г. Ессентуки |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А63-4623/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2021 по делу N А63-4623/2021, в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эльбрус" (далее - ответчик) о взыскании 143 763 руб. 66 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.04.2020 по 31.12.2020, 21 797 руб. 33 коп. процентов за период с 13.07.2020 по 23.08.2021 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о вывозах по геозоне. Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарное законодательство, ответчиком не представлено. Отсутствие доказательств оплаты основного долга послужило основанием для начисления неустойки.
Не согласившись с принятым решением суда от 26.08.2021, ООО "Эльбрус" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что расчет суммы за вывоз ТКО за период с августа по декабрь 2020 г. следует производить исходя из фактического накопления и объема отходов. Магазин, расположенный по адресу село Грушевское, ул. Пролетарская 108/4 с 1 апреля 2020 был закрыт и передан в аренду, а 30 августа 2020 был продан, в связи с чем ответчик по указанному адресу не осуществлял накопление ТКО. Вывод суда о том, что ответчик в нарушение законодательства не заключил договор с истцом, является ошибочным, поскольку истец сам уклонялся от заключения договора, что подтверждается перепиской между сторонами. Объемы ТКО указанные в иске рассчитаны с площадей помещений, которые в производственной деятельности не используются.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 12.10.2021 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2018 N 2-34, заключенного между ООО "Экострой" и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.07.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края (пункт 1.1 соглашения).
Ответчик осуществляет свою деятельность в зоне обслуживания ООО "Экострой".
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила обращения с ТКО).
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещено на официальном сайте регионального оператора (www.ekostroy26.ru) и размещено в печатных изданиях средств массовой информации.
Ответчик договор с ООО "Экострой" не заключил.
Истец в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 оказывал ответчику услуги по вывозу ТКО, что подтверждается сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о вывозах по геозоне.
Невозможность урегулирования спора в досудебном порядке послужила основание для обращения ООО "Экострой" в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из квалификации правоотношений сторон, как вытекающих из обязательств по договору возмездного оказания услуг и применил при разрешении спора положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО.
Апелляционная инстанция соглашается с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779, пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с. Александровское, ул. Калинина, 23 а; г. Благодарный, ул. Первомайская, 52; с. Грушевское, ул. Пролетарская, 108/4; с. Круглолесское, ул. Советская, 69; с. Саблинское, ул. Октябрьская, 53; с. Новоселицкое, ул. Пролетарская, д. 11, в соответствии с которым ООО "Экострой" присвоен статус регионального оператора.
Согласно частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 8 (1) с Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том (числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) и 8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) и 8 (16) Правил.
В соответствии с пунктом 8 (5) Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - Соглашение).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Расчет задолженности за услуги по обращению с ТКО произведен ООО "Экострой" на основании Нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утвержденных приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 и N 237 от 29.08.2018) и данных о деятельности ответчика.
Услугу по обращению с ТКО по адресу ответчика региональный оператор оказывал согласно графику, размещенному на официальном сайте ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018.
Согласно расчету истца размер задолженности ответчика за услуги по обращению с ТКО за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 составил 143 763 руб. 66 коп., исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с учетом общей площади зданий, занимаемых ответчиком в связи с осуществлением им коммерческой и иной уставной деятельности.
Расчет суммы задолженности судом первой инстанции проверен и признан обоснованным.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции в указанной части и не усматривает оснований для их переоценки.
Правильность расчета ответчиком в суде первой инстанции не оспаривалась, контррасчета не представлялось. Апелляционная жалоба также не содержит доводов в отношении произведенного истцом расчета.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за период с 13.07.2020 по 23.08.2021 в размере 21 797 руб. 33 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день, предъявления иска или на день вынесения решения.
Ответчик ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявил.
Поскольку факт наличия долга установлен материалами дела, требования ООО "Экострой" о взыскании процентов обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет суммы за вывоз ТКО за период с августа по декабрь 2020 г., следует производить исходя из фактического накопления и объема отходов накапливаемых в установленные ответчиком контейнеры, подлежит отклонению, поскольку апеллянтом в материалы дела не представлены доказательства размещения контейнеров в местах накопления отходов, внесенными в реестр в соответствии с нормами Правил обустройства.
Довод апелляционной жалобы о том, что магазин, расположенный по адресу село Грушевское, ул. Пролетарская 108/4 с 1 апреля 2020 был закрыт и передан в аренду, а 30 августа 2020 был продан, в связи с чем ответчик по указанному адресу не осуществлял накопление ТКО, подлежит отклонению, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что указанный объект недвижимости выбыл из собственности ответчика. Более того, согласно имеющейся в деле выписке из ФГИС ЕГРН от 22.06.2021 собственником спорного объекта недвижимости является ООО "Эльбрус".
Довод апелляционной жалобы о том, что вывод суда о том, что ответчик в нарушение законодательства не заключил договор с истцом, является ошибочным, поскольку истец сам уклонялся от заключения договора, что подтверждается перепиской между сторонами, подлежит отклонению по следующим основаниям.
На официальном сайте ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 размещены типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик направил в адрес истца заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако, истец в установленном законом порядке и в срок, отказал в заключении договора на условиях ответчика, поскольку заявка ООО "Эльбрус" содержала существенно заниженные значения объемов накопления отходов (менее 1 м3 в месяц по каждому объекту).
При этом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Расчет задолженности ответчика за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами произведен на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 и N 237 от 29.08.2018 и открытых данных о деятельности ответчика путем умножения месячного норматива накопления (1/12 годового норматива) на расчетный показатель и умножения расчетного суммарного объема накопления ТКО на действующий тариф.
Довод апелляционной жалобы о том, что объемы ТКО указанные в иске рассчитаны с площадей помещений, которые в производственной деятельности не используются, подлежит отклонению, поскольку как указано выше доказательств выбытия из собственности каких либо объектов недвижимости, по которым произведены начисления платы, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела и представленные сторонами доказательства, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2021 по делу N А63-4623/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4623/2021
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: ООО "ЭЛЬБРУС"
Третье лицо: Назарян Ара Геворгович