г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А56-19394/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. В. Снукишкис
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, иск ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
к ООО "ТК ЭКСИС"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (ОГРН 1027301160963, адрес: 432013, г. Ульяновск, ул. Фруктовая, д. 7; далее - департамент, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТК ЭКСИС" (ОГРН 1027809256936, адрес: 196626, г. Санкт-Петербург, п. Шушары, Московское шоссе, д. 289, стр. 1, пом. 405; далее - общество, ответчик) о взыскании 180 226 руб. ущерба.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 21.05.2021 в виде резолютивной части в удовлетворении иска отказано.
26.05.2021 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что при обращении в суд с настоящим иском им было заявлено ходатайство об истребовании доказательств, в котором истец просил уточнить в органах ГИБДД сведения о принадлежности обществу на праве собственности автомобиля марки "Камаз" (государственный регистрационный номер А 827 АН 198), указав, что вышеуказанные доказательства находятся в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; в возражениях на отзыв ответчика истец повторно заявил ходатайство об истребовании доказательств, однако ходатайства истца об истребовании доказательств судом не рассмотрены.
В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ апелляционная инстанция пришла к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12), суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и в порядке статьи 66 АПК РФ истребовал в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (197136, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 42, лит. В) сведения о принадлежности ООО "ТК ЭКСИС" (ОГРН 1027809256936) на праве собственности автомобиля марки "Камаз" (государственный регистрационный номер А 827 АН 198), по состоянию на 18.04.2018.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения дела сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть иск в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
В обоснование иска департамент указал, что 18.04.2018 на стационарном пункте весового контроля "Левый берег" областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 12+740, проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза автомобилем марки "КАМАЗ" (государственный регистрационный номер А 827 АН 198), принадлежащим на праве собственности обществу, под управлением водителя, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: Самарская обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Самара" на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы Мирный - до г. Ульяновск - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" от а/д А151 "Цивильск-Ульяновск-разъезд Лаишевский до а/д P24I "Казань-Буинск-Ульяновск" (пройденное расстояние 120,248 км.), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 05.02.2018 N 08-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области" (далее - Приказ N 08-од).
В результате проверки установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период согласно Приказу N 08-од.
Взвешивание транспортного средства произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-15P, 20520-06, 1 пл. N 0111ВО3879, 2 пл. N 0111ВО3880, поверенных 27.03.2018, свидетельство N 016134/13-18.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля составлен акт от 18.04.2018 N 219 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Размер вреда, причиненного дорогам в результате перевозки тяжеловесных грузов без соответствующего разрешения, составил 180 226 руб.
Поскольку вред не возмещен ответчиком в добровольном порядке, департамент обратился в суд с настоящим иском.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
В силу статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, только если доказаны размер убытков, а также совокупность таких обстоятельств, как факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие) и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2); размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства, размера вреда, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5).
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ N 1146 08.08.1996 (действовавшая в спорный период).
В приложении N 1 к данной Инструкции утверждены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Пунктом 1.4 Инструкции установлено, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Согласно пункту 3 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В силу пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Основанием для обращения департамента в суд с иском к обществу о взыскании убытков явился факт нарушения последним правил перевозки тяжеловесных грузов автомобилем марки "КАМАЗ" (государственный регистрационный номер А 827 АН 198), принадлежащем ответчику, в связи с превышением указанным транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с учетом предоставленной Управлении ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом всей совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
В подтверждение превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось департаментом представлен акт от 18.04.2018 N 219.
Указанный акт не может быть принят в качестве надлежащего и достоверного доказательства превышения обществом допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Порядок весового контроля на территории Российской Федерации регламентирован Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - Приказ N 125).
Согласно пункту 2.1.1.2.2 Порядка N 125 при весовом и габаритном контроле по результатам взвешивания транспортного средства составляется акт.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Акт взвешивания, являясь основным доказательством нарушения, влекущего взыскание суммы ущерба, подлежит оценке на основании статей 65, 71 АПК РФ.
Акт от 18.04.2018 N 219, подписанный сотрудником стационарного пункта весового контроля в одностороннем порядке, не позволяет достоверно установить наличие обстоятельств, являющихся основанием для взимания с общества платы за провоз тяжеловесных грузов. Фамилия и подпись водителя, его мотивированные объяснения относительно отказа от подписания акта, сведения о вручении акта водителю отсутствуют. Факт отказа водителя от подписания акта допустимыми и относимыми доказательствами не подтвержден.
В акте от 18.04.2018 N 219 зафиксирован факт превышения транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на 1, 2, 3 и 4 оси.
Седельный тягач марки КАМАЗ 5490-S5 является двухосным транспортным средством. Сведения о прицепе, без которого, исходя из технических характеристик автомобиля КАМАЗ 5490-S5, невозможна перевозка груза в заявленном объеме, в акте отсутствуют.
При таких обстоятельствах, акт от 18.04.2018 N 219 не является надлежащими доказательствами факта превышения установленных допустимых весовых нагрузок на оси при перевозке груза транспортным средством ответчика.
Иных доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований, материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2021 по делу N А56-19394/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19394/2021
Истец: Департамент автомобильных дорог Ульяновской области
Ответчик: ООО "ТК ЭКСИС"
Третье лицо: ГУ Управление ГИБДД МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"