г. Владимир |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А79-4263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.07.2021 по делу N А79-4263/2020, принятое по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" о признании незаконными действий Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары, Прокуратуры Чувашской Республики, и недействительным представления от 11.03.2020 N03-03-2020.
В судебном заседании приняли участие представители федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" - Некрасов Л.Ю. на основании доверенности от 31.05.2021 N 16 сроком действия до 31.12.2021;
прокуратуры Чувашской Республики - Ярцев Ю.В. по доверенности от 29.10.2021.
Прокуратура Ленинского района г. Чебоксары - надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары (далее по тексту - Прокуратура района) во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики (далее по тексту - Прокуратура) от 02.03.2020 N 73-28/1004-20 проведена проверка федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" (далее по тексту - Учреждение) по вопросц исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, расположенными на поднадзорной территории, сведений в единой информационной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд о контрактах.
В рамках мониторинга интернет-сайта: https://zakupki.gov.ru (далее - сайт) Прокуратурой района установлено, что на 05.03.2020 в статусе "исполнение" на сайте размещены сведения о 5 контрактах, заключенных Учреждением: N 61/117-2019 от 05.03.2019, N 36-01/70-2645 от 09.01.2019, N 21-01-143-3309 от 09.01.2019, N 22/01-185-5040 от 09.01.2019, N 26-01-107-279 от 09.01.2019). В ходе проверки по состоянию на 11.03.2020 статус указанных контрактов изменен на "исполнение завершено".
Установив в действиях Учреждения нарушение пунктов 10, 13 части 2, части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктов "к", "н" пункта 2, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 Прокуратура вынесла представление от 11.03.2020 N 03-03-2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с которым Учреждению предложено безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий ему способствовавших и недопущению подобного нарушения впредь. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах письменно сообщить в Прокуратуру района в установленный законом месячный срок
Учреждение, не согласившись с действиями Прокуратуры района при проведении проверки с 05.03.2020 по 11.03.2020, и представлением Прокуратуры от 11.03.2020 N 03-03-2020 обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 16.07.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Учреждение ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Считает, что действия Прокуратуры района при проведении проверки с 05 марта по 11 марта 2020 являются незаконными, поскольку Прокуратура района при проверке Учреждения вышла за рамки проведения проверки. Указывает, что представитель Учреждения не был надлежаще и своевременно уведомлен о проведении проверки.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Прокуратура Чувашской Республики в судебном заседании считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Прокуратура района в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг урегулированы Федеральным законом N 44-ФЗ.
Как следует из положений статьи 4 Федерального закона N 44-ФЗ реестр контрактов, заключенных заказчиками, входит (включен) в единую информационную систему в сфере закупок, которая создается и ведется в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок (часть 1, пункт 6 части 3).
На основании части 1 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ реестр контрактов, заключенных заказчиками, ведет Федеральное казначейство.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 (далее - Правила N 1084).
Согласно пункту 7 Правил N 1084 ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде.
Согласно пунктам 10, 13 части 2 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ и подпунктам "к" "н" пункта 2 Правил N 1084 в реестр контрактов, среди прочих сведений, включаются информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).
Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 3 статьи 103 Федерального закона N44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Прокуратурой района выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства в деятельности Учреждения.
1) 05.03.2019 между Учреждением и ОАО "ВНИИР" заключен агентский договор N 61/117-2019 со сроком действия до 31.12.2019 в рамках Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.3 договора оплата за оказанные услуги производится Учреждением на основании выставленных счетов-фактур и двусторонних актов, составленных по данным приложения N 1 к настоящему договору. Счет выставления счетов-фактур - не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
В ходе мониторинга сайта установлено, что Учреждением нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) в рамках указанного договора: акт N 173 от 31.01.2019, акт N 174 от 31.01.2019, акт N 175 от 31.01.2019, акт N 176 от 31.01.2019, акт N 317 от 28.02.2019, акт N 318 от 28.02.2019, акт N 319 от 28.02.2019, акт N 320 от 28.02.2019, акт N 476 от 31.03.2019, акт N 477 от 31.03.2019, акт N478 от 31.03.2019, акт N 479 от 31.03.2019, акт N 610 от 30.04.2019, акт N 611 от 30.04.2019, акт N 612 от 30.04.2019, акт N 613 от 30.04.2019, акт N786 от 31.05.2019, акт N 787 от 31.05.2019, акт N 788 от 31.05.2019, акт N 938 от 30.06.2019, акт N 939 от 30.06.2019, акт N 940 от 30.06.2019, акт N 1108 от 31.07.2019, акт N 1109 от 31.07.2019, акт N 1110 от 31.07.2019, акт N 1238 от 31.08.2019, акт N 1239 от 31.08.2019, акт N 1240 от 31.08.2019, акт N 1396 от 30.09.2019, акт N 1397 от 30.09.2019, акт N 1398 от 30.09.2019, акт N 1534 от 31.10.2019, акт N 1535 от 31.10.2019, акт N 1536 от 31.10.2019, акт N 1537 от 31.10.2019, акт N 1676 от 30.11.2019, акт N 1677 от 30.11.2019, акт N 1678 от 30.11.2019, акт N 1679 от 30.11.2019, акт N 1789 от 31.12.2019, акт N 1790 от 31.12.2019, акт N 1791 от 31.12.2019, акт N 1792 от 31.12.2019 (все указанные сведения размещены на сайте 06.03.2020). При этом сведения об оплате оказанных услуг по указанному договору на сайте не размещены.
Аналогичные нарушения выявлены при размещении сведений об исполнении следующих контрактов, заключенных Учреждением в 2019 году: от 09.01.2019 между Учреждением и АО "Чувашская энергосбытовая компания" договор энергоснабжения N 26-01/107-279 со сроком действия до 31.12.2019. Нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) по данному Контракту: акт N 1286/4 от 31.01.2019, акт N 2859/4 от 28.02.2019, акт N 3800/4 от 31.03.2019, акт N 7427/4 от 30.04.2019, акт N 9739/4 от 31.05.2019, акт N 11635/4 от 30.06.2019, акт N 13616/4 от 31.07.2019, акт N 15539/4 от 31.08.2019, акт N 17693/4 от 30.09.2019, акт N 19720/4 от 31.10.2019, акт N 21888/4 от 30.11.2019, акт N 24031/4 от 31.12.2019 (все указанные сведения размещены на сайте 06.03.2020). При этом сведения об оплате оказанных услуг по указанному договору на сайте не размещены; от 09.01.2019 между Учреждением и АО "Чувашская энергосбытовая компания" договор энергоснабжения N 22-01/185-5040 со сроком действия до 31.12.2019. Нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) по данному Договору: акт N 711/6 от 31.01.2019, акт N 1835/6 от 28.02.2019, акт N 3466/6 от 31.03.2019, акт N 44446/6 от 30.04.2019, акт N 5764/6 от 31.05.2019, акт N 7086/6 от 30.06.2019, акт N 7912/6 от 31.07.2019, акт N 9700/6 от 31.08.2019, акт N 11366/6 от 30.09.2019, акт N 12516/6 от 31.10.2019, акт N 13733/6 от 30.11.2019, акт N 15353/6 от 31.12.2019 (все указанные сведения размещены на сайте 05.03.2020). При этом сведения об оплате оказанных услуг по указанному договору на сайте не размещены; от 09.01.2019 между Учреждением и АО "Чувашская энергосбытовая компания" договор энергоснабжения N 22-01/143-3309 со сроком действия до 31.12.2019. Нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) по данному договору: акт N 1550/2 от 28.02.2019, акт N 4425/2 от 30.04.2019, акт N 13347/2 от 30.11.2019, акт N 14932/2 от 31.12.2019 (все указанные сведения размещены на сайте 05.03.2020). При этом сведения об оплате оказанных услуг по указанному договору на сайте не размещены; от 09.01.2019 между Учреждением и АО "Чувашская энергосбытовая компания" договор энергоснабжения N 36-01/70-2645 со сроком действия до 31.12.2019. Нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) по данному договору: акт N 7023/7 от 31.01.2019, акт N 13820/7 от 28.02.2019, акт N 20820/7 от 31.03.2019, акт N 27405/7 от 30.04.2019, акт N 32963/7 от 31.05.2019, акт N 38395/7 от 30.06.2019, акт N 44668/7 от 31.07.2019, акт N 51505/7 от 31.08.2019, акт N 55483/7 от 30.09.2019, акт N 64243/7 от 31.10.2019, акт N 67702/7 от 30.11.2019, акт N 76130/7 от 31.12.2019 (все указанные сведения размещены на сайте 06.03.2020). При этом сведения об оплате оказанных услуг по указанному договору на сайте не размещены.
Таким образом, Учреждением нарушен срок направления для размещения в реестре документов о приемке оказанных работ (услуг) в рамках указанных договоров - составленные с 31.01.2019 по 31.12.2019 в последний день месяца отчетного периода ежемесячные акты, даты и номера которых установлены, размещены 05.03.2020 и 06.03.2020, при этом сведения об оплате оказанных услуг на сайте не были размещены на момент проведения проверки, что является пунктов 10, 13 части 2, части 3 статьи 103 закона о контрактной системе, подпунктов "к", "н" пункта 2 Правил N 1084.
Установленные факты нашли отражение в постановлении Прокуратуры района от 30.04.2020 о возбуждении в отношении должностного лица Учреждения Некрасова Л.Ю. дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрев указанное постановление и материалы проверки, уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике вынесло постановление N 021/04/7.31-570/2020 от 23.06.2020 о привлечении Некрасова Л.Ю. к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление признано законным вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 13.10.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).
Довод Учреждение о том, что решение о проведении проверки до руководителя учреждения не доводилось, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку названная норма закона не предусматривает обязательного направления в адрес проверяемой организации копии решения о проведении проверки, а лишь указывает на необходимость доведения до сведения о принятом решении не позднее дня начала проверки.
Согласно материалам дела, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от 02.03.2020 N 73-28/1004-20 проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, расположенными на поднадзорной территории, сведений в единой информационной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в деятельности поднадзорными прокуратуре района заказчиков, к числу которых относится и Учреждение (г.Чебоксары, пр-т И.Яковлева, д.4а).
В частности, прокуратурой района во исполнение указанного поручения осуществлен мониторинг интернет-сайта: https://zakupki.gov.ru на предмет установления фактов размещения поднадзорными прокуратуре района заказчиками исполненных контрактов на сайте в статусе "на исполнении". Одним из вопросов, поставленных в вышеуказанном поручении прокуратуры Чувашской Республики, являлось установить либо опровергнуть факт размещения заказчиками исполненных контрактов на сайте в статусе "на исполнении" по технической причине (т.е. исключить факт неправомерных действий со стороны заказчиков и принять меры к устранению возможных технических проблем).
Во исполнение данного поручения Прокуратуры 05.03.2020 прокуратурой района осуществлен мониторинг сайта на предмет выявления фактов размещения заказчиками исполненных контрактов на сайте в статусе "на исполнении" с нарушением установленного срока, в ходе которого выявлены подобные факты при размещении сведений о 5 контрактах, заключенных Учреждением: N 61/117-2019 от 05.03.2019, N 36-01/70-2645 от 09.01.2019, N 21-01-143-3309 от 09.01.2019, N 22/01-185-5040 от 09.01.2019, N 26-01-107-279 от 09.01.2019.
После выявления данных фактов 05.03.2020 заместителем прокурора района вынесено решение N 49 о проведении проверки в Учреждении.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сотрудником прокуратуры района, которому поручено проведение данной проверки, 05.03.2020 осуществлен звонок по номеру телефона учреждения 8(8352) 56-26-98, в ходе которого руководителю Учреждения сообщено о проводимой проверке и сокращенных сроках ее проведения. В ходе телефонного разговора последний пояснил, что уполномоченным должностным лицом по размещению сведение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, государственных и муниципальных нужд является юрисконсульт Учреждения Некрасов Л.Ю., который может дать соответствующие пояснения по существу проверки. После чего, 05.03.2020 между сотрудником прокуратуры района, проводившим данную проверку, и юристом Учреждения Некрасовым Л.Ю. состоялся телефонный разговор по существу проверки, по результатам которого Некрасову Л.Ю. также сообщено о сокращенных сроках проведения проверки и необходимости уточнения наличия либо отсутствия технических сбоев при размещении сведений на сайте, а также об актуальности размещенных на сайте сведений о данных контрактах (справка помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары от 05.03.2020 об осуществлении телефонных разговоров с руководителем Учреждения Дмитриевым А.Н. и юрисконсультом Учреждения Некрасовым Л.Ю.
Факт состоявшихся телефонных переговоров между сотрудником прокуратуры района и сотрудниками Учреждения, прокуратурой района документально подтвержден истребованной прокуратурой района и представленной в материалы дела информацией ПАО "Ростелеком" исх.N 0606/05/1688/20/К от 14.07.2020 о детализации телефонных звонков прокуратуры района за период с 14 час. 00 мин. по 17 час. 30 мин. 05.03.2020.
Более того, факт состоявшегося телефонного разговора в день начала проведения проверки - 05.03.2020 между сотрудником прокуратуры района и уполномоченным представителем Учреждения подтвержден в ходе судебного заседания, состоявшегося 25.03.2021 по делу N А79-4263/2020, пояснениями директора Учреждения Дмитриева А.Н. и представителя Учреждения по доверенности Некрасова Л.Ю.
Так, руководитель Учреждения Дмитриев А.Н. пояснил суду, что Некрасов Л.Ю. является представителем Учреждения на доверенности, которая ежегодно пролонгируется. Некрасов Л.Ю. в ходе судебного заседания также пояснил, что телефонный разговор между ним и сотрудником прокуратуры состоялся в 16 час. 45 мин., рабочий день Учреждения - до 17 час. 00 мин.
Исходя из содержания представленной суду доверенности от 14.01.2020 N 1 (со сроком действия - до 31.12.2020), Некрасов Л.Ю. на день начала проведения проверки - 05.03.2020 был уполномочен представлять интересы Учреждения во всех государственных, муниципальных и иных административных органах власти и учреждениях, коммерческих и некоммерческих организациях, правоохранительных органах, прокуратуре, органах дознания, и, следовательно, являлся уполномоченным представителем проверяемой организации - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике", до которого было доведено о начале проведения проверки в отношении вышеуказанного учреждения в установленный законом срок.
Как указал представитель прокуратуры, установить либо опровергнуть наличие виновных действий со стороны должностных лиц Учреждения и исключить факт наличия технических проблем по вине службы технической поддержки сайта либо по иным техническим причинам при размещении на сайте сведений о контрактах, заключенных Учреждением: N 61/117-2019 от 05.03.2019, N 36-01/70-2645 от 09.01.2019, N 21-01-143-3309 от 09.01.2019, N 22/01-185-5040 от 09.01.2019, N 26-01-107-279 от 09.01.2019, без соответствующего запроса информации у руководителя Учреждения, не представлялось возможным.
В связи с чем, прокуратурой района неоднократно (N 20р-2020 от 05.03.2020, от 10.03.2020) руководителю Учреждения направлены запросы о представлении соответствующих сведений, на которые Учреждением в письмах от 06.03.2020 N 01/02-161, от 11.03.2020 N 01-02-169 ответы на поставленные вопросы не даны.
Из вышеуказанных запросов прокуратуры района, следовало, что проверка проводится по поручению прокуратуры Чувашской Республики в сфере размещения информации об исполнении контрактов и размещении соответствующих сведений в единой информационной системе в сфере закупок и требовалось предоставить соответствующую информацию об исполнении контрактов: N 61/117-2019 от 05.03.2019, N 36-01-2645 от 09.01.2019, N 21-01-143-3309 от 09.01.2019, N 22/01-185-5040 от 09.01.2019, N 26-01-107-279 от 09.01.2019, с указанием статуса контрактов по состоянию на 06.03.2020 (т.е. исходя из содержания данных запросов усматривались основания, предмет, цели проведения данной проверки).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что директор Учреждения, а также уполномоченное им должностное лицо Учреждения были уведомлены о принятии решения о проведении проверки в день ее начала, в связи с чем доводы заявителя о нарушении прокуратурой района положений пункта 3 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также о нарушении прав Учреждения на ознакомление с решением о проверке, о не уведомлении о целях, основании и предмете ее проведения в период проведения проверки прокуратуры района, нарушении права Учреждения приводить свои доводы по всем возникающим в ходе проверки вопросам и представлять доказательства, возражать относительно доводов, послуживших основанием проверки, а также возложением обязанности по предоставлению документов, правомерно отклонен.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Оспариваемое представление выдано Учреждению в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства в деятельности Учреждения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у прокурора имелись правовые основания для выдачи заявителю представления N 03-03-2020 от 11.03.2020.
Доводы Учреждения об отсутствии нарушений со стороны должностных лиц Учреждения, выявленных в ходе проверки прокуратурой района, а также недоказанности их виновности уполномоченным органом и незаконности оспариваемого представления, правомерно признаны судом небоснованными.
Исходя из предоставленных прокурору полномочий при осуществлении возложенных на него функций в соответствии со статьей 22 Закона о прокуратуре, действия прокурора по проведению проверки сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которых такая проверка проводилась.
Кроме того, принятое прокуратурой района по результатам проверки оспариваемое представление не приводит к возникновению, изменению, прекращению прав учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не препятствует реализации его прав в указанных сферах.
Доказательств того, что оспариваемое представление нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления деятельности в материалы дела не представлено.
Также правомерно отклонен довод Учреждения о нарушенных правах проведенной проверкой в виде привлечения к административной ответственности, поскольку применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельной формой ответственности.
По смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 названного закона органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке.
Названным представлением заявителю также предложено рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.
На основании части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Сформулированное требование пункта 2 представления не предполагает того, что единственно возможным результатом рассмотрения представления является привлечение лиц к дисциплинарной ответственности.
С учетом изложенного вынесенное прокурором в адрес Учреждения представление в части принятия мер к устранению нарушений закона, отмеченных в нем, рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц не нарушает прав и законных интересов Учреждения, не возлагает на него незаконную обязанность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Учреждения.
Коллегия судей считает необходимым отметить, что отмена постановлением шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 постановления мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 08.04.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководителя Учреждения Дмитриева А.Н., не свидетельствует о незаконности обжалуемых действий и представления, поскольку из указанного судебного акта усматривается, что привлечение к административной ответственности признано незаконным ввиду исполнения Учреждением оспариваемого представления.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.
Учреждени подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная по неверным реквизитам государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.07.2021 по делу N А79-4263/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" оставить без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 29.07.2021 N 13830.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4263/2020
Истец: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике"
Ответчик: Прокуратура Ленинского района г. Чебоксары, Прокуратура Чувашской Республики
Третье лицо: ПАО филиал "Ростелеком" в Чувашской Республике, Первый арбитражный апелляционный суд