г. Владимир |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А43-4758/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-С" (ИНН 0703006380, ОГРН 1080719000383) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.09.2021 по делу N А43-4758/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-С" о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 06.10.2020 N 320.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Агро-С" - Илларионова Е.Ф. по доверенности от 11.12.2020 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - Тарасова И.А. по доверенности от 05.07.2021 N ПФО-014-07-15/1105 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Акционерное общество "Карьер", общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская лаборатория специальных экспертиз", публичное акционерное общество "Россети Волга", администрация Вольского муниципального района Саратовской области - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) от 06.10.2020 N 320 у общества с ограниченной ответственностью "Агро-С" (далее по тексту - Общество) изъят земельный участок с условным номером записи 64:08:020802:7:ЗУ1 площадью 60 340 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 64:08:020802:7, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 64:08:000000:48, площадью 400400 +/- 974 кв.м., по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское МО. Приказом Департамента от 28.06.2021 N225 в пункты 1, 2 приказа от 06.10.2020 N320 внесены изменения в части уточнения границ и площади земельного участка.
Не согласившись с приказом от 06.10.2020 N 320, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 02.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющихся для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Указывает, что утвержденная схема расположения земельного участка с условным номером записи 64:08:020802:7:ЗУ1, которая является приложением к приказу, разработана с нарушением предусмотренных частью 12 статьи 11.10, статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а также требованиям, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, что приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности рационального использования земель. По мнению Общества, земельный участок изымается не для государственных или муниципальных нужд, а исключительно для нужд и в интересах третьего лица - акционерного общества "Карьер".
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Департамент в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из части 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 названного кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442 (далее - Перечень N 442).
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в собственности Общества находится земельный участок с кадастровым номером 64:08:020802:7, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 64:08:000000:48, расположен по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское МО. Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В отношении указанного земельного участка в адрес Департамента поступило ходатайство акционерного общества "Карьер" об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд от 02.07.2020 б/н (вх.N чт-1094 от 02.07.2020) с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств акционерного общества "Карьер".
По результатам рассмотрения указанного ходатайства Департамент издал приказ от 06.10.2020 N 320 об изъятии земельного участка с условным номером записи 64:08:020802:7:ЗУ1 площадью 60340 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 64:08:020802:7, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 64:08:000000:48, площадью 400400 +/- 974 кв.м., по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское МО. Приказом Департамента от 28.06.2021 N 225 внесены изменения в пункты 1, 2 приказа от 06.10.2020 N 320 в части уточнения границ и площади земельного участка.
Акционерное общество "Карьер", являясь недропользователем на основании выданной лицензии на право пользования недрами СРТ 01543 ТЭ (дата государственной регистрации 09.04.2013) с целью добычи мела и гипса месторождения "Коммунар" для производства цемента, ПеречнемN 422 отнесено к организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии, указанным в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Минэкономразвития России приказом от 23.04.2015 N 250 утвердило требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов (далее - Требования), в пункте 4 которых предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии: копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе; копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 названного кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 названного кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В рассмотренном случае Общество приложило к ходатайству об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд от 02.07.2020 документы, предусмотренные Требованиями, что при наличии соответствующей лицензии и отсутствия оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации для отказа в принятии решения об изъятии, позволило Департаменту издать приказ от 06.10.2020 N 320, являющийся предметом настоящего спора.
Комиссией Департамента установлено, что предлагаемый к изъятию для государственных нужд земельный участок расположен в контуре проекции на земную поверхность границ участка недр, предоставленного в пользование акционерному обществу "Карьер" в соответствии лицензией СРТ 01543 ТЭ (дата государственной регистрации 09.04.2013).
Данное обстоятельство подтверждено письмом Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу" от 10.07.2020 N 05-02/744 (л.д. 122, том 1).
Копии приказов от 06.10.2020 N 320, от 28.06.2021 N 225 направлены Обществу, акционерному обществу "Карьер", в орган регистрации прав по Саратовской области, а также размещены на официальном сайте Приволжскнедра в сети "Интернет" и опубликован в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения на сайте Вольского муниципального района Саратовской области.
Довод Общества о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку на графической части схемы изображены границы образуемого земельного участка, границы учтенных в государственном кадастре земельных участков, в то числе исходного земельного участка (границы образуемого земельного участка накладываются на границы исходного земельного участка), указан номер кадастрового квартала, кадастровые номера земельных участков, приведены ссылки на условные обозначения с их расшифровкой, обозначены характерные поворотные точки границ образуемого земельного участка, в отношении которых определены их координаты и определена площадь.
При этом указанные требования соблюдены и при предоставлении первоначальной схемы (л.д.19, том 1), и при уточнении границ и площади образуемого земельного участка (л.д.67, том 3).
Таким образом, представленные схемы соответствуют требованиям, предъявляемым к форме схемы, формату и требованиям к ее подготовке. Информации, указанной и отображенной на представленных схемах, достаточно для принятия решения об изъятии земельного участка.
Довод Общества о том, что схема, подготовленная Обществом, не соответствует установленным требованиям, поскольку в ней отсутствуют границы исходного земельного участка в полном объеме, а также неверно указаны системы координат обоснованно не принят судом первой инстанции в силу следующего.
Утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 Требования не содержат указания на необходимость изображения границ исходного земельного участка в полном объеме. В соответствии с требованиями части 4 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 6 указанного приказа N762, пунктом 2 приказа Росреестра от 23.10.2020 NП/0393 в схеме расположения земельного участка список координат характерных точек границ образуемого земельного участка приведен в местной системе координат - МСК 64.
В рассматриваемом случае приказом от 28.06.2021 N 225 Департамент внес изменения в оспариваемый приказ от 06.10.2020 N 320, которым уточнены границы и площадь подлежащего изъятию земельного участка.
Исходя из схемы расположения земельного участка и схемы, приведенной в представленном заключении кадастрового инженера от 17.08.2021, следует, что образуемый для изъятия земельный участок находится в границах земельного участка Общества с кадастровым номером 64:08:020802:7.
Кроме того, пунктом 4 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Также статьей 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, после принятия уполномоченным органом соответствующего решения об изъятии в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков.
Таким образом, доводы Общества о наличии реестровых ошибок, а также о пересечении границ образуемого земельного участка с границами участков, собственником которых Общество не является, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа.
Довод Общества о несоответствии образуемого земельного участка требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации судом также правомерно отклонен как необоснованный, поскольку из содержания указанной нормы следует, что само по себе вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица не является безусловным основанием для отказа в формировании границ земельного участка, если только не доказано, что это препятствует рациональному использованию земель. В рассматриваемом случае таких доказательств заявителем не приведено. Равно как не представлено и доказательств, что изъятие рассматриваемых земельных участков приведет к невозможности дальнейшего использования Обществом оставшихся частей принадлежащих ему земельных участков.
При этом действующее законодательство не раскрывает понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что доля иностранного юридического лица в уставном капитале акционерного общества "Карьер" на момент обращения с соответствующим ходатайством составляла более 50%, судом обоснованно отклонен, поскольку в рассмотренном случае земельный участок изымается для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ по недропользованию за счет средств недропользователя, а не передается в собственность третьих лиц, а поэтому положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применимы к спорным правоотношениям.
Таким образом, оспариваемый приказ Департамента соответствует требованиям статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25.2 Закона о недрах.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.09.2021 по делу N А43-4758/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-С" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агро-С" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01.09.2021 N 30.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4758/2021
Истец: ООО "АГРО-С"
Ответчик: АО "КАРЬЕР", Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, отдел геологии и лицензирования по САратовской области
Третье лицо: Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, ПАО "Россети Волга", Арбитражный суд Саратовской области, ООО "Научно-исследовательская лаборатория специальных экспертиз"