г. Чита |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А19-5373/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИОН" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2021 года по делу N А19-5373/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БИОН" (ОГРН 1143850041818, ИНН 3812157949, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 2617 от 26.11.2020 года о привлечении ООО "БИОН" к ответственности за совершение налогового правонарушения признать незаконным в части привлечения ООО "БИОН" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3206 рублей 70 копеек; доначисления налога в сумме 613009 рублей; начисления пени в сумме 91236 рублей 58 копеек за несвоевременную уплату налога, а также обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "БИОН.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2021 года по делу N А19-5373/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого решения налогового органа.
Инспекция и Управление в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.10.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "БИОН" 25.03.2020 года представило первичную налоговую декларацию с регистрационным номером 959277451 по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" за 2019 год, срок окончания камеральной налоговой проверки 25.06.2020 года.
19.06.2020 года Обществом представлена уточненная налоговая декларация за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 по УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), за 2019 год (корректировка N 1). По окончании камеральной налоговой проверки составлен акт от 05.10.2020 года N 2550. По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией принято решение от 26.11.2020 года N 2617, которым Обществу доначислен налог (объект налогообложения - доходы) в размере 631009 рублей, начислены пени в сумме 91986 рублей 21 копейку, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3234 рубля 34 копейки.
Общество, не согласившись в выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения от 26.11.2020 года N 2617.
Решением Управления жалоба Общества удовлетворена в части привлечения ООО "БИОН" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ в виде штрафа в размере 27 рублей 64 копейки и начисления пени в размере 749 рублей 63 копейки, также отменено требование от 10.07.2020 года N 380814149, в удовлетворении остальной части требований жалобы Обществу отказано.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области от 26.11.2020 года N 2617 в редакции решения Управления от 15.03.2021 года N 26-13/004718@, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 настоящего кодекса.
Пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает условия, при которых организация имеет право перейти на УСН, а именно если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговое законодательство, предоставляя налогоплательщикам право добровольного перехода на применение УСН, возлагает на них обязанность выбора объекта налогообложения (за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 346.14 НК РФ) и направления уведомления налоговому органу о выбранном объекте, который они не имеют право менять в течение налогового периода. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Как следует из материалов дела, ООО "БИОН" 25.03.2020 г. представило первичную налоговую декларацию с регистрационным номером 959277451 по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" за 2019 год, срок окончания камеральной налоговой проверки 25.06.2020 г.
19.06.2020 г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 по УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), за 2019 год (корректировка N 1). По окончании камеральной налоговой проверки составлен акт от 05.10.2020 г. N 2550. По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией принято решение от 26.11.2020 г. N 2617, которым Обществу доначислен налог (объект налогообложения - доходы) в размере 631009 рублей, начислены пени в сумме 91986 рублей 21 копейку, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3234 рубля 34 копейки.
Общество, не согласившись с выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения от 26.11.2020 г. N 2617.
Решением Управления жалоба Общества удовлетворена в части привлечения ООО "БИОН" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ в виде штрафа в размере 27 рублей 64 копейки и начисления пени в размере 749 рублей 63 копейки, также отменено требование от 10.07.2020 г. N 380814149, в удовлетворении остальной части требований жалобы Обществу отказано.
С момента регистрации по 2018 год ООО "БИОН" применяло общую систему налогообложения.
26.12.2018 г. по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью Обществом представлено уведомление о переходе на УСН (регистрационный номер 51131756) с объектом налогообложения "Доходы". Уведомление об изменении объекта налогообложения на "Доходы, уменьшенные на величину расходов" в Инспекцию не поступало.
В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2019 г. ООО "БИОН" является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, с объектом налогообложения "Доходы".
25.03.2020 г. налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация с регистрационным номером 959277451 по УСН с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" за 2019 год.
Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налогоплательщиком 19.06.2020 г., то есть до окончания камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации, представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
В качестве основания незаконности оспариваемого решения Обществом указано, что у налогового органа отсутствовали вопросы при подаче первичной налоговой декларации.
Судом правомерно данный довод налогоплательщика признан необоснованным, поскольку согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации, следовательно, решение принято с учетом первичной налоговой декларации по УСН за 2019 год, о чем отражено в оспариваемом решении.
На основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование 09.07.2020 г. N 3424 о предоставлении пояснений по поводу неправильного применения объекта налогообложения в представленной уточненной налоговой декларации по УСН за 2019 год.
ООО "БИОН" 27.07.2020 г. представлены пояснения на требование налогового органа от 09.07.2020 г. N 3424 в которых указано, что в 2018 году ООО "БИОН" направлено заявление о переходе на УСН, в связи с технической ошибкой, допущенной сотрудником ООО "БИОН", в качестве объекта налогообложения ошибочно выбран объект налогообложения "Доходы", вместо объекта налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, ООО "БИОН" не обращался с заявлением об исправлении ошибки в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении неверно выбранного объекта налогообложения о применение упрощенной системы налогообложения в период с 2018 - 2019 гг. Налогоплательщик полагал, что налоговый орган самостоятельно должен был из представленных материалов установить правильный объект налогообложения.
Однако налоговым законодательством не предусмотрено информирование налогоплательщика без письменного обращения в налоговый орган.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как указано в абзаце 2 пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25 -го числа первого месяца, следующего за истекший отчетным периодом.
По данным налогового органа авансовые платежи по УСН с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" налогоплательщиком не оплачивались в течение 2019 года.
В адрес ООО "БИОН" направлено требование от 09.07.2020 г. N 3422 о представлении пояснений по несоответствию налоговой декларации, заявленному налоговому режиму. Требование получено налогоплательщиком 20.07.2020 г. В этот же день платежными поручениями от 20.07.2020 г. N 168, 169 произведена уплата недоимки по УСН с указанием назначения платежа "Налог по УСН (доходы-расходы)".
В свою очередь, уплата авансовых платежей также не может свидетельствовать об ошибочности выбранного объекта, поскольку зачисление таких платежей производится на КБК, указываемые налогоплательщиком в платежных поручениях.
Отражение в книге доходов и расходов сумм понесенных расходов также не свидетельствует о правомерности применения в 2019 году Обществом объекта налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов", поскольку налогоплательщиком в порядке статьи 346.14 НК РФ самостоятельно выбран объект налогообложения "Доходы" и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не представлялось.
Учитывая, что представление налоговой отчетности по итогам отчетных периодов НК РФ не предусмотрено, правильность исчисления и уплаты авансовых платежей за отчетные периоды 2019 года налоговым органом проверяется при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представляемой за налоговый период (2019 года).
Согласно пункту 7 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г., выбор объекта налогообложения при применении УСН является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода.
Однако в течение года налогоплательщик не обращался в налоговый орган с заявлением об исправлении ошибки. Уплата авансовых платежей не свидетельствует об ошибочности выбранного объекта, поскольку зачисление таких платежей производится на КБК, указываемый налогоплательщиком в платежных поручениях, отражение в книге учета доходов и расходов сумм понесенных расходов также не свидетельствует о правомерности применения в 2019 году налогоплательщиком объекта налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов", поскольку налогоплательщиком в порядке статьи 346.14 НК РФ самостоятельно выбран объект налогообложения "Доходы" и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не было представлено.
Таким образом, представление налогоплательщиком декларации по УСН за 2019 год с указанием в ней объекта налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (Определение Верховного суда РФ от 30.03.2018 N 304-КГ18-1727).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильном толковании норм налогового законодательства и несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
ООО "БИОН" по платежному поручению от 17.09.2021 года N 253 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 17.09.2021 года N 253 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2021 года по делу N А19-5373/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БИОН" (ОГРН 1143850041818, ИНН 3812157949) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5373/2021
Истец: Общество с ограниченной отвественностью "Бион"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N20 по Иркутской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области