г. Москва |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А40-175098/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-175098/20 по иску Акционерного общества "СГ-транс" (ОГРН: 1047740000021; юр. адрес: 117393, г. Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 22, XXVII, комн. 8) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) о взыскании 255 090 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Люмкина И.Н. по доверенности от 25.12.2020
от ответчика: Дорощенкова Е.С. по доверенности от 04.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "СГ-Транс" (далее - АО "СГ-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 255 090 рублей неустойки по договору N ТОР-ЦДИЦВ/50 на выполнение текущего отцепочного ремонта от 05.02.2015.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.02.2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявители указывают на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующими файлами размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением от 09.09.2021 г. суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела N А40-175098/20 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.10.2021 г. представитель истца заявил ходатайство об отказе от удовлетворения исковых требований в части взыскания неустойки в размере 212 603 рублей 73 копеек. Поддержал исковые требования в части взыскания 42 486 рублей 27 копеек.
Ответчик возражал по доводам исковых требований в части взыскания 39 145 рублей 07 копеек.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает частичный отказ от исковых требований, прекращает производство по делу в данной части, приходит к выводу об обоснованности исковых требований в размере 42 486 рублей 27 копеек.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований истец сослался на то, что между ОАО "СГ-транс" и ОАО "РЖД" заключен Договор на выполнение текущего отцепочного ремонта N ТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015.
12.12.2014 г. в соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", наименование юридического лица ОАО "СГ-транс" приведено в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ, тем самым изменилось фирменное наименование ОАО "СГ-транс" на Акционерное общество "СГ-транс", что подтверждается выпиской из протокола Внеочередного Общего собрания акционеров N 08/14 от 05.12.2014 г., свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и листом записи ЕГРЮЛ о внесении изменений в учредительные документы юридического лица от 12.12.2014 г.
Согласно п. 3.5 Договора Подрядчик принимает на себя обязательство производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов Заказчика в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". Причем, продолжительность нахождения одного грузового вагона Заказчика в текущем ремонте (ТР-2) не должна превышать 78 часов начиная с 00 часов 00 минут суток, следующими за сутками прибытия грузового вагона на станцию проведения ТР-2.
Согласно п. 5.3 Договора за нарушение Подрядчиком срока проведения ТР-2 грузовых вагонов Заказчик вправе взыскать с Подрядчика пени в размере 40 рублей за каждый час просрочки.
Согласно п. 3.1. Договора, отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется Подрядчиком уведомлением формы ВУ-23-М ЭТД, выпуск вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36-М ЭТД, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ТР-2.
В нарушение п. 3.5. Договора Подрядчиком: в лице Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в период с 24.03.2020 по 29.06.2020 допущен сверхнормативный простой в текущем ремонте вагонов собственности Заказчика.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В суд апелляционной инстанции от АО "СГ-Транс" поступило ходатайство о частичном отказе от исковых требований в размере 212 603 рублей 73 копеек, подписанное представителем по доверенности N 2 от 11.01.2021 Н.Я. Головий.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявление истца об отказе от иска в части взыскания 212 603 рублей 73 копеек неустойки подлежит удовлетворению, поскольку заявлено уполномоченным на то лицом, отказ от исковых требований в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования о взыскании 42 486 рублей 27 копеек, опровергая доводы ответчика, приходит к нижеследующим выводам.
В п. 5.3 Договора отсутствуют условия, по которым неустойка не должна предъявляться, в случае не предоставления истцом сведений о принадлежности вагонов.
Согласно п.1.2. Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (далее - Правила), Собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации (железной
дороги) приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в автоматизированном режиме для формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ).
Согласно п. 2.8. Правил Железнодорожная администрация несет полную ответственность за достоверность представленных данных по собственным грузовым вагонам, направленных в ИВЦЖА, а ИВЦЖА - за достоверность информации, направленной в АБД ПВ.
В соответствии с п. 4.7. Правил при передаче собственных грузовых вагонов во временное пользование в АБД ПВ на основании заявки железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, делается отметка об арендаторе вагонов с сохранением записи о собственнике.
Справка 2612 ИВЦ ЖА содержит основные данные о вагоне: дата постройки, последние виды ремонтов, продлен или нет, собственник и арендатор, приписку, регистрацию и изготовителя вагона, которые содержатся в базе АБД ПВ.
Все текущие ремонты были оплачены АО "СГ-транс", что подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями, что говорит о том, что у ОАО "РЖД" была информация о принадлежности (собственнике) вагонов. Не владея данной информацией вагоны не были бы допущены на жд пути перевозчиком.
Ответчик осуществляет перевозку вагонов, обнаруживает их неисправность при техническом осмотре, документально фиксирует обнаружение неисправностей (составление уведомлений формы ВУ-23-М (ВУ-23), введение сообщений 1353 в АБД ПВ), переводит неисправные вагоны в нерабочий парк, отцепляет неисправные вагоны от поезда, направляет неисправные вагоны в текущий отцепочный ремонт, устраняет возникшие неисправности вагонов в текущем отцепочном ремонте, после ремонта переводит вагоны в рабочий парк, выпуская их из ремонта.
Таким образом, только от воли ответчика зависит своевременность осуществления вышеуказанных действий после поступления грузового вагона истца на станцию примыкания к эксплуатационному вагонному депо, производящему ТР-2.
Вместе с тем, факт принадлежности вагонов истцу на праве собственности/аренды подтверждается актами выполненных работ по оплаченным ремонтам спорных вагонов по договору N ТОР-ЦДИЦВ/50 от 05.02.2015.
Довод ответчика о непринадлежности вагонов истцу необоснован по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1 Договора, ответчик принимает на себя обязательства производить текущий ремонт грузовых вагонов, принадлежащих истцу на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Согласно отзыву ответчик подтверждает факт выполнения текущего ремонта грузовым вагонам за счет истца. То есть, ответчик принял вагоны в ремонт, осуществил ремонт вагонов, выставил Истцу, в соответствии с п. 3.10 Договора, документы по выполненному ремонту указанных грузовых вагонов, тем самым подтвердив факт принадлежности вагонов истцу на праве собственности или ином законном основании.
В ином случае, ответчик не имел оснований к выполнению текущего ремонта спорных вагонов и не имел права выставлять истцу требования об оплате текущего ремонта спорных вагонов. В материалы дела истцом представлены документы в виде акта формы ВУ-23 (подтверждает отцепки вагону и принятие вагона в ремонт), Расчетно-дефектную ведомость (подтверждает факт выполнения ремонта с указанием услуг и их стоимости) и акт формы ВУ-36 (подтверждает факт выпуска вагона их ремонта), которые подписаны как представителями истца, так и представителя ответчика
Вместе с тем, принадлежность вагонов истцу подтверждается следующими обстоятельствами.
В соответствии с п.4.2.3 Договоров аренды N 10-129-16-НГ от 01.01.2016 и N 02/505/14 от 26.11.2014 с ООО "Брансвик Рейл" "Арендодатель", "Арендатор" АО "СГ-транс" обязан обеспечивать своевременно и за свой счёт проведение Текущего (отцепочного) ремонта вагонов N 54305818, 54301478, 54352356, 84326137, 54327887. Передача вагонов в аренду подтверждается актом N 29 от 20.04.2015 приема-передачи к договору аренды N 02/505/14 от 26.11.2014 (вагон N 54352356) и актом приема-передачи вагонов в аренду от 01.01.2016 к договору аренды N 10-129-16-НГ от 01.01.2016 (вагоны 54305818 - позиция 191, 54301478-позиция 11, 84326137- позиция 152, 54327887-позиция 271).
В соответствии с п.4.1.1. Договора N ОВ/К-9403-01-01 от 18.09.2013 с ЗАО "Сбербанк Лизинг", Лизингополучатель (АО "СГ-транс") обязан за свой счёт осуществлять плановый и текущий ремонты - вагона N 76666874. Передача вагона подтверждается актом о приеме имущества в лизинг от 23.09.2013 (позиция 197).
В соответствии с п. 1.2.3. Договора на сервисное обслуживание N НХТК.49 от 02.10.2018 с ООО "НХТК", Исполнитель (АО "СГ-транс") обязан за свой счёт осуществлять плановый и текущий ремонты - по вагонам N94546074, 57756926, 57760076, 50756659, 55203244. Передача вагонов на сервисное обслуживание подтверждается Приложением N1 к Договору NНХТК.49 (вагоны 57756926 - позиция 1487, 57760076 - позиция 1549, 55203244 - позиция 942) и Приложением N1.5 к Договору NНХТК.49 (вагоны 94546074 - позиция 857, 50756659 - позиция 492).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 150, 176, 266-268, пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 04 февраля 2021 года по делу N А40-175098/20 отменить.
Принять отказ Акционерного общества "СГ-транс" (ОГРН: 1047740000021) от исковых требований в части взыскания Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) неустойки в размере 212 603 рублей 73 копеек.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) в пользу Акционерного общества "СГ-транс" (ОГРН: 1047740000021) неустойки в размере 42 486 рублей 27 копеек, государственную пошлину по иску в размере 1 349 рублей 41 копейки, государственную пошлину по апелляционной жалобе истца в размере 499 рублей 66 копеек.
Возвратить Акционерному обществу "СГ-транс" (ОГРН: 1047740000021) из средств федерального бюджета 3 376 рублей 28 копеек государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175098/2020
Истец: АО "СГ-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"