ранее на кадастровый учет участки лесного фонда общей площадью 48,1039 га, переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности) для строительства аэропорта.
Между Росавиацией и ООО "ЗапСибНефтехим" без проведения торгов заключен договор от 22.09.2020 N Д-140-14 аренды указанных выше земельных участков, находящихся в федеральной собственности (кадастровые NN 72:16:0000000:2028, 72:16:0000000:2030, 72:16:00000002029, 72:16:0000000:2040, 72:16:191008:149), вид разрешенного использования: воздушный транспорт, для размещения и эксплуатации объекта регионального значения - аэропорт в городе Тобольске (далее - договор аренды).
Условиями договора аренды предусмотрено право арендатора использовать участки по указанному в договоре целевому назначению и в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования "Воздушный транспорт" и предпринимать необходимые действия по устранению причин, препятствующих такому использованию (пункт 4.3.2 договора аренды).
В связи с тем, что расположенная на указанных выше земельных участках древесно-кустарниковая растительность (далее - ДКР) препятствовала использованию участков в соответствии с их целевым назначением, земельные участки были очищены от ДКР, вследствие чего образовалось 8 074,458 куб. м древесины, в том числе древесина, обладающая потребительскими свойствами, предполагающими возможность ее последующей реализации и/или использования в производстве, и условная древесина (корни, пни и так далее), что подтверждается актом натурного обследования от 23.12.2021, подготовленным ФГБУ "Рослесинфорг".
Как указывает заявитель, МТУ Росимущество бездействует, не реализуя свои властные полномочия в части распоряжения древесиной, которая является собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате сноса ДКР, нарушая права и законные интересы ООО "ЗапСибНефтехим" в сфере предпринимательской деятельности и вынуждая его нести расходы на хранение федерального имущества.
Ссылаясь на изложенное обстоятельства, ООО "ЗапСибНефтехим" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 06.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1); осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4); организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4).
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1); Территориальный орган в установленной сфере деятельности самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункт 4.1.1).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о том, что МТУ Росимущества обязано реализовать полномочия собственника в отношении спорной древесины.
Вопреки доводам МТУ Росимущества, у заявителя как арендатора спорного земельного участка не возникает право собственности на древесину на основании пункта 1.3 договора аренды договор от 22.09.2020 N Д-140-14, в соответствии с которым плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования участков, принадлежат арендатору, согласно статьям 136 и 606 ГК РФ.
Древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на земельных участках, не является плодом использования этих земельных участков, поскольку земельные участки предоставлены ООО "ЗапСибНефтехим" в целях строительства аэропорта в городе Тобольске, соответственно, результатом использования земельных участков будет построенный в соответствии с разрешением на строительство аэропорт вместе со всеми сооружениями, входящими в его состав.
Древесина, образовавшаяся в результате сноса ДРК, становится самостоятельной вещью и предметом гражданского оборота, не будучи плодом древесно-кустарниковой растительности, так как ее возникновение сопряжено с гибелью ДКР.
Таким образом, древесина не связана с эксплуатацией земельных участков и не является плодами и собственностью арендатора.
При вышеизложенных обстоятельствах позиция заинтересованного лица об отсутствии у него полномочий на принятие и реализацию ДКР, полученной при расчистке земельных участков категории земель промышленности, отсутствии нормативного регулирования способа и порядка реализации такой ДКР, основана на неверном толковании нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы правовой компетенции и полномочий Росимущества.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки МТУ Росимущества о внесении в его адрес представления прокуратуры Тюменской области от 27.04.2021 N 7-533-2021 поскольку, из текста акта прокурорского реагирования следует, что в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушений в деятельности МТУ Росимущества при выборе способа реализации древесины с неправомерным правоприменением положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" без учета категории земель.
Как следует из представления прокуратуры, МТУ Росимущества осуществлена реализация древесины, заготовленной на землях промышлености, по порядку, которым не предусмотрена ее реализация, а также выявлены нарушения действующего законодательства, связанные с неразмещением информации о проведенных торгах на определенном Правительством Российской Федерации официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области делу N А70-5226/2020, оставленного без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020, подлежат уклонению доводы МТУ Росимущества о наличии прав распоряжения спорной ДКР у Росавиации, поскольку Росавиация наделена полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку МТУ Росимущества при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2021 по делу N А70-7721/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7721/2021
Истец: ООО "ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: 8ААС, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8666/2021
16.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12876/2021
18.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11328/2021
06.07.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7721/2021