г. Москва |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А40-106055/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Москвиной Л.А., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
помощником судьи Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2021 по делу N А40-106055/21
по заявлению ООО "НИКАМЕД"
к Московской областной таможне
о признании незаконными отказа
при участии:
от заявителя: |
Малышкина Н.А. по доверенности от 25.10.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД" (далее по тексту - "Заявитель", "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Московской областной таможни от 16.03.2021 по ДТ 10013160/010321/0119002, от 25.03.2021 по ДТ 10013160/240221/0097326 и от 24.04.2021 по ДТ 10013160/010421/0185182 и об обязании Московской областной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД" в установленном законом порядке путем возврата излишне взысканных средств в размере 170 514,38 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2021 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласился таможенный орган и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "НИКАМЕД" осуществило ввоз на территорию России медицинских изделий - КОД ОКПД2 32.50.22.150 - обувь ортопедическая для взрослых готовая малосложная женская - сандалии с союзкой из ремешков с длиной стельки 24 см и более на подошве из пластмассы с верхом из пластмассы, Изг. Рехард Технолоджис ГМБХ Германия" по таможенным декларациям N 10013160/240221/0097326, 10013160/010321/0119002, 10013160/010421/0185182.
На добавочных листах к ДТ в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия: NORFOLK Артикул 11.47.80.7; KRISTY Артикул 7.121.2.49.7, MARGO Артикул 7.99.2.02.7, 7.99.2.15.7, в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
При внесении изменений в декларации: в гр. 33 код товара изменен на код ТН ВЭД 9021101000 "приспособления ортопедические", в гр.36 "Преференция" указан код классификатора льгот "ГП", что в соответствии с Классификатором по уплате таможенных платежей (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза 20.09.2010 N 378) подтверждает "Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию протезно-ортопедических изделий". (Прил.7 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
В гр.47 "Исчисление платежей" в колонке "СП" (специфика платежа) указано "УН" (условно начислено) и суммы НДС, подлежащие возврату по каждой ГТД, "УМ" (платеж не уплачивается) - 0 руб.
В комплекте предоставленных документов присутствовали документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС, в том числе: чеки квитанций об оплате по всем таможенным декларациям, а именно: платежное поручение N 792255 от 25.02.2021, N 573452 от 10.03.2021, N838052 от 01.04.2021, регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСЗ 2011/09720 от 16.09.2019, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, декларацию о соответствии РОСС RU Д-DE.НА 38.В.00203/19 от 05.11.2019 г.
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09720 от 16.09.2019 подтверждает, что "Обувь ортопедическая готовая: 1. Обувь ортопедическая для взрослых: Сандалии: Арт. 7.121.2.**.+, 11.47.**.+, 7.99.2.**.+;" является медицинским изделием и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии подтверждает надлежащее качество изделия.
15.03.2021 заявитель направил в Московскую областную таможню через систему электронного документооборота Обращения о внесении изменений (дополнений) в декларации на товары N 10013160/240221/0097326, 10013160/010321/0119002, 10013160/010421/0185182 с целью возврата сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость на общую сумму 170 514,38 рублей.
16, 25 марта и 24 апреля 2021 заявителем были получены решения об отказе в запрашиваемых действиях со следующей мотивировкой: "ортопедическая обувь классифицируется в товарной позиции 9021 ТН ВЭД ЕАЭС если изготовлена по индивидуальным меркам. Обувь массового производства, внутренняя стелька которой имеет изогнутую форму, облегчающую боль при плоскостопии, классифицируется в соответствии материалом верха и подошвы и способом изготовления в группе 64 ТН ВЭД ЕАЭС".
Суд согласился с доводами заявителя о неправомерности указанных выводов, поскольку в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" в Примечании к Группе 64 "Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" в п.1 указано "В данную группу не включаются: (д) ортопедическая обувь или другие ортопедические приспособления, или их детали или части (товарная позиция 9021)".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом не доказана невозможность классификации ортопедической обуви для профилактики и реабилитации инвалидности по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021101000 "приспособления ортопедические".
Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, что заявленные требования декларанта обоснованы и правомерны.
Заявитель осуществил ввоз на территорию Российской Федерации медицинские изделия "медицинское изделие КОД ОКПД2 32.50.22.150 - обувь ортопедическая для взрослых малосложная женская - сандалии с союзкой из ремешков с длиной стельки 24 см и более на подошве из пластмассы с верхом из пластмассы, Изг. Рехард Технолоджис ГМБХ Германия" по декларациям на товары N 10013160/240221/0097326, товар 3, N 10013160/010321/0119002, товар 5 и N 10013160/010421/0185182, товар 2.
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09720 от 16.09.2019, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подтверждает, что изделие является медицинским и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии РОСС RU Д-DE.НА 38.В.00203/19 от 05.11.2019 г. подтверждает надлежащее качество изделия.
Таможенный орган не оспаривает отнесение ввезенного товара к медицинским изделиям, в гр.31 ДТ указано "медицинское изделие - обувь ортопедическая малосложная".
В соответствии с ГОСТ Р 54407-2011 "Обувь ортопедическая. Общие технические условия" малосложная ортопедическая обувь предназначена для людей с умерено выраженными нарушениями статодинамической функцией, с присутствием элементов профилактической коррекции стопы, пяточной шпоры, выкладок внутреннего продольного и поперечного сводов, подпальцевого валика, препятствующего смещению стопы во время ходьбы. Применение обувной ткани, вырабатываемой из химических нитей, пряжи из химических волокон, полиамидных профилированных нитей, а также синтетических материалов из нетканого полотна с применением клеящих материалов, для изготовления ортопедической обуви регламентировано Приложением "В" указанного ГОСТа. Соответствие изделий указанному ГОСТу подтверждается декларацией о соответствии N РОСС RU Д-DE.НА 38.В.00203/19 от 05.11.2019 г.
Ортопедическая обувь для профилактики и реабилитации инвалидности должна классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9021101000 "приспособления ортопедические", входящему в группу 90 "ИНСТРУМЕНТЫ И АППАРАТЫ ОПТИЧЕСКИЕ, ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ, КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ_ МЕДИЦИНСКИЕ ИЛИ ХИРУРГИЧЕСКИЕ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", вкомментариях к которой указано, что в товарной позиции 9021 термин "приспособления ортопедические" означает приспособления для предотвращения или коррекции телесных деформаций; или поддержки или фиксации частей тела после болезни, операции или повреждения.
Таможенный орган, по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на Пояснения к ТН ВЭД к группе 90, в которых указано, что к ортопедическим приспособлениям относится обувь и специальные стельки, изготовленные для коррекции ортопедических состояний, при условии, что они или (1) изготовлены по меркам на заказ, или (2) массового производства, представленные одним предметом, а не парами и разработаны так, чтобы одинаково подходить для любой ноги.
Вместе с тем, не существует ГОСТа, ТУ либо иного нормативного документа, который определял бы порядок массового изготовления одного ботинка, одинаково подходящего как на левую, так и на правую ногу
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.09.2014 N 1177-ст) "Обувь ортопедическая" имеет код 06 33 и входит в группу 06 "Ортезы и протезы" с характеристикой: "Обувь, предназначенная для лечения или компенсации нарушенных функций или структуры ноги, голени и стопы человека, включая обувь ортопедическую готовую или выполненную по индивидуальному заказу.
Кроме того, если обратиться к Примечаниям к Группе 64 "ОБУВЬ, ГЕТРЫ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ; ИХ ДЕТАЛИ", к которой таможенный орган относит ортопедическую обувь, то мы увидим, что в п.1 указано "В данную группу не включаются: (д) ортопедическая обувь или другие ортопедические приспособления, или их детали или части (товарная позиция 9021)".
Делая выводы из Примечаний к группе 90, на которые ссылается Таможенный орган, и к Примечаниям к группе 64, которые Таможенный орган не берет в расчет, получается, что ортопедическая обувь массового производства, изготовленная парами, не может декларироваться ни по коду 9021, ни по кодам группы 64.
Основным критерием отнесения ортопедической обуви к группе 9021 является ее назначение -профилактика инвалидности или реабилитация инвалидов. Именно данные товары отнесены Налоговым кодексом РФ и Правительством РФ к группе, которая имеет налоговые льготы при их ввозе на территорию РФ, поскольку именно медицинское назначение товара играет первостепенную роль.
Товары группы 64 "ОБУВЬ, ГЕТРЫ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ; ИХ ДЕТАЛИ" не имеют специального медицинского назначения, направленного на восстановление здоровья людей, в связи с чем, классификация ортопедической обуви по кодам группы 64 является неверной.
Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК РАЭС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов. (п. 3 ст. 49 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
* медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения;
* протезно-ортопедических изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 г. N 1042 (в редакции ПП от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС). В данном Перечне в разделе IV. "Протезно-ортопедические изделия", в п.45 указаны "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)" код ОКПД2 32.50.22.150, код ТК ВЭД ЕАЭС 9021.
В соответствии с примечанием 2 к указанному перечню для целей применения разделов II - IV данного перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает, что Единая ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. (ст. 19 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
При этом ст. 53 ТК ЕАЭС устанавливает, что "Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа (систематизированного в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС)", а "Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате"( п.4 ст. 53 ТК ЕЭС).
Следовательно, код ТН ВЭД имеет приоритетное значение для определения ввозных таможенных пошлин, а исчисление налога на добавленную стоимость должно осуществляться в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п.7 ст. 3. НК РФ "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика".
Несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКПД2 ввезенного товара, является регистрационное удостоверение медицинского изделия, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Следовательно, если Налоговым кодексом РФ для "медицинского изделия - обувь ортопедическая малосложная" предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты НДС, Примечания к ТН ВЭД не могут ограничить возможность использования льготы только потому, что медицинское изделие изготовлено парами, а не одним изделием, одинаково подходящим для любой ноги инвалида (потребителя).
Судом первой инстанции нормы материального и процессуального права не нарушены.
Суд принял решение в соответствии с нормами материального права (ст.ст. 146, 149 НК РФ, ст. 49 ТК ЕАЭС, ст. 13 ГК РФ) признав незаконными решения таможенного органа.
Руководствуясь нормами процессуального права (ст.ст. 110, 198, 200, 201 АПК РФ) судом признано правомерным требование Истца о возврате излишне взысканных денежных средств в размере 170 514,38 руб. и обоснованно вынесено решение о его удовлетворении.
Позиция Заявителя поддерживается сформировавшейся судебной практикой по спорам между заявителем и Таможенным органом за период с 2017 по 2020 гг.
Кроме того, в Определении по делам N N А40-328934/19 и А40-325770/19 Верховный суд РФ указал об отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, при этом судья признал доказанным, что ввезенный товар соответствует кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКП) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указанным в пункте 45 Перечня, и не подлежит налогообложению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на имеющихся в деле доказательствах, не усматривает оснований для пересмотра правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2021 по делу N А40-106055/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106055/2021
Истец: ООО "НИКАМЕД"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ