г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А56-4397/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Новикова О.В., на основании доверенности от 02.03.2021,
от заинтересованных лиц: 1. представитель не явился, извещен, 2. представитель Федов Н.Л., на основании доверенности от 28.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31036/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2021 по делу N А56-4397/2021, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Планета" (адрес: Россия, 194355, Санкт-Петербург, Суздальский проспект, дом 7, стр.1, помещение 1Н, офис 4, ОГРН: 1037804061020, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2003, ИНН: 7802217025)
заинтересованные лица: 1. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, Дата присвоения ОГРН: 17.12.2002, ИНН: 7832000076); 2. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера А, помещение 2-Н, ОГРН: 1177847189190, Дата присвоения ОГРН: 29.05.2017, ИНН: 7840066803)
о признании незаконным отказа в продлении срока действия договора, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Планета" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.12.2020 N 05-19-100368/20-0-1, в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 25.03.2009 N 02/ЗК-07312 о продлении срока действия указанного договора на три года, об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 25.03.2009 N 02/ЗК-07312 о продлении срока действия указанного договора на три года.
Решением от 29.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права; ссылается на отсутствие оснований для продления договора ввиду допущенных Обществом нарушений условий договора.
В судебном заседании Учреждение поддержало доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета, арендодатель) и Обществом (арендатор) 25.03.2009 заключен договор N 02/ЗК-07312 (далее - договор) аренды земельного участка площадью 395 кв.м с кадастровым номером 78:5505:1030, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Симонова, участок 30 (северо-восточнее дома 10, корпус 1), для использования под торговый павильон.
Договор заключен сроком по 25.01.2012 и зарегистрирован в установленном порядке 23.06.2009, номер регистрации 78-78-01/0320/2009-158.
02.12.2010 между арендодателем и арендатором подписано дополнительное соглашение N 2 к договору об изменении размера арендной платы по договору. Названное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 12.03.2011, номер регистрации 78-78-39/003/2011-206.
Дополнительным соглашением N 3 к договору от 23.08.2013 стороны договора внесли ряд изменений в договор, в том числе уточнили площадь и кадастровый номер участка - 78:36:5505:1030, 400 кв.м, использование участка под торговый павильон-кафе, продлили срок действия договора до 21.08.2018.
По истечении срока действия договора арендатор продолжил пользоваться участком и в отсутствие возражений арендодателя действие договора было возобновлено на неопределенный срок.
В соответствии с положениями частей 6-8 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) 28.10.2020 Общество обратилось в Учреждение с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего увеличение срока действия договора на три года.
Уведомлением от 16.12.2020 N 05-19-100368/20-0-1 в заключении дополнительного соглашения отказано со ссылкой на нарушение пунктов 4.3.16 и 4.6 договора, а также положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Из названного уведомления следует, что 13.08.2020 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование предоставленного в аренду участка, в результате которого установлено, что на участке размещен нестационарный торговый объект - павильон площадью 346 кв.м с вывеской "Кафе.Очаг" (далее - Объект).
Объект разделен на 3 секции:
* секция по реализации продовольственных товаров (хозяйственная деятельность осуществляется ИП Аскеровым Э.А.О. (ОГРНИП 319784700341622));
* секция - пункт общественного питания (реализуется крепкая алкогольная продукция), хозяйственная деятельность в котором осуществляется неустановленными лицами. Уголок потребителя, кассовый аппарат, товарные чеки не предоставлены;
- секция по реализации продовольственных товаров (закрыта).
Считая отказ в заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в деле доказательств нарушения Обществом условий договора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга". Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктами 1.2 и 1.3 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах. Он является уполномоченным органом по осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование земельных участков - это визуальный осмотр должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга земельных участков с целью проверки соблюдения условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости.
Согласно пункту 1.4 названного распоряжения предметом обследования является соблюдение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами прав Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, а также требований по использованию объектов недвижимости, в том числе: требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство и (или) перепланировку; порядка распоряжения и использования объектами нежилого фонда; требований по оформлению документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках; требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования; соблюдение условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости; выполнения требований Комитета об устранении выявленных нарушений.
На основании пункта 3.1 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводиться должностными лицами Комитета без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
Результаты обследования отражаются в соответствующем акте.
Из приведенных положений распоряжения N 11-р следует, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга вправе проводить осмотр объектов недвижимости, переданных в аренду, с целью проверки соблюдения условий договора, что означает в то же время, что такие проверки должны осуществляться в рамках условий соответствующих договоров.
В данном случае обследование земельного участка было произведено в рамках полномочий, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а также в рамках гражданско-правовых отношений.
С учетом изложенного проведение проверки использования объекта в рамках спорного договора могло осуществляться без участия правообладателя объекта недвижимости.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осуществлял проверку фактического пользования участка, являясь лицом, уполномоченным на совершение данных действий. Его действия по обследованию участка были направлены на выявление фактического состояния участка, соблюдение условий договора.
Таким образом, акты обследования Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга являются надлежащими доказательствами по делу и обязанность уведомлять арендатора о выезде на участок для Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга не установлена.
Сведения, зафиксированные в акте обследования, Обществом не опровергнуты.
Из акта обследования следует, что во время обследования велась фотофиксация фотоаппаратом Olympus Tough TG-5 (заводской номер BHVA86329); расчет площади осуществлялся в соответствии с проведенными линейными промерами лазерным дальномером BOSCH GML 120 с (заводской номер 808041342), свидетельство о поверке от 19.05.2020 АПМ N 0012472, действительно до 18.05.2021.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, представленный акт обследования от 13.08.2020 с приложенной к нему фототаблицей в полной мере подтверждают доводы Учреждения о допущенных Обществом нарушениях условий договора в части соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Начисленный в связи с выявленными нарушениями штраф Обществом не оплачен (претензии от 16.12.2020 N ПР-42301/20-0-0 и N ПР-42305/20-0-0), нарушения не устранены.
Частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатору земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставлено право до 01.03.2021 потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при соблюдении трех условий, в том числе если договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1), а также если на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды (пункт 2).
Поскольку в данном случае не соблюдены требования абзаца 3 части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ в части отсутствия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, в заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора отказано правомерно.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 2 статьи 621 того же Кодекса если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, к моменту обращения Общества в Учреждение с требованием о заключении дополнительного соглашения срок действия договора, определенный дополнительным соглашением от 23.08.2013 N 3, истек (21.08.2018), то есть договор не являлся срочным и действовал в режиме неопределенного срока.
Более того, в претензиях от 16.12.2020 N ПР-42301/20-0-0 и N ПР-42305/20-0-0 Учреждение указало на необходимость явки для подписания соглашения о расторжении договора в случае неоплаты штрафа и неустранения нарушений, то есть по сути выразило волю на прекращение договора.
При таких обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ условия для понуждения ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды о продлении срока его действия.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2021 по делу N А56-4397/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4397/2021
Истец: ООО "Планета"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"