город Томск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А45-9601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судбеного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (N 07АП-8487/2021) на решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-9601/2021 (судья Петрова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские жилые кварталы" (Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Центральная, здание БV-1, помещение 63-73, ОГРН: 1135476036750, ИНН: 5433192206) к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН 5406418091), г. Новосибирск, пр. Красный, 50, ОГРН: 1075406048112, ИНН: 5406418091), о признании незаконным отказа,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, Колыванский район, рп Колывань, улица Ленина, дом 79, кабинет 23, ОГРН: 1105406000798, ИНН: 5406558540).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Куркина Ю.А. - доверенность от 24.04.21
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские жилые кварталы" (далее - заявитель, общество, ООО "Сибирские жилые кварталы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ООО "Сибирские жилые кварталы" муниципальной услуги, выраженного в уведомлении от 24.03.2021 N 30/055/04839 об отказе в приеме заявления на подготовку градостроительного плана земельного участка, обязании оказать муниципальную услугу по подготовке, регистрации и выдаче градостроительного плана земельного участка - принять заявление ООО "Сибирские жилые кварталы" на подготовку градостроительного плана земельного участка и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:031850:20 с указанием всех видов разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Новосибирска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.07.2021 заявленные требования удовлетворены, решение Департамента об отказе в предоставлении ООО "Сибирские жилые кварталы" муниципальной услуги, выраженное в уведомлении от 24.03.2021 N 30/055/04839 об отказе в приеме заявления на подготовку градостроительного плана земельного участка признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на ошибочность вывода суда перовой инстанции об отсутствии доказательств вхождения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории, поскольку с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности (16.03.2021) в силу части 2 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ, учитывая Постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2021 N 67, приостанавливается предоставление земельных участков. Кроме того, указывает, что 01.06.2021 заявителю выдан градостроительный план спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 262 Арбитражн6ого процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Сибирские жилые кварталы" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Сибирские жилые кварталы" обратилось в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска с запросом от 16.03.2021 N 0321-03/1 о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35:031850:20.
Уведомлением от 24.03.2021 N 30/05.5/04839 заявителю отказано в приеме заявления на подготовку градостроительного плана.
Посчитав, что отказ в приеме документов противоречит требованиям части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Административному регламенту, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Департамента оснований для отказа в принятии заявления ООО "Сибирские жилые кварталы".
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В силу части 3 названной статьи целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
При этом в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке входит и градостроительный план земельного участка (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).
Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть 7 статьи 56 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Фактически градостроительный план является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
С выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.
Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ).
Основанием для отказа в выдаче обществу градостроительного плана послужил вывод Департамента о том, что представленные обществом документы по форме и (или) содержанию не соответствуют требованиям законодательства, поскольку согласно Постановлению N 67-п и с учетом части 2 статьи 12.1 Закона N 325-ОЗ с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, в целях предотвращения и неблагоприятного воздействия антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка, объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции (часть 1 статьи 1).
Действие настоящего Закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении, предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 25.06.2019 N 2327 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке, регистрации и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - административный регламент).
Согласно пунктам 2.1-2.3 Административного регламента муниципальная услуга по выдаче градостроительного плана земельного участка от имени мэрии осуществляется структурным подразделением департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии.
Процедура приема документов регламентирована параграфом 3.2 Административного регламента. Основанием для начала административной процедуры по приему документов на получение муниципальной услуги либо отказу в приеме документов является обращение заявителя в письменной форме с документами в соответствии с пунктами 2.6, 2.7 административного регламента, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ (пункт 3.2.1).
Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, подаются в письменной форме с представлением заявления по образцу согласно приложению 1 к Административному регламенту, копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя заявителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя) (пункты 2.6, 2.7 Административного регламента).
Специалист отдела, ответственный за прием документов, в день приема документов устанавливает предмет обращения, личность заявителя (полномочия представителя заявителя), проверяет правильность заполнения заявления (запроса, указанного в статье 15.1 Закона N 210-ФЗ) и комплектность представленных документов, удостоверяется, что форма и (или) содержание документов соответствуют законодательству, документы поддаются прочтению (пункт 3.2.2).
При выявлении оснований для отказа в приеме документов, поступивших почтовым отправлением или через Единый портал государственных и муниципальных услуг, специалист отдела, ответственный за прием документов, в течение рабочего дня со дня поступления документов направляет заявителю уведомление об отказе в приеме документов, подписанное начальником управления, с указанием основания отказа почтовым отправлением либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг соответственно (пункт 3.2.3).
В соответствии с пунктом 3.2.4.2 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.12 Административного регламента, специалист после совершения необходимых действий по регистрации заявления передает документы специалисту отдела, ответственному за подготовку и регистрацию градостроительного плана.
Исходя из вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что по форме, и по содержанию заявление ООО "Сибирские жилые кварталы" соответствовало требованиям Административного регламента, учитывая, что градостроительный план является лишь информационным документом, принимая во внимание, что на момент вынесения оспариваемого решения доказательств вхождения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории не имелось, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у Департамента законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана спорного земельного участка.
Как указывалось выше градостроительный план земельного участка по сути является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки. Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории, не имеют значения в рассматриваемой ситуации, поскольку выдача градостроительного плана не является основанием для автоматического предоставления земельного участка заявителю.
Ссылка апеллянта на то, что 01.06.2021 заявителю выдан градостроительный план спорного земельного участка, апелляционным судом не принимается, поскольку данное обстоятельство является лишь основанием для освобождения Департамента от обязанности по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя, что было учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом за рассмотрение апелляционной жалобы апелляционной инстанцией не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9601/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9601/2021
Истец: ООО "Сибирские Жилые Кварталы"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Седьмой арбитражный апелляционный суд