г. Москва |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А40-77400/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-77400/21
по заявлению АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
к Центральному управлению Ростехнадзора
третье лицо - АО "ПОЧТА РОССИИ"
об оспаривании определения от 18.03.2021 г.,
при участии:
от истца: |
Калужских Д.П. по дов. от 10.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - Общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании определения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, ЦУ Ростехнадзора) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.03.2021 г.
Решением от 28.06.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней. Заявитель считает, что в действиях третьего лица имеются признаки административного правонарушения по ч.4 ст.9.22 КоАП РФ, так как АО "ПОЧТА РОССИИ" обязано как в силу закона составить акт согласования технической и (или) аварийной брони в отношении отделения связи г. Ступино, так и в силу включения указанного отделения связи в Перечень, утвержденный Губернатором Московской области.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Мосэнергосбыт" и Потребителем заключен договор энергоснабжения от 10.11.2009 N 35703843 (далее - Договор), в соответствии с которым АО "Мосэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю, а последний обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Как следует из Договора, объектом энергоснабжения является, в том числе объект N 35703843, расположенный по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Андропова, д. 29/9, который является отделением почтовой связи.
Ввиду непредоставления Потребителем в МЭС акта согласования технологической и (или) аварийной брони, МЭС обратилось в ЦУ Ростехнадзора с заявлением от 18.01.2021 N МЭС/ИПУ122/16 о привлечении Потребителя к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.22 КОАП РФ.
ЦУ Ростехнадзора отказало в возбуждении дела об административном правонарушении определением от 18.03.2021 (вх. от 02.04.2021 N МЭС/СК/122/86) на основании того, что АО "Почта России" нельзя классифицировать как организацию связи и к нему не могут быть применены требования п. 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442.
Не согласившись с оспариваемым определением административного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что АО "Почта России" нельзя классифицировать как организацию связи и к нему не могут быть применены требования п. 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 об обязанности согласовывать технологическую и (или) аварийную броню в установленном порядке.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции неверными, не основанными на нормах права и фактических обстоятельствах по делу.
Как усматривается из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Почта России" заключен договор энергоснабжения от 10.11.2009 N 35703843, в соответствии с которым АО "Мосэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю, а последний обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Из Договора следует, объектом энергоснабжения является, в том числе объект N 35703843, расположенный по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Андропова, д. 29/9, который является отделением почтовой связи.
Частью 4 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню.
В соответствии с пунктом 31.1 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила доступа) в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в п. 31.2 указанных Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в п. 31.4 указанных Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.
На основании п. 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, согласно которым в договоре энергоснабжения, в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами, предусматривается обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 установлены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, к числу которых относятся и организации связи - в отношении объектов сетей связи.
В соответствии с п. 14 ст.2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее - Закон о связи) организацией связи является юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Также согласно с п. 24 ст. 2 Закона о связи сетью связи является технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Согласно положениям статьи 2 Закона "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999
почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; сеть почтовой связи - совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов; объекты почтовой связи - обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения);
Выводы суда первой инстанции о том, что деятельность почтовой связи общего пользования (ОКВЭД 53.10) относится к разделу Н классификатора (транспортировка и хранение), а именно виду деятельности почтовая связь и курьерская деятельность (ОКВЭД 53), а к разделу J классификатора (деятельность в области информации и связи), а именно виду деятельность в сфере телекоммуникаций (ОКВЭД 61) не имеет правого значения, так как не исключает отнесение АО "Почта России" к организациям связи в силу положений Закона о связи.
Таким образом, АО "Почта России" является организацией связи; составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объекта связи обязательно.
Также апелляционным судом учитывается, что согласно абзацу 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.
В материалах дела имеются данные о включении отделения связи в г. Ступино АО "Почта России" в Перечень потребителей электрической энергии в субъекте РФ, утвержденный Губернатором Московской области (п. 23 стр. 85 Перечня).
Таким образом, третье лицо обязано согласовывать технологическую и (или) аварийную броню в установленном порядке, и не составление такого акта влечет для него привлечение к административной ответственности.
Обязательность для АО "Почта России" представления в МЭС акта согласования технологической и (или) аварийной брони установлена решение м Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2020 по делу N А40-304645/19.
С учетом изложенного, определение об отказе в возбуждении в отношении третьего лица дела об административном правонарушении по ч.4 ст.9.22 КоАП РФ вынесено ЦУ Ростехнадзора необоснованно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-77400/21 отменить.
Заявленные требования АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" удовлетворить. Признать незаконным и отменить определение ЦУ Ростехнадзора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 18.03.2021.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77400/2021
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ЦУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ"