18 ноября 2021 г. |
дело N А83-35/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баукиной Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" на определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП,
принятое в деле по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченская паромная переправа" к обществу с ограниченной ответственностью "КРОСС" о взыскании денежных средств
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "КРОСС" к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченская паромная переправа" о взыскании денежных средств,
с уведомлением:
- судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым Трофимовича Д.В.,
- Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым,
в присутствии:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" - представителя Торовой И.А. по доверенности от 25.01.2021 N 5,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - ГУП РК "КМП") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "КРОСС" (далее - ООО "КРОСС") с иском о взыскании денежных средств в размере 39761991,48 руб., из них: пеня в размере 16405520,42 руб., убытки в виде упущенной выгоды в размере 23356471,06 руб.
ООО "КРОСС" обратилось к ГУП РК "КМП" со встречным иском, размер которого уменьшен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), о взыскании задолженности за выполненные работы в размере 22964968,54 руб., пени в размере 5204252,30 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.19.2019 исковые требования ГУП РК "КМП" удовлетворены частично. С ООО "КРОСС" в пользу ГУП РК "КМП" взыскана пеня в размере 5204252,30 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 82519,00 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Встречный иск ООО "КРОСС" к ГУП РК "КМП" удовлетворен в полном объеме. С ГУП РК "КМП" в пользу ООО "КРОСС" взысканы задолженность за выполненные работы в размере 31762185,16 руб., пеня в размере 5204252,30 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 200000,00 руб. В результате произведенного зачета взаимных требований с ГУП РК "КМП" взысканы в пользу ООО "КРОСС" денежные средства в размере 31762185,16 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 117481,00 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2019 по делу N А83-35/2018 изменено в части требований по встречному иску; изложены абзацы 4, 5, 7 резолютивной части решения в иной редакции.
С ГУП РК "КМП" в пользу ООО "КРОСС" взысканы денежные средства в размере 26881991,08 руб., из них: задолженность за выполненные работы в размере 22964968,54 руб., пеня в размере 3917022,54 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 155653,70 руб.
В результате произведенного зачета с ГУП РК "КМП" взыскано в пользу ООО "КРОСС" денежные средства в размере 21 677 738,78 руб., а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 73 134,70 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2019 по делу N А83-35/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2020 решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А83-35/2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба ГУП РК "КМП" - без удовлетворения.
ООО "КРОСС" (взыскателю) 18.06.2020 выдан исполнительный лист.
Судебным приставом-исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым) Трофимовичем Д.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.08.2020 N 80475/20/82001 -ИП в отношении ГУП РК "КМП" на общую сумму долга в размере 21750873,48 руб., в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
ГУП РК "КМП" обратилось МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым с заявлением от 19.08.2020 N 04-1/3175 о приостановлении исполнительного производства от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП на основании пункта 9 статьи 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с включением должника в перечень лиц, на которых распространяется действие моратория в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановлением Правительства РФ от N 428 "О введении моратория на возбуждении дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым от 30.08.2020 исполнительное производство N 80475/20/82001-ИП приостановлено с 30.08.2020 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Основанием для приостановления исполнительного производства явилось отнесение ГУП РК "КМП" к предприятиям, которым предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство в силу статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановления Правительства РФ от N 428 "О введении моратория на возбуждении дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Платежным поручением от 04.09.2020 N 950 ГУП РК "КМП" частично погасило задолженность перед ООО "КРОСС" в размере 5437718,37 руб.
Таким образом, по остаток долга ГУП РК "КМП" по исполнительному производству от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП составил 16313155,11 руб.
Решениями Межрайонных ИФНС N 4, N 6, N 7, N 8 по Республике Крым с 05.10.2020 по 31.12.2020 были приостановлены операции по счетам должника с максимально допустимой очередностью платежей - 3; выставлены инкассовые поручения, в связи с чем ГУП РК "КМП" не имело объективной возможности осуществлять расчеты по исполнительным документам (4-я очередь согласно ст. 855 ГК РФ). За указанный период в счет погашения налоговой задолженности со счетов ГУП РК "КМП" списано 257104479,82 руб., что не позволило исполнить требования ИП N 80475/20/82001-ИП в оставшейся части.
Определением от 02.12.2020 в удовлетворении заявления ГУП РК "КМП" в лице филиала ГУП РК "КМП" "Керченская паромная переправа" о предоставлении рассрочки на исполнение судебного акта по делу N А83-35/2018 отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым Трофимовича Д.В. от 10.02.2021 объединены исполнительные производства в сводное по должнику, согласно которому исполнительные производства от 13.11.2020 N 4894/21/82001-ИП и от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП объединены в сводное исполнительное производство с присвоением N 80475/20/82001-ИП.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым Трофимович Д.В. в связи с нарушением ГУП РК "КМП" пятидневного срока исполнения исполнительно документа вынес постановление от 11.02.2021 о взыскании с должника (ГУП РК "КМП") исполнительского сбора в размере 1522561,44 руб. (7% от подлежащей взысканию суммы).
ГУП РК "КМП" обратилось с заявлением от 19.04.2021 об уменьшении исполнительского сбора до 285480,22 руб.
Заявление мотивировано тем, что неисполнение в полном объеме должником требований исполнительного производства обусловлено нахождением должника в критическом финансовом положении, а также тем, что должник пострадал в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Предприятие находится в критическом финансовом положении. По состоянию на 31.12.2020 непокрытый убыток составляет 2298864000,00 руб. Чистый убыток согласно отчету о финансовых результатах (код 2400) составил 608531000,00 руб. Должник является предприятием, пострадавшим в условиях ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, его основной вид деятельности включен в Перечень видов деятельности, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" ГУП РК "КМП" предоставлялась мера поддержки в виде мораторий на 6 месяцев на возбуждение дел банкротстве по заявлению кредиторов с 06.04.2020 по 06.10.2020, поскольку ГУП РК "КМП" является системообразующим предприятием.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2021 в удовлетворении заявления ГУП РК "КМП" об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству N 80475/20/82001-ИП по делу N А83-35/2018 отказано.
Не согласившись с решением суда от 23.07.2021, ГУП РК "КМП" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что определение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при не полном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт указывает, что должник обращался в суд с заявлением о рассрочке исполнения судебного акта, а также к судебному приставу с заявлением о продлении срока добровольного исполнения. В материалы дела представлены доказательства перечисления должником взыскателю части долга в размере 5437718,37 руб. ГУП РК "КМП" находится в тяжелом финансовом положении, что подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2020, отчетом о финансовых результатах за 2020 год. Кроме того, должнику как системообразующему предприятию предоставлены меры поддержки (мораторий на возбуждение дела о банкротстве). В течение октября - декабря 2020 года установлены были ограничения по расходным операциям, наложенным решениями Межрайонных ИФНС N N 4, 6. 7, 8 по Республике Крым с максимально допустимой очередностью платежей - 3, в связи с чем ГУП РК "КМП" невозможно было осуществлять расчетные операции 4-й и 5-й очередей. Судом первой инстанции не принято во внимание наличие сводного исполнительного производства N 80475/20/82001 - СД и выставленного судебным приставом-исполнителем инкассового поручения на сумму 68808847,93 руб., по которому с расчетных счетов должника за период с марта по май 2021 года списано свыше 16 млн. рублей. С учетом всех перечисленных обстоятельств и реального отсутствия у ГУП РК "КМП" финансовой возможности единовременно исполнить судебный акт у суда первой инстанции были основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
ООО "КРОСС", судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым Трофимович Д.В., УФССП России по Республике Крым, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 11.11.2021 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "КРОСС", судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым Трофимовича Д.В.
В судебном заседании 11.11.2021 суд, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил к материалам дела письменные пояснения ГУП РК "КМП".
В судебном заседании представитель ГУП РК "КМП" просил отменить определение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Из материалов дела усматривается, что судебным приставом МОСП по ИОИП УФСПП России по Республике Крым принято постановление от 13.08.2020 о возбуждении исполнительного производства N 80475/20/82001-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Указанное постановление судебного пристава-исполнителя было получено должником 17.08.2020.
С учетом положений части 2 статьи 15 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения по исполнительному производству N 80475/20/82001-ИП истекал 25.08.2020.
ГУП РК "КМП" в пределах пятидневного срока 19.08.2020 обратилось к судебному-приставу исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 9 статьи 40 Закона N 229-ФЗ.
Однако исполнительное производство было приостановлено постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым только с 30.08.2020.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Положениями статьи 40 Закона N 229-ФЗ предусмотрены основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель должен приостановить исполнительное производство полностью или частично.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ в статью 40 Закона N 229-ФЗ внесены изменения, предусматривающие, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума от 24.12.2020 N 44), со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве). Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 введен мораторий в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Постановление Правительства РФ N 428 размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 06.04.2020, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 13.04.2020 N 15 (часть IV).
Постановление Правительства от 03.04.2020 N 428 вступило в силу со дня официального опубликования 06.04.2020 и действовало в течение 6 месяцев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" мораторий продлен на 3 месяца (до 08.01.2021).
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Крым Трофимович Д.В. в связи с нарушением пятидневного срока исполнения исполнительного документа вынес постановление от 11.02.2021 о взыскании с должника (ГУП РК "КМП") исполнительского сбора в размере 1522561,44 руб. (7% от суммы 21750873,48 руб.).
Частью 1 статьи 4 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Мораторий в силу абзаца второго подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 428 введен, в том числе, в отношении организаций должников, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики, прежде всего, было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения (соответствующее разъяснение дано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028 по делу N А40-54774/2020).
В апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 N АПЛ20-402, которым оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2020 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, третьего подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства N 428, сформулирован вывод о том, что целью введения моратория является недопущение ухудшения финансового состояния включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики.
Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и доведен перечень системообразующих организаций российской экономики", утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития Российской экономики от 20.03.2020 N 3).
В утвержденный Перечень системообразующих организаций российской экономики включено ГУП РК "КМП".
Основным видом деятельности должника является деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом (код согласно ОКВЭД ОК 029-2014 - 52.22), которая включает в себя, в частности, деятельности морской портовой инфраструктуры (навигационное обеспечение судоходства, постановка судна к причалу, погрузка и выгрузка грузов, хранение, складирование грузов, снабжение судов топливом, водой, продуктами и т.д.).
Таким образом, включение должника в соответствующий акт Правительства Российской Федерации (перечень организаций) свидетельствует о предоставлении меры поддержки в виде моратория на банкротство. Указанное обстоятельство создает презумпцию наличия оснований приостановления исполнительных производств по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, в силу пункта 4 части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
На основании изложенного, учитывая основной вид деятельности заявителя, который включен в перечень пострадавших отраслей российской экономики, суд апелляционной инстанций приходит к выводу, что на ГУП РК "КМП" распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, следовательно, возбужденное исполнительное производство в отношении указанного должника подлежало приостановлению.
При таких обстоятельствах у судебного пристава исполнителя, учитывая законодательный запрет на возбуждение исполнительного производства в отношении должников, на которых распространяется действие моратория, отсутствовали основания для возбуждении исполнительного производства, а, учитывая своевременное обращение должника с заявлением о приостановлении исполнительного производства, отсутствовали основания для взыскания исполнительского сбора за неисполнение требования в 5-дневный срок, исчисленный с даты получения должником постановления от 13.08.2020.
Таким образом, установленный частью 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном листе от 18.06.2020 серии ФС N 033980644, должен исчисляться с 09.01.2021.
Однако ГУП РК "КМП" платежным поручением от 04.09.2020 N 950 частично погасило задолженность перед ООО "КРОСС" в размере 5437718,37 руб. Таким образом, по остаток долга ГУП РК "КМП" по исполнительному производству от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП на 09.01.2021 и на дату принятия постановления о взыскании исполнительского сбора 11.02.2021 составил 16313155,11 руб.
ГУП РК "КМП" постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора не обжаловало, а обратилось с заявлением в арбитражный суд о снижении размера исполнительского сбора до 285480,22 руб., что составляет 1/4 от суммы 1141920,86 руб. (16313155,11 руб. х 7%).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Буквальное содержание статьи 112 Закона N 229-ФЗ связывает применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок исчисляется с момента получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
С учетом содержания приведенных норм основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение в назначенный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа без уважительных причин.
Суд первой инстанции, принимая определение об отказе в удовлетворения заявления о снижении исполнительского сбора, исходил из того, что должник каких-либо доказательств, подтверждающих принятие всех надлежащих мер для исполнения судебного акта и наличия уважительных причин невозможности его исполнения в установленные сроки, в материалы дела не представил.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел ни обстоятельства введения постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 и от 01.10.2020 N 1587 в отношении должника моратория на банкротство на срок до 08.01.2021, ни наличия в материалах дела доказательств сложного финансового положения ГУП РК "КМП".
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление данных оснований к полномочиям суда.
Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать имущественное положение последнего.
С учетом норм частей 6, 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, должником в материалы дела предоставлены доказательства:
- об обстоятельствах возбуждения, приостановления исполнительного производства N 80475/20/82001-ИП; предпринимаемых мерах по его исполнению (доказательства перечисления должником взыскателю части долга в размере 5437718,37 руб.);
- тяжелого финансового положения должника, что подтверждено бухгалтерским балансом на 31.12.2020, отчетом о финансовых результатах за 2020 год.
- наличия в течение октября - декабря 2020 года ограничений по расходным операциям, наложенным решениями Межрайонных ИФНС N N 4, 6. 7, 8 по Республике Крым с максимально допустимой очередностью платежей - 3, в связи с чем невозможно было осуществлять расчетные операции 4-й и 5-й очередей;
- наличия сводного исполнительного производства N 80475/20/82001 - СД и выставленного судебным приставом-исполнителем инкассового поручения на сумму 68808847,93 руб., по которому с расчетных счетов должника за период с марта по май 2021 года списано свыше 16000000 рублей.
Указанные средства распределяются судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьями 110, 111 Закона об исполнительном производстве, в том числе, и взыскателю по настоящему делу - ООО "КРОСС".
В нарушение норм частей 6, 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, судом первой инстанции указанные обстоятельства и доказательства во внимание не приняты.
Кроме того материалами дела подтверждается, что должник своевременно обратился с заявлением о приостановлении исполнительного производства, и исполнительное производство было приостановлено. В течение периода приостановления исполнительного производства должником частично исполнены обязательства перед взыскателем, в связи с чем размер исполнительского сбора должен быть определен из оставшейся суммы долга 16313155,11 руб. х 7% = 1141920,86 руб.
Таким образом, взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При этом право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание тяжелое финансовое положение и отсутствие у ГУП РК "КМП" финансовой возможности единовременно исполнить судебный акт, приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора до 285480,22 руб., что составляет 1/4 от суммы 1141920,86 руб.
Пунктом 3 части 4 статьи 272 АПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения от 23.07.2021, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм процессуального права.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение об отказе в удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2021 по делу N А83-35/2018 отменить; принять новый судебный акт.
Заявление государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым от 11.02.2021 по исполнительному производству от 13.08.2020 N 80475/20/82001-ИП, до суммы 285480,22 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-35/2018
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ"
Ответчик: ООО "КРОСС"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-387/20
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3534/20
04.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-387/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-35/18