г. Владивосток |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А51-6193/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Гончаровой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус ДВ",
апелляционное производство N 05АП-6858/2021
на решение от 07.09.2021
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-6193/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Статус ДВ" к Администрации Уссурийского городского округа при участии в деле в третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ПримСтройАльянс", общество с ограниченной ответственностью "Стройтех", о признании недействительным отказа от исполнения соглашения, о взыскании 1 258 900 рублей,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Статус ДВ": Сосаев С.Ю. по доверенности от 09.01.2021, сроком действия на 31.12.2021, паспорт, диплом (регистрационный номер 11478);
от Администрации Уссурийского городского округа: Лиховид Ю.С. (участие онлайн) по доверенности от 30.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 17673);
В судебное заседание не явились: от общества с ограниченной ответственностью "ПримСтройАльянс", общества с ограниченной ответственностью "Стройтех", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Статус ДВ" (далее - истец, ООО "Статус ДВ" обратился с исковыми требованиями к Администрации Уссурийского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным отказа от исполнения заключенного сторонами соглашения N 108 о предоставлении субсидий на возмещение затрат на благоустройство дворовых территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа, от 04.09.2020 (далее соглашение), о взыскании 1 258 900 рублей субсидий, подлежащих выплате в соответствии с соглашением.
Решением суда от 07.09.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что пункт 6.1 Соглашения N 108 от 04.09.2020 о предоставлении субсидии не устанавливает основания для его расторжения в одностороннем порядке, а содержит лишь указание на наличие у сторон ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Решение о расторжении Соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат на благоустройство дворовой территории истец расценивает как односторонний отказ от исполнения обязательств, что недопустимо в силу статьи 310 Гражданского кодекса РФ, нарушающими его право на получение финансовой поддержки, а также влекущим наступление убытков.
Неисполнение ответчиком обязательства по перечислению субсидии сделало невозможным исполнение ООО "Статус ДВ" обязательств по оплате работ, выполненных ООО "ПримСтройАльянс" по договору подряда N 08003/2020 от 10.03.2020, в связи с чем, Арбитражным судом Приморского края от 25.02.2020 по делу N А51-18188/2020 с ООО "Статус ДВ" в пользу ООО "ПримСтройАлбянс" взыскано 1 258 900 руб. основного долга, 16 099,43 процентов за пользование чужими денежными средствами, а также судебных расходов. Таким образом, истец считает, что факт выполнения работ по благоустройству придомовой территории установлен решением суда по указанному делу, в связи с чем, на Администрации лежит обязанность по перечислению субсидии в адрес истца.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Общество с ограниченной ответственностью "ПримСтройАльянс", общество с ограниченной ответственностью "Стройтех", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. От ООО "ПримСтройАльянс" поступил письменный отзыв, согласно позиции которого, указанное общество поддерживает доводы апелляционной жалобы истца.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статье 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что истец является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 14 на основании договора управления от 01.09.2013.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 30.11.2017 N 3570-НПА утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа" на 2018-2027 годы".
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам на возмещение затрат по благоустройству территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа", утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 04.06.2019 N 1264-НПА (далее - Порядок), предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного с администрацией Уссурийского городского округа.
25.01.2020 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 14 было принято решение об участии в муниципальной подпрограмме по благоустройству придомовой территории, в связи с чем для выполнения работ по благоустройству придомовой территории в качестве подрядчика было привлечено третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "ПримСтройАльянс", о чем ответчик и третьим лицом ООО "ПримСтройАльянс" был заключен договор подряда N 08-03/2020 от 10.03.2020.
На основании Порядка включения дворовых территорий многоквартирных домов в подпрограмму "100 дворов Уссурийска" на 2020 год, муниципальной программы "Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа" на 2018 - 2024 годы", утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 12.02.2020 N 312-НПА дворовая территория многоквартирного дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 14 входила в адресный перечень, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, исходя из минимального перечня работ по благоустройству, в рамках муниципальной подпрограммы "100 дворов Уссурийска" на 2020 год.
04.09.2020 истцом и ответчиком было заключено соглашение N 108 о предоставлении субсидий на возмещение затрат на благоустройство дворовых территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа (соглашение), расположенной по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 14.
Согласно п. 2.1 соглашения субсидия предоставлялась в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в решении о бюджете Уссурийского городского округа (сводной бюджетной росписи) на 2020 финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных администрацией Уссурийского городского округа в размере 1 264 991 рублей.
Разделом 3 соглашения сторонами согласованы условия предоставления субсидии.
На основании пункта 3.3 соглашения получатель (ответчик) обязан представить в администрацию Уссурийского городского округа документы, подтверждающие фактически произведенные расходы в соответствии с требованиями, установленными порядком предоставления субсидии.
В силу пункта 5.3 соглашения получатель обязался, в том числе, представить в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о выполнении работ, документы необходимые для предоставлении субсидии в соответствии с п. 21 Порядка:
а) заявку на предоставление субсидии по форме согласно Приложению N 1 к названному Порядку;
б) копии договоров подряда на оборудование детских и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проезд), обеспечение освещения территорий. Установку скамеек и урн для мусора;
в) акты выполненных работ (форма N КС-2), согласованные уполномоченными лицами, которые вправе действовать в интересах собственников помещений, администрацией Уссурийского городского округа, с представлением сертификатов и паспортов на использованные материалы;
г) смета на оборудование детски и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проездов), обеспечение освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора, прошедшая негосударственную экспертизу по проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов;
д) дефектную ведомость (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора;
е) положительное заключение о проведении строительного контроля качества за выполнением работ по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, асфальтированию территорий (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора на территории многоквартирных домов с представлением актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки работ;
ж) справку о стоимости выполненных работ и затрат на оборудование детских и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора (форма N КС-3).
В соответствии с пунктом 7.5.2 соглашения расторжение соглашения в одностороннем порядке возможно в случае, в том числе, нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и соглашением.
Согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа от 29.11.2017 года N 3542 "О создании общественной комиссии по осуществлению контроля за ходом выполнения муниципальной программы "Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа" на 2018-2024 годы утвержден Состав и Положение об общественной комиссии по осуществлению контроля за ходом выполнения муниципальной программы "Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа" на 2018-2024 годы, где (далее - Муниципальная программа) осуществляет контроль за ходом выполнения Муниципальной программы и является временно действующим на 2018 - 2024 годы коллегиальным органом, созданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", постановления Администрации Приморского края от 30.12.2019 N 944-па "Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края" на 2020 - 2027 годы". Одной из задач Общественной комиссии является принятие благоустроенных дворовых территорий.
В рамках выполнения пункта 5.1 соглашения 24.03.2020 N 31 истцом ООО "Стройтех" был заключен договор на проведение строительного контроля по благоустройству дворовой территории МКД, расположенной по адресу: ул. Некрасова, д. 14.
На основании названного договора ООО "Стройтех" в отношении вышеуказанного объекта проводился строительный контроль в рамках заключенного договора, в том числе, контроль за выполнением строительно-монтажных работ; проверку наличия у строительной подрядной организации документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения строительной подрядной организацией правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; контроль своевременного устранения недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ; контроль за ведением исполнительной документации; определяет соответствие используемых технологий установленным в Российской Федерации нормативам; осуществляет контроль безопасности проведения строительных работ, выполнения требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия; иные функции, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.201 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
23.09.2020 ООО "Стройтех" в адрес истца направлено письмо, в котором указано на выявленные недостатки по качеству выполненных работ при проведении строительного контроля в отношении спорного объекта.
Выявленные нарушения зафиксированы Общественной комиссией протоколами N 27/1 от 07.10.2020, N 31 от 02.11.2020.
20.10.2020 в адрес истца направлена информация о причинах отказа в принятии выполненных работ.
Поскольку истец не устранил выявленные ответчиком недостатки в выполненных работах, ответчик в одностороннем порядке отказался от соглашения, о чем направил истцу письмо от 16.12.2020.
Истец, не согласившись с односторонним отказом ответчика от соглашения, направил в адрес последнего претензию с требованием выплатить спорную субсидию. Данную претензию ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
В силу норм статей 8, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Согласно пункту 6.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по нему стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 7.5.2 расторжение соглашения в одностороннем порядке возможно в случае нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и соглашением. Таким образом, доводы истца о том, что заключенным Соглашением не предусматривалась возможность одностороннего отказа от его исполнения, не соответствует действительности.
В рассматриваемом случае, основанием для одностороннего отказа Администрации об исполнения Соглашения явилось то, что предъявленные истцом результаты работ, в отношении которых он был намерен получить спорную субсидию в нарушение условий Соглашения были исполнены с недостатками по качеству, что зафиксировано Общественной комиссией в протоколах N 27/1 от 07.10.2020, N 31 от 02.11.2020, а также отражено в письме ООО "Стройтех" от 23.09.2020.
Исходя из положений пунктов 22, 24, 25 Порядка, перечисление субсидии осуществляется управлением бухгалтерского учета и отчетности администрации УГО на счет получателя субсидии в течение пятнадцати рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пункте 21 Порядка.
Судом установлено, что ООО "Статус ДВ" не предоставлен полный пакет документов предусмотренных пунктом 21 Порядка, пунктом 5.3 Соглашения, а также не предоставлено соответствующее заявление, что также явилось основанием для отказа в перечислении субсидии.
Таким образом, с учетом выявленных нарушений в оформлении документов, необходимых для предоставления субсидии, а также то, что результаты произведенных работ не были приняты ответчиком, в установленный срок до 16.12.2020 выявленные недостатки истцом не были устранены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Администрации на основании пункта 7.5.2 Соглашения, а также статей 310, 450.1 ГК РФ имелись правовые основания для одностороннего отказа от исполнения Соглашения, в связи с чем, обязательство ответчика по предоставлению спорной субсидии было прекращено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2021 по делу N А51-6193/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6193/2021
Истец: ООО "СТАТУС ДВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "ПРИМСТРОЙАЛЬЯНС", ООО "СТРОЙТЕХ"