г. Владимир |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А43-15825/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-ДК" (ИНН 5215001638, ОГРН 1085250003629,) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 по делу N А43-15825/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-ДК" о признании недействительным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовии от 18.02.2021 N 0223.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В связи с заявлением общества с ограниченной ответственностью "Восток-ДК" (далее по тексту - Общество) от 21.01.2020 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности; выполняемые работы - размещение отходов IV класса опасности, Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовии (далее по тексту - Управление) в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 17.03.2020 N 01-15/2175-л.
На основании результатов указанной внеплановой документарной проверки Обществу выдано уведомление об отказе в предоставлении лицензии от 17.03.2020 N 01-15/2175.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2020 по делу N А43-23945/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, указанное уведомление признано незаконным, на Управление возложена обязанность принять меры направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов Общества по заявлению от 21.01.2020 о предоставлении лицензии.
Управлением на основании приказов от 14.12.2020 N 1514, от 01.02.2021 N0137 в период с 10.02.2021 по 16.02.2021 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о допущенных Обществом нарушениях лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 Правил N 2290, в связи с чем приказом от 18.02.2021 N 0223 отказало Обществу в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Не согласившись с отказом Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что документы для получения лицензии были собраны в рамках действующего законодательства на январь 2020 года, то есть до вступления в силу новых законодательных актов. По мнению Общества, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание распоряжение Главы администрации Дальнеконстантиновского района от 15.11.1993 N 703, подтверждающего факт передачи земельных участков площадью 3,0 га.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии установлен статьей 14 Федерального закона от N 99-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ в случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.
В силу части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
С 01.01.2021 лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также порядок лицензирования указанной деятельности установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение N2290).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Положения N 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами для работ по размещению отходов I-IV классов опасности, являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены следующие требования к объектам размещения отходов:
- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2);
- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 3);
- собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 4);
- запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (часть 5);
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6);
- запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7);
- захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8);
- запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 10);
- при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок (часть 11).
Как следует из материалов дела, Управление в ходе проверки пришло к выводу о несоответствии полигона ТКО вышеприведенным требованиям, поскольку Общество не представило отчет о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей среды, что является нарушением части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
Согласно 7 статьи 23 Закона N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, пунктами 6 и 7 которого предусмотрено предоставление лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, отчета о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
Согласно материалам рассматриваемого дела объект размещения отходов (полигон ТКО) передан Обществу по акту приема-передачи 10.03.2017. В 2016 году Обществом разработана программа мониторинга состояния загрязнения окружающей среды, проводились испытания атмосферного воздуха и воды, что зафиксировано Управлением в акте проверки. Однако отчёт о результатах мониторинга в Управление не предоставлялся.
В связи с чем, Управление обоснованно пришло к выводу о невыполнении Обществом в полном объеме требований части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ и нарушении лицензионного требования, предусмотренного абз.1 подпункта "е" пункта 3 Положения N 2290, в части непроведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в установленном порядке.
Кроме того, как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки соблюдения лицензионных требований Управлением установлено отсутствие у Общества правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Довод Общества об отсутствие необходимости заключения отдельного договора на земельный участок, занятый полигоном, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку требование о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности, установлено абз.2 подпункта "е" пункта 3 Положения N 2290.
Как верно указано судом первой инстанции, ни представленный технический паспорт на сооружение, ни письмо Администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 28.08.2013 N 2411 не опровергают необходимость соблюдения Обществом вышеуказанного лицензионного требования.
При этом представленное Обществом письмо администрации направлено в адрес Общества до установления Положением N 2290 требования о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Довод Общества о том, что поскольку заявление о предоставлении лицензии было подано 21.01.2020, то, применению подлежат требования Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, в частности указывается на применение подпункта "а" пункта 3, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно материалам дела, проверка заявления Общества осуществлялась Управлением с 10.02.2021 по 16.02.2021, в связи с чем, Управлением применены положения Положения N 2290, вступившие в силу с 01.01.2021.
Ссылка Общества на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2020 по делу N А43-23945/2020 о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует, поскольку указанным решением на Управление обязанность по предоставлению лицензии судом не возложена.
На основании изложенного суд обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 по делу N А43-15825/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-ДК" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15825/2021
Истец: ООО "ВоСток-ДК"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по НО и Республике Мордовия