18 ноября 2021 г. |
А84-4868/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Керчьстрой" - Епринцева И.В., представитель по доверенности б/н от 21.04.2021;
- от Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - Притуляк Е.А., представитель по доверенности N 01-25-98 от 16.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционной жалобы Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2021 года по делу N А84-4868/2021,
принятое по заявлению Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Керчьстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - Севгосстройнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Керчьстрой" (далее - ООО "СК "Керчьстрой", общество, заявитель) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель указывает на невыполнение в установленный срок требований предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 25.02.2021 N 92-02-07-040301-248-60, что влечет за собой административную ответственность.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2021 года по делу N А84-4868/2021 заявление Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Керчьстрой" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 апелляционная принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу общество возражало относительно удовлетворения жалобы, ссылаясь на недоказанность вменяемого ему состава административного правонарушения. Указанную позицию о необоснованоости требований заявителя общество в пояснениях, поступивших в суд 28.10.2021, дополнило доводом об истечении трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Севгосстройнадзора поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на отмене судебного акта первой инстанции, принимая во внимание обстоятельства преюдиции, установленные судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела N А84-1399/2021, из которых следует, что ООО "Строительная компания "Керчьстрой" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания, содержащего аналогичные нарушения и требования к их устранеию, связанные с внесением изменений в проектную документацию.
Представитель ООО "СК "Керчьстрой" считает судебный акт законным, в т.ч. в связи с истечением установленного законом срока давности привлечения общества к административной ответственности, доводы апелляционной жалобы просит признать необоснованными, ссывлаясь на отсутствие вины и состава вменяемого правонарушения в его действиях.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников судебного разбирательства в итоговом заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
На основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 11.02.2021 N 92-02-72-010301-248 Севгосстройнадзором 18.02-25.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства: "Проектирование и строительство объекта "Многоквартирные жилые дома (1 этап) - 0238 квартир" по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь", субподрядная организация - ООО "СК "Керчьстрой", с целью проверки выполнения требований предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 30.10.2020 N 92-02-07-040401-184-53.
По результатам проверки составлен акт проверки N 92-02-72-030301-248-234 органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица от 25.02.2021, в котором зафиксировано невыполнение требований предписания от 30.10.2020 N 92-02-72-040401-184-53 в установленный срок, так как не выполнены сооружения инженерной защиты - подпорных стен ПС-2, ПС-4, не начаты и не выполняются работы по устройству колодцев водоснабжения.
Также ООО "СК "Керчьстрой" выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 25.02.2021 N 92-02-07-040301-248-60, в соответствии с которым общество должно было устранить следующие нарушения:
1. выполнить работы по устройству колодцев водоснабжения в районе подпорной стены ПС-2, л. 7 ГЧ Проектная документация "Внутриплощадочные сети водоснабжения" - шифр: 23/3-1-ИОС2.1 изм. 5; л. 2 ГЧ. "Инженерная защита" - шифр: 23/3-1 КР3 изм. 5;
2. соблюсти технологию последовательности производства работ при возведении подпорных стен ПС-2, ПС-4, л.1 Календарный план строительства. Проектная документация. "Проект организации строительства" - шифр: 23/3-1-ПОС. изм. 15.
Срок для выполнения требований - 25.05.2021.
В период с 04.06.-10.06.2020 в отношении ООО "СК "Керчьстрой" проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 26.05.2021 N 92-02-72-01301-316 в целях проверки исполнения предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 25.02.2021 N 92-02-07-040301-248-60.
По результатам документарной проверки составлен акт проверки N 92-02-72-030301-316-294 органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица от 10.06.2021. В данном акте отражено, что по результатам анализа представленных обществом документов выявлены факты невыполнения требований предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 25.02.2021 N 92-02-07-040301-248-60, так как в отношении пункта 1 не представлен приказ застройщика, утверждающий изменения в проектную документацию, а в отношении пункта 2 - не предоставлен откорректированный (согласно внесенным изменениям) Календарный план строительства, утвержденный застройщиком.
В адрес ООО "СК "Керчьстрой" направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 17.06.2021, в котором указано, что для составления протокола необходимо явиться 13.07.2021 в 15.30.
13.07.2021 главным специалистом-экспертом отдела государственного строительного надзора и испытания материалов Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя Довгалюком А.А. в отношении ООО "СК "Керчьстрой", в присутствии представителя юридического лица, составлен протокол об административном правонарушении N 92-07-060401-316-227, по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2021 года по делу N А84-4868/2021 заявление Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Керчьстрой" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ оставлено без удовлетворения в связи с тем, что административным органом не собрано достаточных доказательств, отвечающих требованиям как КоАП РФ, так и АПК РФ, подтверждающих наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требоний, однако по иным мотивам.
Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца. Такая позиция находит отражение в судебной практике, в том числе, в п. 44 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020.
С учетом того, что срок исполнения предписания, выданного административным органом обществу, истек 25.05.2021, постановление по делу об административном правонарушении за его неисполнение могло быть вынесено не позже 25.08.2021, как это предусмотрено ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности Севгосстройнадзор обратился в арбитражный суд 16.07.2021.
Из разъяснений, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса; учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек, это является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении общества к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не опровергающие выводы суда апелляционной инстанции об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым Севгосстройнадзору отказано в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 августа 2021 года по делу N А84-4868/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Кравченко В. Е. |
Судьи |
Кузнякова С. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4868/2021
Истец: Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя
Третье лицо: ООО "Строительная компания "Керчьстрой"