г. Красноярск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А33-20434/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Морозовой Н.А., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кимом С.Д.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краслес": Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 17.12.2020,
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Иконниковой Е.И., представителя по доверенности от 10.02.2021 N 86-01513,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 сентября 2021 года по делу N А33-20434/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краслес" (ИНН 2465127003, ОГРН 1152468027447, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик), согласно которому истец просит урегулировать разногласия при подписании дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от 10.09.2014 N 687-з, заключенному с ООО "Краслес", обязав министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в силу заключить дополнительное соглашение к договору, изложив его условия в следующей редакции, указанной в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- при санитарных рубках отсутствуют основания для невнесения арендной платы в бюджет Красноярского края, министерством к арендной плате, рассчитанной по минимальным ставкам в федеральный бюджет, был применён конкурсный коэффициент 12,33 для установления размера арендной платы в бюджет Красноярского края.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Енисейская Лесная Компания" (арендатор) подписали договор аренды лесных участков от 10.09.2014 N 687-з (далее - договор), в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 21.08.2014 N 1, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесные участки, определенные в пункте 2 настоящего договора.
Согласно пункту 2 договора, лесные участки из состава земель лесного фонда общей площадью 22432 га (по результатам межевания 224 473 265 кв.м.), предоставляемые в аренду для заготовки древесины, расположенные: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, квартала N N 1102, 1109, 1172, 1225, 1226, 1232, 1233, 1292, 1293, 1299-1302, 1349, 13531357,1413,1414,1416,1417,1460,1461, в том числе:
площадью 223 134 187 кв.м, отнесенный к эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, квартала N N 1102, 1109, 1172, 1225, 1226, 1232, 1233, 1292, 1293, 1299-1302, 1349 (выделы 1 -15, 18, 19, 23-25, 26, части выделов 16, 17, 21, 22), 1353 (выделы 1 -10, 14, 15, 17-22, 24, части выделов 11-13, 16, 23), 1354 (выделы 1-10,18-27,29, части выделов 11-17, 28), 1355 (выделы 1 -7, 16-34, части выделов 8-15, 35-37), 1356 (выделы 3, 4, 10-13, 16-30, части выделов 1, 2, 5-9, 14, 15, 31-33), 1357 (выделы 1 -9, 16, 17, 19-28, части выделов 1015, 18, 29, 30), 1413 (выделы 3-35, части выделов 1, 2, 36, 37), 1414, 1416, 1417, 1460, 1461, с кадастровым номером 24:12:0310702:529,
площадью 1 104 889 кв.м, отнесенный к эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, квартал N 1349 (выдел 20, части выделов 16, 17, 21, 22), с кадастровым номером 24:12:0000000:4319,
площадью 234 189 кв.м, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, в кварталах: N N 1353 (части выделов 11 -13, 16, 23), 1354 (части выделов 11 -17, 28), 1355 (части выделов 8-15, 35-37), 1356 (части выделов 1, 2, 5-9, 14, 15, 31-33), 1357 (части выделов 10-15, 18, 29, 30), 1413 (части выделов 1, 2, 36, 37), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-0256-2013-06-3317-1 (далее - лесные участки).
Из пункта 3 договора следует, что схема расположения лесных участков и характеристика приводится в приложениях N 1 и N 2.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передаются лесные участки для использования по видам и объемах согласно приложению N 3.
В соответствии с пунктом 5 договора ежегодная арендная плата по договору составляет 2 045 105 руб.
В соответствии с пп. "е" пункта 13 договора аренды лесных участков, на арендатора возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
Пунктом 21 предусмотрено, что все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений.
Согласно пункту 23 договора, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
По требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора (пункт 24 договора).
Пунктом 26 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается с 10.09.2014 по 09.09.2063 включительно.
По акту приема-передачи (приложение N 5) лесной участок предан арендодателем арендатору.
Общество с ограниченной ответственностью "Енисейская Лесная Компания" (арендатор) и общество с ограниченной ответственностью "КРАСЛЕС" (пользователь) подписали договор перенайма лесного участка от 10.07.2015, по условиям которого арендатор, действующий в соответствии со статьёй 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, уступает все права и обязанности по договору аренды лесных участков от 10.09.2014 N 687-з пользователю, а пользователь обязуется принять лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 1.2. настоящего договора (далее лесной участок) (пункт 1.1. договора). Лесные участки площадью 22 432 га (по результатам межевания 224 473 265 кв. м.), расположен: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, кварталы NN 1102, 1109, 1172, 1225, 1226, 1232, 1233, 1292, 1293, 1299-1302, 1349, 13531357, 1413, 1414, 1416, 1417, 1460, 1461, предназначены для заготовки древесины (пункт 1.2. договора). Пользователь оплачивает арендатору по настоящему договору 100000 (сто тысяч) рублей (пункт 2 договора). Срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации (пункт 7 договора).
По результатам обследования составлен акт лесопатологического обследования от 16.07.2021 N 23 лесных насаждений Енисейского лесничества Красноярского края. Данный акт утвержден первым заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края А.Г. Большаковым 16.07.2021.
Письмом от 27.07.2021 истец обратился к ответчику с просьбой рассмотреть вопрос о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 10.09.2014 N 687-з на основании акта лесопатологического обследования.
Ответчик предложение арендатора об изменении договора аренды не принял.
Ссылаясь на то, что согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, у министерства отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды лесных участков до принятия решения суда, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правильно применив нормы материального права - статьи 8, 57, 307, 309, 310, 420, 421, 422, 452, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 60.1, 60,3 71, 74, 74.1, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункт б пункта 2,3, пункт 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", оценив представленные в материалы дела доказательства: договор аренды лесных участков от 10.09.2014 N 687-з, акт лесопатологического обследования от 16.07.2021 лесных насаждений Енисейского лесничества Красноярского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что санитарное и лесопатологическое состояние арендованных истцом лесных участков изменилось и требуется проведение выборочной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается, выводы суда в указанной части не обжалуются.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, ответчик по существу не оспаривает наличие правовых оснований для заключения дополнительного соглашения, между тем полагает, что истцом необоснованно произведен расчет арендной платы за вырубаемую в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий древесину без внесения платежей в бюджет Красноярского края согласно протоколу конкурса в размере 12,33.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, соответственно, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в редакции Постановления Правительства РФ от 06.01.2020 N 3 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", изменился алгоритм расчета арендных платежей при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке. Признан утратившим силу пункт 10 Примечаний к Таблице N 1, устанавливающий коэффициент степени повреждения лесных насаждений при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в форме сплошных рубок.
Таким образом, при расчете арендных платежей по дополнительным соглашениям, имеющих срочных характер, к договорам аренды, начиная с 18.01.2020, коэффициент степени повреждения лесных насаждений не может быть учтен ввиду его отсутствия в действующем лесном законодательстве. Следовательно, законных оснований для повышения данной платы путем применения министерством повышающего коэффициента не имеется.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что они дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствует о наличии судебной ошибки.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы и отказывает в ее удовлетворении.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что ответчик освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 года по делу N А33-20434/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20434/2021
Истец: ООО "КРАСЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ